Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«Мы били в одну точку»

Составляющие успеха IPO «Яндекса» — рыночная конъюнктура и энергия создателей

В момент запуска торгов на NASDAQ на головы Ильи Сегаловича (крайний слева) и Аркадия Воложа (в центре) посыпались виртуальные миллионы и настоящее красное конфетти

Двадцать четвертого мая 2011 года, ровно через 30 лет после окончания республиканской физматшколы в Алма-Ате, одноклассники Аркадий Волож и Илья Сегалович стояли в телестудии американской биржи NASDAQ. Вокруг были десятки ликующих людей, сверху летели красные конфетти, а сами они тем временем становились мультимиллионерами. 52,17 млн акций компании «Яндекс», созданной ими 14 лет назад, были проданы по 25 долларов за штуку, всего на 1,3 млрд долларов (за вычетом комиссии андеррайтеров в размере 65,2 млн акционеры «Яндекса» получили от IPO 873,38 млн, компания — 365,75 млн долларов). Всю компанию оценили в 8,03 млрд долларов. В ходе IPO компания даже повысила диапазон размещения с 20–22 до 25 долларов за акцию, переподписка, по данным источника Reuters, составила 17 раз. Это было самое большое размещение интернет-компании в СШA со времен Google (в 2004 году она привлекла 1,67 млрд долларов).

Но самое интересное началось дальше. Акции начали расти с потрясающей скоростью и в первый день торгов скакнули аж на 55,3%, то есть «Яндекс» стал стоить уже 12,5 млрд долларов. В пятницу организаторы IPO Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs реализовали право на покупку дополнительных 5,2 млн акций компании по цене размещения, 25 долларов за акцию. Таким образом, общий объем IPO составил 1,43 млрд долларов, на бирже торгуется 17,6% акций «Яндекса».

В том, что инвесторы будут рады прикупить акций лидера российского интернет-поиска, сомнений не было. Но такого ажиотажа не ожидал никто — ведь ситуация перед IPO складывалась не самая благоприятная.

Рисковое время

Причин того, что размещение могло бы оказаться не столь удачным, было несколько.

Первая — с начала года отменили IPO как минимум пять российских компаний: «Вертолеты России», «Евросеть», Nord Gold, ЧТПЗ, группа «Кокс». У каждой были свои объективные показатели, которые не понравились инвесторам. Однако само по себе наличие такого внушительного списка никак не могло играть на руку «Яндексу».

Вторая причина — поведение акционеров российских интернет-компаний. В прошлом году успешное IPO провел российский холдинг Mail.ru Group. Но, судя по всему, инвесторов привлекали не только и не столько российские активы холдинга (одноименная почта, социальная сеть «Одноклассники» и др.), сколько тот факт, что Mail.ru Group владеет 2,33% самой большой в мире социальной сети Facebook, насчитывающей более 500 млн зарегистрированных пользователей. Сама Facebook планирует IPO только в следующем году, а инвесторам вложиться в ее акции хочется уже давно, так что приобретение кусочка Mail.ru Group было одной из редких возможностей опосредованно войти в капитал Facebook. Но, как выяснилось 27 апреля этого года, сами акционеры Mail.ru Group не очень верили в успех. Фонд Tiger Global, который является акционером и Mail.ru Group, и «Яндекса», за день до официального объявления «Яндексом» об IPO скинул акции Mail.ru Group на Лондонской фондовой бирже (LSE). Всего, по информации газеты «Ведомости», фонд вместе с основателями и менеджерами Mail.ru Group продал 6,65% GDR компании за 450,6 млн долларов. GDR были проданы по 32,5 доллара за штуку. В тот день их курс упал на 9%, до 31,73 доллара за расписку. Как рассказал «Эксперту» представитель одного из московских инвестбанков, вице-президент по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами Mail.ru Group Юрий Михалев уволился сразу же, как все «откэшились». «15 апреля мы сообщили о назначении управляющим директором Мэттью Хаммонда, в ведении которого находятся в том числе связи с инвесторами. 27 апреля Юрий Михалев покинул компанию», сообщили в Mail.ru. Group. С одной стороны, эта некрасивая история показывала, что акционеры компаний-конкурентов видят в «Яндексе» игрока номер один российского рынка. Но с другой стороны, этот пример некорректного поведения мог еще больше разочаровать потенциальных инвесторов в российских компаниях.

Третья причина — чисто конъюнктурная. За несколько дней до «Яндекса» размещалась американская профессиональная социальная сеть LinkedIn, в первый же день торгов ее капитализация взлетела в два раза, примерно до 9 млрд долларов. При этом компания привлекла меньше «Яндекса» — около 900 млн долларов. И на это размещение инвесторы могли израсходовать все деньги, зарезервированные на интернет-компании. Да и в целом фондовые рынки чувствовали себя неважно, индекс S&P 500 падает с конца апреля, индекс РТС — с начала апреля.

И наконец, четвертая причина кроется в бизнесе самого «Яндекса». Стабильный источник дохода у компании пока один — контекстная реклама. На любой поисковый запрос «Яндекс» выдает (чаще всего в специальной колонке справа на экране) ссылки на сайты компаний, бизнес которых имеет какое-то отношение к объекту поиска. Вводите название лекарства — вот вам адреса аптек. Вводите название пьесы Шекспира — вот вам адреса сайтов, которые продают на нее билеты, и т. д. За такие объявления «Яндекс» берет деньги, всего этим способом продвижения воспользовалось уже 180 тыс. компаний. В последнее время бизнес «Яндекса» растет вширь — он начал размещать на своих картах рекламу мелких компаний, у которых вообще нет сайтов (аптечный киоск, ремонт обуви и т. д.), фактически «интернетизируя» почившие «Желтые страницы»; еще одна перспективная вещь — система денежных переводов «Яндекс.Деньги», через которую уже проходит 80 тыс. платежей в день. Но все равно дойная корова пока одна — контекстная реклама. А она будет расти, только пока растет число пользователей русскоязычного интернета. Конечно, рынок в РФ еще не насыщен (46% населения старше 18 лет, данные ФОМ, зима 2010/11 года), у мобильного интернета вообще радужные перспективы. Но один-единственный источник монетизации — это все равно маловато.

Однако на деле все эти опасения оказались ерундой, потому что такой компании, как «Яндекс», в России больше нет.

Идеальный кейс

«Яндекс» — это компания, на примере которой можно писать кейсы для западных вузов. Это саксесс-стори о том, как в 1989 году молодой программист Аркадий Волож начал разрабатывать алгоритм морфологического поиска, вообще не имея понятия об интернете; о том, как стартап, который в 1997 году затевали три человека — Аркадий Волож, Илья Сегалович и Елена Колмановская, превратился в звезду с рыночной капитализацией 10 млрд долларов. Лучше, чем нынешний технический директор «Яндекса» Илья Сегалович, в двух словах историю его компании не расскажешь. Вот что он говорил в беседе с корреспондентами «Эксперта» в декабре 2010 года: «Сначала “Яндекс” был сфокусированным морфологическим поиском, очень сфокусированным; таким он оставался до 2000 года. До того времени мы были компанией, которая не зарабатывала денег, которая делала максимум возможного и стреляла в одну-единственную точку, изо всех сил, прямой наводкой. Мы три раза меняли технологию по ходу дела. Мы делали один продукт, и брали на себя все риски, и верили, что оно взлетит. И оно взлетело. А дальше мы к этому, так сказать, летящему самолету прицепили мешок других сервисов, потащили и подняли их и тоже пытаемся их фокусировать и делать интересными.

Дальше идея разрослась, она стала шире, чем просто морфологический поиск. Идеей стало предоставление информации всем в интернете. И в этом смысле из узкой технологической идеи она стала сервисом, тем, что нужно людям.

Главную идею компании мы теперь формулируем так: “«Яндекс» дает ответ”. Мы даем точный и полный ответ, исчерпывающий и уместный в любой среде, в любом окружении: на мобильном устройстве, на iPad, в интернете, на всех платформах, на Nokia, на iPhone, в машине, в телевизоре и так далее. Этот ответ закрывает все информационные потребности пользователя. Это может относиться и к классическому веб-поиску, и к специализированным поискам, которые мы тоже стараемся строить и умеем правильно привязывать к “большому” поиску».

Сухим языком цифр история компании выглядит так. В 2000 году, когда выручка «Яндекса» составляла 72 тыс. долларов, а чистые убытки — 2 млн долларов, в компанию были привлечены первые инвесторы — частные американские фонды во главе с Baring Vostok Capital Partners. Они не побоялись вложить в компанию 5 млн долларов, весь «Яндекс» был оценен в 15 млн. С тех пор стоимость его активов увеличилась более чем в 600 раз.

Лидером на рынке поиска «Яндекс» стал не сразу — где-то в 2001–2002 году (до этого первым был Rambler), на окупаемость вышел в 2003-м. Сейчас его рыночная доля — около 65%. Yandex.ru — самый посещаемый портал рунета: 38 млн уникальных посетителей в месяц. Выручка за прошлый год — 440 млн долларов, по сравнению с 2009-м она выросла на 43%. Главная приманка для западных инвесторов — нашу компанию не смог победить мировой гигант Google (его доля в русскоязычном поиске составляет всего 22–23%). После поиска самыми популярными сервисами являются «картинки», «почта», «видео», «новости», «карты», «погода», «маркет», «фотки», «словари» (перечислены в порядке уменьшения числа уникальных посетителей).

И все-таки главное в «Яндексе» не цифры, а энергия и упорство создателей, их потребность в экспансии, причем не только в бизнесе. Будучи средней по всем меркам компанией, она ведет себя как западные ИТ-монстры. Инвестирует не просто в R&D, а в массу смежных проектов — от факультета на Физтехе до Национального корпуса русского языка, исповедует модель открытых инноваций. Возможно, благодаря этому для «Яндекса» не столь актуальна самая главная проблема многих российских ИТ-компаний — кадры. «Это одна из немногих компаний в России, в которую люди действительно стремятся попасть, лояльность сотрудников в ней очень высока», — сказал «Интерфаксу» заместитель портфельного менеджера Verno Investment Management Сергей Беляев. Горизонт планирования компании далек и широк. Поиск идей идет постоянно, внутри и вовне, даже от пользователей, которые, например, вносят актуальные коррективы в карты; открылось венчурное направление. А первая цель на сегодня — расширить свою бизнес-модель. И Сегалович уже пообещал это в момент запуска торгов на NASDAQ.

«Трудно поверить, но две крупнейшие европейские интернет-компании на сегодня — это две компании из России», — заметил на проходящем в Париже международном форуме интернет-лидеров iG8 председатель совета директоров Mail.ru Group Юрий Мильнер, имея в виду свою компанию и «Яндекс». Сам Мильнер настроен на новый виток международной экспансии и создал фонд DST Global 2, в который привлек 1 млрд долларов. Готов к экспансии за пределы отечества и «Яндекс». Илья Сегалович во время IPO уже пообещал международную экспансию своей компании. Нам остается только ждать новостей.

Надувается ли пузырь?

В связи с IPO «Яндекса» в мировых СМИ снова возникла тема нового интернет-пузыря. EBITDA «Яндекса» в прошлом году составила 211 млн долларов. Коэффициент EV/EBITDA на 18.00 пятницы, 27 мая, — 43,79 (рыночная капитализация компании на тот момент составляла 10,33 млрд долларов). Для традиционных отраслей это невиданный коэффициент (например, у «Норникеля» по результатам 2010 года он был 6,5, у «Газпрома» — 5,0, у МТС — 5,1, у  «Магнита» — 22,6, у X5 Retail Group — 16,6.

«Посмотрите на мультипликаторы — компании оцениваются в 20 EBITDA. Когда я вижу такие оценки, я сразу задаюсь вопросом: какого же размера должен достигнуть рекламный рынок, чтобы поддержать такой уровень капитализации компаний, которые зарабатывают в основном на рекламе?» — говорил в недавнем интервью «Интерфаксу» об интернет-компаниях президент АФК «Система» Михаил Шамолин.

«Модель бизнеса в интернете понятна, вопрос только в том, правильно ли рынок ее оценивает. В 2008 году МТС стоила 40 миллиардов долларов, сейчас — 20 миллиардов. Это произошло потому, что несколько лет компания росла на 25–30 процентов в год и все инвесторы были уверены, что такие темпы сохранятся еще долгое время. А потом выяснилось, что это не так. То же самое возможно и с интернет-компаниями типа Facebook — если темпы роста их показателей упадут, то и капитализация существенно снизится», — рассуждал глава АФК «Система».

Однако сказать, что «Яндекс» переоценили, нельзя. EV/EBITDA аналогичных компаний развивающихся рынков и интернет-компаний Китая составляет 22–27. Baidu торгуется вообще с коэффициентом в 40.

Признаком пузыря прежде всего нужно считать успешные IPO сомнительных компаний, считает генеральный директор ЗАО «Национальное листинговое агентство “Региональные инновации и инвестиции” Дионис Гордин. «Сейчас мы видим успешные IPO сильнейших компаний отрасли. Люди намного больше времени проводят в интернете и тратят в нем намного больше денег, чем три года назад, — интернет-компании растут и начинают приносить хорошие дивиденды своим акционерам».

Инвесторы соскучились по росту, и интернет-компании развивающихся рынков — одна из немногих сфер, где увеличение всех показателей в течение двух-трех лет гарантировано.   

Елена Рыцарева



Журнал "Эксперт"
31.05.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов