Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Довели до дефицита

Впервые за много лет в ряде регионов России нехватка бензина. По указанию властей нефтяные компании ограничивают рост цен на внутреннем рынке, но при этом наращивают экспорт и снижают поставки внутри страны

Более десятка субъектов федерации в бензиновом кризисе. Раньше и острее всего проблемы проявились в Алтайском крае и Брянской области. На заправках или вовсе нет топлива, или очереди, и бензин отпускается или спецкатегориям, или в ограниченных объемах. Частные заправки не работают из-за отсутствия моторных топлив или взвинтили цены на десятки процентов. Премьер-министр Владимир Путин на днях отдал поручение профильным ведомствам разобраться с проблемой и представить предложения по ее ликвидации, а глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев уже пригрозил крупнейшим участникам рынкам преследованием «вплоть до уголовного». Между тем отраслевые эксперты говорят о возможной эскалации проблем, а нефтяники и ряд профильных организаций — о своей невиновности и системных ошибках чиновников.

Он их в дверь, они — в окно

Автору довелось наблюдать развитие ситуации в Брянской области. Последнее время розничная цена на основную в регионе марку бензина Аи-92 держалась на уровне 22,5–23 рубля. 25 апреля цены на «независимых» АЗС выросли до 26,5 рубля (почти на 20%), у заправок «Роснефти», основного в регионе игрока, выстроились длинные вереницы машин. На следующий день бензин на АЗС этой компании закончился, продажи возобновились лишь через сутки. Очереди, высокие расценки «независимых» и ажиотаж в среде автомобилистов пока сохраняются.

Бензиновый кризис случился, несмотря на то, что доминирующие на рынке вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), которые контролируют почти всю нефтепереработку, нефтебазы, а также значительную часть АЗС, в последние месяцы испытали значительное давление чиновников. В августе прошлого года премьер устроил их руководству обструкцию за повышенные цены на бензин, а в феврале — за скачок на дизтопливо. Всю вторую половину прошлого и начало нынешнего года ВИНКи терзала ФАС. Служба обвинила крупнейшие компании в сговоре, наложила на них многомиллиардные штрафы, с ее подачи в практику был внедрен ряд законодательных новаций, направленных на ограничение влияния крупных игроков и развитие биржевой торговли.

Среди объяснений происходящего звучит такое: мол, крупнейшие игроки создают искусственный дефицит, чтобы вытеснить с рынка независимые автозаправки. Выглядит не очень убедительно: пока отсутствие бензина на фирменных заправках никак не упрочило позиции крупнейших компаний. К тому же среди упомянутых новаций ФАС присутствуют жесткие ограничения по доле доминирующего игрока на локальном рынке.

Заявления Игоря Артемьева, что бензиновый дефицит — результат картельного сговора между крупнейшими компаниями, в частности между «Роснефтью» и «Газпром нефтью», звучат правдоподобнее, но все же не отражают всю сложность ситуации.

Ценовой анализ свидетельствует о том, что последние полгода ВИНКи действовали, скажем так, с оглядкой на Путина. То есть, как и требовал премьер, сначала немного снизили цены на бензин, а затем длительное время держали их на одном уровне (см. график). Причем делали они это, несмотря на международную конъюнктуру, а именно — на рост мировой цены на нефть, а также изменение налоговой базы (с 1 января 2011 года повышенный акциз прибавил популярным маркам около рубля стоимости). В результате искусственного самоограничения для отечественных нефтепереработчиков стали более выгодными поставки на экспорт, что они и не преминули учесть в своей маркетинговой политике.

Перестарались

Увеличение количества автомобилей в России определяет тенденцию увеличения потребления бензина. Тем не менее в феврале-марте выпуск этого вида топлива по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года сократился на 3,4%. В целом за первый квартал он составил 8,7 млн тонн (минус 100 тыс. тонн к прошлому году), в то время как экспорт бензина разных марок вырос в полтора раза — до 1,8 млн тонн.

Складывается впечатление, что нефтяники неподрассчитали с экспортом, к тому же дело усугубилось дополнительными факторами. В нынешнем году с введением стандарта «евро-3» некоторый объем предложения в виде низкооктанового топлива покинул рынок, кроме того, в апреле на ремонт останавливались сразу четыре НПЗ. Вместе с тем отраслевые эксперты и участники рынка говорят, что контролируемые ВИНКами НПЗ и нефтебазы стали под разными предлогами отказывать независимым трейдерам и АЗС в закупке топлива по прежним расценкам. В некоторых случаях диктуемые крупнейшими игроками оптовые цены оказались выше стоимости бензина в аффилированной с ними рознице, то есть на контролируемых ВИНКами автозаправках. В результате часть оптовых покупателей была вынуждена переместиться в биржевой сегмент (по недавно принятым нормативам 15% от объема производства нефтепродуктов должно продаваться именно там). Однако доступа к этому торговому каналу пока лишены мелкие и средние игроки, не оформленные в качестве участников биржи. Кроме того, в биржевом сегменте резко возросла доля крупных по объему сделок (от нескольких тысяч тонн топлива) — бензин могли перекупать аффилированные с ВИНКами крупные трейдинговые компании и экспортеры.

«В розничном и мелкооптовом звеньях в последние недели мы фиксировали лишь незначительный рост цен, причем наибольшим он был не в тех регионах, которые фигурируют в списке проблемных, — излагает свое видение ситуации заместитель директора ИАЦ “Кортес” по развитию Павел Строков. — В то же время биржевые цены заметно выросли. Сейчас мы наблюдаем нетипичную картину, когда независимые владельцы заправок не могут конкурировать с сетями ВИНК по цене, бензин вымывается у последних, и возникают локальные дефициты».

Как отмечает Строков, проблемы возникли как раз в тех регионах, где традиционно велика доля именно независимых АЗС. Тем не менее отраслевой эксперт уверен, что о дальнейшей эскалации кризиса и дефиците в масштабе всей страны говорить неуместно, несмотря на динамику производственных показателей: «Если бы дело было лишь в них, дефицит проявился бы раньше и в большем числе регионов».

Идеального решения пока нет

По распоряжению главы Минэнерго Сергея Шматко создан штаб для решения проблемы, а его зам Сергей Кудряшов провел совещание в Алтайском крае, где договорился с представителями «Роснефти» и «Газпром нефти» об увеличении поставок бензина в этот регион. На днях ФАС сообщила, что по факту дефицита и роста цен на моторные топлива иници­ирована комплексная проверка действий ВИНКов и их подразделений («ЛУКойл», «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «НК Альянс», «Башнефть»). Факт сговора и торговых ограничений служба, вполне возможно, и докажет, но вместе с тем она окажется в щекотливом положении. Ведь одной из основных инициатив ФАС в последнее время является использование для анализа ценовой политики НПЗ и оптовых продавцов расчетной рыночной цены на нефтепродукты, предполагающей равнодоходность поставок на экспорт и внутренний рынок (см. «Мелкими шажками к бензиновому раю» в «Эксперте» № 22 за 2010 год). В ФАС не ответили на наши вопросы, но очень похоже, что сейчас этот индикатор будет демонстрировать отнюдь не завышенный, а пониженный уровень внутренних розничных цен. В терминах службы его можно назвать демпингом, так что идеология ФАС войдет в прямой конфликт с декларированными премьер-министром требованиями по снижению цен.

Если у чиновников все же возникнет желание перейти от эффектных действий к эффективным, то не избежать крайне неприятных последствий для одной из заинтересованных сторон конфликта. Возможный вариант: ФАС придется закрыть глаза на значительный, на 10–20%, скачок розничных цен на бензин (вероятно, именно на такое развитие событий и рассчитывали нефтяники, увеличивая экспорт и ставя свои НПЗ на плановый ремонт), а это вызовет крайне негативную реакцию в среде автолюбителей. «Рост цен на бензин выглядит логичным, — считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. — Нельзя вести речь о рынке в условиях их искусственного административного ограничения». Другой сценарий: правительству придется прижать амбиции всесильного министра финансов Алексея Кудрина и таки пересмотреть в сторону уменьшения акциз на бензин, пожертвовав бюджетными доходами ради снижения стоимости социально значимого товара. Ну и последняя возможная мера — поднять ставки экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Действительно, на днях стало известно, что Владимир Путин отдал поручение повысить экспортные пошлины на нефтепродукты начиная с мая. Правда, если повышение будет значительным, энергокомпании могут снизить загрузку НПЗ и удвоить усилия по расширению экспорта сырой нефти.

Пока очевиден курс властей на экстренное, «ручное» купирование последствий кризиса, а не на решение структурных проблем бензинового рынка. Эти проблемы кроются в локальном монополизме и интегрированной структуре нефтяных компаний, которые по своей природе не заинтересованы в рыночном сотрудничестве с независимыми НПЗ и АЗС. В результате, когда мировые цены на нефть растут, растут и внутренние цены на бензин, когда же нефть дешевеет, российский бензин дешевеет только из-под палки. Ликвидация этих зазоров требует куда более продуманных и серьезных действий — от системных мер по развитию конкуренции в нефтепереработке и дистрибуции нефтепродуктов вплоть до возможного разделения активов крупных компаний и выделения из них инфраструктурных компонентов.

Иван Рубанов



Журнал "Эксперт"
05.05.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов