Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Если «Гора» не идет…

Государство отказывает в поддержке популярным анимационным проектам

В последние годы много говорилось о больших проблемах и небольших успехах современной российской анимации. К числу первых относятся и недостаток финансирования, и споры вокруг авторских прав, и трудности с показом на телевидении, и слабая заинтересованность государства в развитии анимационного кино. Среди успехов назывались коммерческие победы «богатырской» тетралогии и «Смешариков», оскаровские номинации Александра Петрова и Константина Бронзита и, конечно, проект «Гора самоцветов», без упоминания которого не обходится ни один разговор о наших современных мультфильмах.

Это и неудивительно. Проект, созданный Александром Татарским и студией «Пилот», объединил множество талантливых художников и на некоторое время заставил поверить, что наша анимация может вернуть себе былое величие. Так что «Гора» стала символом целой анимационной эпохи, полной энтузиазма и надежд. Эпохи, которая закончилась в декабре 2010 года, когда Сергей Меринов завершил работу над анимационной сказкой «Зубы, хвост и уши», которая стала 54-м и, по всей видимости, последним эпизодом проекта.

Основание горы

Вспоминая об изначальном замысле «Горы самоцветов», Татарский рассказывал, что в детстве у него была книжка сказок народов России с таким названием. Но сегодня очевидно, что идеи проекта проистекали из куда более актуальных ощущений, чем детская память. Александр Михайлович придумал простую структуру: большой цикл из 13-минутных эпизодов, каждый из которых включает, во-первых, народную сказку, во-вторых, информацию о народе, ее придумавшем. Сами сказки могут быть выполнены в любой технике и эстетике (от объемного компьютерного изображения до акварельного рисунка), а вот образовательные заставки сделаны в едином стиле – это полутораминутные пластилиновые ролики, начинающиеся со слов «Мы живем в России» и переходящие затем к рассказу о конкретном регионе страны.

В результате получился цикл, который предлагал маленькому зрителю разнообразие визуальных концепций и личностный авторский взгляд вместо той часто стандартизированной и выхолощенной эстетики, которую навязывает коммерчески ориентированная продукция.

Рассказывая о приоритетах, соратник Татарского по этой работе и нынешний художественный руководитель проекта Эдуард Назаров говорит о том, что для них важно было вернуть детям образ хорошего, умного кино: «Самая главная задача была в том, чтобы в этой безумной скачке и нервозности клипового сознания вернуть зрителя к тому, что нужно размышлять, когда смотришь мультфильмы. А во-вторых, мы хотели показать маленькому зрителю, что то место, где он живет, его село, поселок, город, республика, – самое замечательное место на свете. Это не какой-то фальшивый, гнилой патриотизм… это нормальное обращение: «Посмотри, кто вокруг тебя живет, что они умеют, что умели твои родители, дедушки и бабушки, какая история у твоего места». И я скажу, не кривя душой: хотя мне довольно трудно угодить, но мне не стыдно за этот проект. Там, конечно, есть провалы, есть удачи, но в целом это хорошая вещь. Полезная, нужная, умная – для детей, которые хотят быть умными, и для умных родителей».

Не меньше, чем на любовь к родному дому, работает «Гора самоцветов» и на толерантность в отношении соседей. Проект формирует здоровые, культурные стереотипы. И заставки, и сами сказки должны зародить в маленьком зрителе интерес к чужой культуре и многообразию национальных традиций, которые в свою очередь сделали бы ксенофобию невозможной.

Как дела шли в гору

Воспитание маленького зрителя было важной целью, но не единственной. «Гора» мыслилась и отчасти стала «отраслеобразующим» производством, которое помогало анимации выживать и развиваться на протяжении первого десятилетия XXI века. Проект позволил подхватить и восстановить уже угасающие традиции нашей мощной анимационной школы (немалую роль в этом сыграло присутствие Эдуарда Назарова в художественном совете «Пилота»), создать новые рабочие места и школу для аниматоров и потрясающий пластилиновый цех, в котором разрабатывались новые подходы к работе с материалом. А также «Гора» открыла дорогу в профессию для многих талантливых молодых художников. Из 30 режиссеров, работавших над проектом, 10 делали в рамках этого проекта свое первое или второе авторское кино.

Среди них – белорусский режиссер Марина Карпова («Шиш», «Медвежьи истории», «Козья хатка»), которая рассказывает, что до работы на «Горе самоцветов» не смогла устроиться на единственную белорусскую студию и, устав от бесконечного производства рекламы, собиралась уже уйти из анимации в производство тапочек.

«Уже точно решила, перестала брать заказы на ролики, выясняла, какие станки нужны, – рассказывает Марина. – И вдруг звонок: «Марина, здравствуйте, с вами разговаривает Михаил Алдашин, студия «Пилот»»… А это – боги! В моем положении, в котором я тогда существовала, барахтаясь с этой рекламой в Минске, да я готова была на «Пилот» поехать полы мыть. Чтобы быть каким-то образом сопричастной настоящим людям, настоящему искусству. Потом я приехала, выбрала историю и начала работать. Что-то я, конечно, умела, но страшно всего боялась. Но мне помогали, объясняли, и я увидела, что все просто, что все получается. Это была потрясающая школа и поддержка. Можно сказать, что мне дали жить».

Оказала «Гора» влияние и на международное реноме России. Эпизоды из проекта неоднократно представляли нашу страну на разнообразных киносмотрах (в том числе в Аннеси, Загребе, на Берлинале), и для многих иностранных специалистов «Гора», наравне с фильмами Александра Петрова, стала символом российской анимации нынешних дней.

Сизифов труд

Несмотря на отсутствие рекламы, за годы существования «Горы» у проекта образовалось немало поклонников среди зрителей. Критика тоже, конечно, звучала. Говорилось о том, что продюсеры плохо позиционируют и продвигают проект, не пользуясь всеми возможностями рынка. Другие оценивали «Гору», как недостаточно привлекательную для современного юного зрителя, привыкшего уже к американскому кино. Третьи упрекали проект в некоторой фальшивости предпосылок, говоря о том, что «Гора» рекламирует нашу нищую и несчастную страну, как край с молочными реками и кисельными берегами. С этими критическими оценками можно соглашаться или спорить, однако вряд ли именно они сыграли ключевую роль в судьбе проекта.

Отсняв несколько десятков серий «Горы самоцветов», студия «Пилот» получила отказ в финансировании следующих эпизодов. В ответ на всевозможные обращения (в том числе к Дмитрию Медведеву, Владимиру Путину и Александру Авдееву) студия получила письмо за подписью теперь уже бывшего директора департамента кинематографии Сергея Зернова, в котором говорилось, что «Министерство культуры РФ брало на себя обязательства по финансированию 52 фильмов проекта, заявленных на момент начала производства. К сожалению, планы студий по количеству выпускаемой продукции не всегда соответствуют возможностям государства по их финансированию. Тем не менее государственная финансовая поддержка производства «Горы самоцветов» пусть не в таком объеме, как предполагалось вашей студией, была осуществлена полностью. Последние шесть фильмов будут сданы в текущем году».

«Из этого текста следует, что Министерство культуры каким-то непостижимым для меня образом брало на себя обязательства финансировать 52 фильма «Горы самоцветов», – недоумевает директор фонда «Пилот» Лев Бубненков. – Я о таких обязательствах не знаю, и они нигде не зафиксированы. Более того, Министерство культуры просто по закону не могло их на себя взять. На сегодняшний день, к сожалению, Министерство культуры не имеет права запускать проекты и договариваться с производителем, что оно будет финансировать цикл или сериал в размере такого-то количества серий». У Министерства культуры есть установленный конкурсный порядок производства фильмов, закрепленный, по словам Бубненкова, в приказе по Министерству культуры № 272 от 17 мая 2010 года (о приоритетных темах национальных фильмов в 2011 году). В частности, к приоритетным темам анимационного кино относятся: темы фильмов, способствующие всестороннему воспитанию маленьких зрителей; темы фильмов культурно-образовательного содержания; темы фильмов – экранизации русских народных сказок и сказок народов мира.

Однако проект «Гора самоцветов», соответствующий этим требованиям, финансовую поддержку в 2010 году не получил. Но руководство студии не опускает руки и предпринимает усилия, чтобы проект выжил. Тем не менее без государственной поддержки сохранить «Гору самоцветов» вряд ли удастся.

Так что сегодня можно только гадать, каким будет следующее десятилетие XXI века. Но одно можно сказать с уверенностью: анимационное сообщество вступает в него без особенных надежд на государство, которое в очередной раз продемонстрировало свою непоследовательность и незаинтересованность в существовании умной и качественной отечественной мультипликации.

Мария ТЕРЕЩЕНКО

Новые Известия
28.01.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов