Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«Права нарушают пользователи»

Вице-президент антипиратской ассоциации «Русский щит» Олег Яшин объяснил, за что социальная сеть «ВКонтакте» попала в черный список правообладателей

«По американскому законодательству при определенном желании и грамотном адвокате можно доказать, что социальная сеть «ВКонтакте» является пособником «пиратов», – заявил газете ВЗГЛЯД вице-президент ассоциации «Русский щит» Олег Яшин. При этом он считает, что попадание российских ресурсов в топ крупнейших «пиратов» в мире имеет политическую подоплеку.

Российская социальная сеть «ВКонтакте» попала под вторым номером в список нелегальных распространителей музыки, опубликованный Американской ассоциацией компаний звукозаписывающей индустрии (RIAA).

«Если кто-то придумает, как можно заставить платить пользователей соцсетей, и предложенный механизм будет работать, то его автор получит сразу две Нобелевские премии»

По заявлению RIAA, «эти сайты-мошенники набивают карманы своих операторов (при условии оплаты за трафик), не платя правообладателям контента». Первое место в черном списке ассоциации занял китайский поисковик Baidu.

Как отмечает РИА «Новости», претензии к «ВКонтакте» связаны с тем, что ресурс не только предоставляет пользователям возможность загрузки фотографий и собственных видеороликов (аналогичная функция есть у Facebook), но и разрешает загружать сотни тысяч музыкальных файлов без согласия правообладателей.

Более того, в российской социальной сети размещаются сторонние приложения, подобные Mulve, которые позволяют бесплатно скачивать музыку. RIAA заявил, что ряд других российских и украинских веб-сайтов с музыкой в формате MP3 (например, GoldenMР3, Mp3ninja и MP3fiesta) «наносит существенный ущерб экономике Соединенных Штатов».

Вице-президент антипиратской ассоциации «Русский щит» Олег Яшин объяснил газете ВЗГЛЯД, имеют ли данные претензии основания и почему именно российская соцсеть оказалась в числе злостных нарушителей по версии RIAA.

ВЗГЛЯД: Олег, вы уже знаете, что «ВКонтакте» попала в международный список «пиратских» сайтов...

Олег Яшин: Да, я знаю их претензии. Я скажу вам больше: два дня назад такой же список опубликовала MPAA (Американская Киноассоциация – прим. ред.) На пятое место «киношники» поставили российский торрент-трекер Rutracker.org, клон Torrents.ru, который был закрыт.

Вообще, это тенденция. Но для меня это несколько странно, потому что, допустим, на Rutracker.org существует целая система борьбы с нарушениями авторских прав. А социальная сеть «ВКонтакте» начала вводить точно такую же систему, взяв за прообраз как раз систему Rutracker.org. У правообладателя может появиться специальный аккаунт, и он может сам в течение буквально двух минут блокировать любой контент, который посчитает нелегальным.

ВЗГЛЯД:  Недавно в России был введен сбор в размере 1% в пользу авторов музыки при продаже электроники и чистых дисков. Выходит, тот, кто занимается так называемым копированием в личных целях, заранее платит правообладателям. А можно ли заставить платить тех, кто копирует музыкальные файлы посредством социальной сети?

О.Я.: Если кто-то придумает, как это можно сделать, и предложенный механизм будет работать, то его автор получит сразу две Нобелевские премии. Это то, над чем бьются правообладатели последние 15 лет. Пока же, как вариант, существуют так называемые авторские сборы.

Только к той ситуации, которую описала RIAA, они не относятся. Дело в том, что сбор, который сейчас вводится, имеет отношение к воспроизведению в личных целях. А воспроизведение в личных целях не есть распространение в сети Интернет. То есть человек, который скачал, допустим, музыкальный трек, сделал это в личных целях, а человек, который выложил его в социальной сети, стал классическим распространителем.

То есть в данном случае речь идет о массовом распространении, на которое новый авторский сбор не распространяется.

А как придумать какой-то сбор, чтобы он затрагивал именно распространителей? Честно говоря, боятся его придумать. Боятся одной простой вещи. У нас уже была подобная система в Советском Союзе, когда работало ВААП – Всесоюзное агентство авторских прав, работали Москонцерт, Росконцерт... И тогда была проблема, связанная с тем, что деньги получал не тот, у кого было, условно говоря, хорошее творчество, допустим Виктор Цой, Борис Гребенщиков, то есть все те, кто были музыкантами от бога. Получали те, кто пел про Советский Союз, про выполнение планов и так далее.

«Сейчас, если вводить такой налог, деньги в первую очередь будут получать Михалков, Бондарчук и остальные топовые мэйджоры»

Сейчас, если вводить такой налог, деньги в первую очередь будут получать Михалков, Бондарчук и остальные топовые мэйджоры.

Если вам известен механизм, по которому будут распределять средства, собранные с производителей и импортеров дисков и электроники, то вы поймете, что таким методом мелких обладателей прав вычислить будет очень сложно. И основная часть денег пойдет в карман как раз крупному мейджору.

ВЗГЛЯД: Выходит, временный выход ­– это позволить правообладателям удалять нелегальный контент. Иного пока не дано?

О.Я.:  Да. «ВКонтакте» – это площадка. Социальная сеть не нарушает авторские права, их нарушают пользователи. Значит, есть равноправная сторона – пользователи, которые нарушают права, и равноправная сторона – правообладатели, чьи права нарушены.  Значит, их надо поставить в равные условия. Если у тебя человек может за пять минут «залить» на сайт музыкальный трек, то правообладатель должен получить возможность удалить этот трек за те же пять минут.

Раньше у сети «ВКонтакте» было так: «Вы нам пошлите на почтовый адрес претензию, мы ее в течение 15 дней рассмотрим и, может быть, удалим».  Подход неверный. Нужен нормальный рабочий механизм, при котором правообладателю достаточно заполнить минимальную графу, нажать галочку («я проверил, это мое») – и все блокируется. В данном случае «ВКонтакте» становится действительно площадкой, а не «пиратским» ресурсом.

Сможет правообладатель на равных условиях «побороть» пользователя – хорошо, не сможет – это уже вопрос к правообладателю. Значит, ему нужно нанимать больше людей, которые бы отслеживали распространение контента, еще что-то. Все это будет регулировать чисто сам Интернет. У одного будет возможность нарушить, у другого – возможность пресечь это нарушение.

ВЗГЛЯД: Олег, вы уже упомянули о том, что решение RIAA и MPAA включить российские ресурсы в черные списки, назвав их одними из главных «пиратских» сайтов, выглядит несколько странно, учитывая те шаги, которые уже предпринимаются ими в отношении соблюдения авторских прав. С чем, на ваш взгляд, это связано?

О.Я.: Я скажу даже больше. Торрент-трекер Rutracker.org в последние два года считается лояльным по отношению к правообладателям. Из-за этого он несет определенные потери, как финансовые, так и имиджевые, но он лоялен к правообладателям – это факт.

А почему сейчас? Я могу объяснить. Если вы обратите внимание, претензии выдвинуты не только к России. Там достаточно объемный список стран, включая Аргентину, Мексику, Германию. Дело в том, что списки эти составлялись для Торгового представительства США.

Воздействовать на эти страны будут пытаться дипломатическим путем. Я напомню, что только-только завершился саммит G20, плюс в связи с тем, что мировая экономика не оправилась от кризиса, идут серьезные дипломатические «терки». Каждая страна пытается «выбить» для себя какие-то экономические преференции, к примеру валютные.

И в данном случае заявление «а вы еще и авторские права наши нарушаете» может послужить дополнительным аргументом.

Могу привести в пример Украину. Ее конкретно «шпыняли» за нарушение авторских прав. Там действительно очень тяжелая ситуация с авторскими правами, в первую очередь из-за бедности страны. У целевой аудитории – тех, кто покупает игры, софт, музыку, – очень небольшой доход, а потому так развито «пиратство».

Так вот, как только президентом Украины стал лояльно настроенный по отношению к США Ющенко, Украина из всех этих черных списков пропала.

ВЗГЛЯД: Ну и последний вопрос, непосредственно о заявлении, что «ВКонтакте» как «сайт-мошенник» «набивает карманы своих операторов (при условии оплаты за трафик), не платя правообладателям контента». Справедливо ли данное утверждение?

О.Я.: С точки зрения американского законодательства, наверное, справедливо. Недавно был прецедент, и, по-моему, как раз RIAA и MPAA заставили выплатить компенсацию компании, которые размещали баннеры на «пиратских» ресурсах. По решению суда последним пришлось заплатить 430 тысяч долларов «за пособничество в нарушении авторских прав». То есть по американскому законодательству при определенном желании и грамотном адвокате можно доказать, что социальная сеть «ВКонтакте» является пособником «пиратов».

Пособничество в чем? Может быть, в том, что она размещает рекламу, или в том, что предоставляет пользователям доступ к определенным файлам... Не берусь говорить с юридической точки зрения. А вот с моральной точки зрения «ВКонтакте» долгое время позиционировалась как сеть с «пиратским» контентом. Это была часть их программы продвижения. После того как ее на этом «отловили» и «ВКонтакте» проиграла несколько судов, она начала менять систему.

Американцам же свойственна определенная  инерционность мышления, и то, что происходит в российской социальной сети теперь, они не видят или не хотят видеть.


Наталья Журавлева

Взгляд
13.11.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов