Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Книги — это наше хобби

В ближайший год в Казахстане появятся отечественные модели электронных книг, приемлемые по ценам для большинства людей

Любовь к чтению подтолкнула директора компании «АК Цент Микросистемс» Игоря Якушина заняться выпуском электронных книг под собственным казахстанским брендом M-Book. Компания работает на рынке Казахстана более десяти лет. За этот период «АК Цент Микросистемс» заняла лидирующие позиции на IT-рынке и сегодня известен как узкопрофильный дистрибутор IT-продуктов. На данный момент компания предлагает своим клиентам сотни наименований товаров со склада в Алматы, имеет более тысячи партнеров во всех крупных городах Казахстана и Средней Азии. В планах г-на Якушина локальная сборка и упаковка всех видов флеш-памяти и дальнейшая популяризация новинок IT-рынка.

Электронный друг в дороге

— Игорь Владимирович, «АК Цент Микросистемс» начинала свою деятельность в качестве торговой компании. Как вы пришли к тому, что стали производить электронные книги?

— Мы были и остаемся узкопрофильным дистрибутором и сидим на трех китах: все виды оперативной и флеш-памяти, проекционное оборудование и продукция компании EPSON. На данный момент устройства для чтения книг — это скорее наше хобби, но я уверен, что настанет момент, когда это увлечение перерастет в профессиональный бизнес. В нашей компании очень много книголюбов, и именно это стимулирует продвижение устройства для чтения книг. Мое увлечение электронными книгами началось с приобретения украинской книги LBook, которой я, кстати, пользуюсь и по сей день. Имея достаточный опыт работы с производителями OEM (Original equipment manufacturer — производитель комплектного оборудования. — ЭК.), мы приняли решение о создании устройств для чтения электронных книг, ориентированных на отечественного пользователя, под собственным брендом. На данный момент наши книги узнаваемы и известны на рынке Казахстана и создают конкуренцию книгам таких мировых монстров, как Sony, Amazon и вышеупомянутый LBook. Я уверен, что рано или поздно электронный носитель вытеснит привычные бумажные книги, так как человечество поймет, что нельзя променять одно двадцатилетнее дерево на две бумажные книги.

Известно, что книга — лучший подарок, а электронная книга — идеальный. Все мы время от времени совершаем путешествия и берем с собой одну, а то и более книг. Однако бумажные книги, во-первых, тяжелее электронных, во-вторых, любители чтения зачастую оказываются в ситуации, когда книга прочитана, а другой под рукой нет. Электронная книга решает все эти проблемы, не отягощая ваш багаж, она позволяет перемещать с собой многотысячную библиотеку, к тому же вы имеете возможность в любой момент перечитать любимые произведения вне зависимости от вашего местонахождения. Время работы без подзарядки достаточно велико, обычно это три-пять тысяч страниц, что существенно дольше работы ноутбука или другого устройства, позволяющего читать текст.

— Такой запас обеспечивают мощные аккумуляторы?

— Нет, дело в самой технологии электронной бумаги. В основном энергия тратится только на перелистывание страниц, а изображение может сохраняться продолжительное время, не изменяясь.

— Хорошо, но какие у вас есть преимущества по сравнению с конкурентами?

— Наши книги поддерживают казахский язык как в меню, так и при прочтении произведений. Мы казахстанская компания, поэтому все наши продукты имеют маркировки, инструкции и прочую информацию на казахском языке. Я считаю, что нельзя продавать устройство для чтения книг для наших покупателей и заведомо знать, что они не смогут читать на родном языке. Это просто несерьезно. Казахский язык имеет дополнительные буквы, которых нет в стандартном кириллистическом наборе. Именно поэтому мы большой упор делаем на корректный перевод меню, качественную поддержку казахских шрифтов. Другое наше преимущество — объем памяти. Если взять одну из наших моделей M-Book DeLuxe, на первый взгляд, у нее есть «близнецы» среди продукции других производителей, однако начинка отличается. Для примера, количество встроенной памяти составляет весомые 4Гб. Если клиент захочет, он может использовать и дополнительную карту памяти. Но это вряд ли кому-то понадобится, так как предложенный нами объем памяти позволяет хранить количество книг, которое невозможно прочитать за всю жизнь.

— Какую модель вы планируете выпустить на рынок в ближайшее время?

— Модель MINI буквально на этой неделе поступит в торговые сети нашей страны. Она настолько компактна, что ее можно будет носить в кармане. Кроме того, эта книга является многофункциональным устройством, позволяющим не только читать книги, но и просматривать видеофайлы, так как она обладает высококачественным TFT-дисплеем.

— Вы учитываете ошибки конкурентов?

— Мы постоянно общаемся с нашими пользователями на форумах, по почте, телефону, чтобы понять, какие у них есть замечания или пожелания. Все это мы учитываем при разработке следующих моделей книг. То есть мы используем не только ошибки конкурентов или производителей, но и идеи нашей аудитории.

— Какой объем инвестиций вы вложили в проект?

— Я бы не хотел называть цифры, но довольно большой. Речь идет не только о денежных вливаниях, но и о времени, потраченном на разработку и реализацию идей, работу с изготовителями и потенциальными потребителями. Прибыль, полученная от этого проекта, еще невелика, поэтому, повторюсь, пока для нас это скорее увлечение. Если бы мы жили только за счет продаж электронных книг, мы бы, вероятно, не смогли так спокойно рассуждать об этом и строить планы на будущее. Основные наши направления помогают этому проекту жить и развиваться.

— Какую долю рынка вы планируете занять с M-Book?

— Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Мы хотим полностью завоевать рынок. Конечно, это шутка, да и нашему продукту тепличные условия не нужны, пусть пользователь сам выбирает и делает выводы. По нашим оценкам, сейчас мы имеем долю около 30 процентов казахстанского рынка устройств для чтения электронных книг. Наши конкуренты — украинские компании L-book, PocketBook, международные — Sony, Amazon Kindle.

— Похоже, это такой рынок, где каждая покупка влияет на долю той или иной компании?

— Да, рынок на данный момент очень маленький. У нас не так развита культура чтения, как во многих других странах. Доказано, что больше всего люди читают, покупают книги в тех странах и городах, где лучше развит общественный транспорт. Когда не имеет значения, ехать на работу «пешком» или на собственном автомобиле, люди начинают предпочитать метро, электрички, автобусы. И чтобы занять себя во время поездки, они читают. Гораздо приятнее, согласитесь, проводить время в пути с пользой. Надеюсь, с запуском метрополитена в Алматы мы увидим читающих людей в транспорте, и мне будет очень приятно видеть в их руках M-Book.

— Сколько книг вы производите?

— Это зависит от спроса. Объем одной партии — от тысячи штук. По мере роста продаж мы наращиваем и объемы выпуска. По нашим оценкам, в месяц в Казахстане продается около тысячи устройств различных производителей. Всего наша компания продала около пяти тысяч устройств. Производством и продажами электронных книг под нашим брендом мы плотно занимаемся около одного года.

Интеллектуальный вклад

— Что вы конкретно сами делаете для производства электронной книги?

— «АК Цент» выполняет полную адаптацию программного обеспечения, пунктов меню, разрабатывает дизайн упаковки и размещения органов управления. Мы принимаем участие в сборке, выбирая комплектующие тех или иных производителей. Тут стоит, наверное, пояснить, что на рынке электронных приборов все устроено таким образом, что есть разработчики «железа», есть фабрики, производящие эту технику (по техническим заданиям разработчиков), и есть дистрибуторы, реализующие ее. В сегменте электронных книг количество квалифицированных сборщиков, с которыми работают компании-производители, ограничено. Устройства для чтения книг могут отличаться программной оболочкой, упаковкой, внешним дизайном, у брендов разнятся стили продвижения. Но производятся эти книги зачастую на одних и тех же сборочных линиях. У нашей компании несколько поставщиков, один из которых находится на Тайване, остальные — в Китае. По моим оценкам, на данном этапе наш вклад составляет до 20 процентов готового продукта M-Book. Согласитесь, что цифра немаленькая. Большинство людей выбирают продукт визуально, тактильно. Симпатичность, эргономичность — вот на что в первую очередь обращает внимание покупатель. Дизайн очень важен, а это как раз наша часть работы. Для наших устройств мы производим фирменные обложки из натуральной кожи в широкой цветовой гамме. К примеру, девушка может выбрать для себя обложку розового цвета, а солидный мужчина — строгого черного. В основной массе книги продаются в стандартной обложке из кожзаменителя. Но когда прикасаешься к натуральной коже, ощущения намного более приятны, да и визуально кожаная обложка выглядит более презентабельно. Это один из примеров нашей работы, работы по выделению наших продуктов из массы других.

— Трудно ли было выстроить отношения с китайскими фабриками?

— Совсем нет. Для нас не составляет труда и проблем работать с поставщиками или производителями, в какой бы стране они ни находились. Наш основной бизнес очень специфичный, мы за более чем десять лет работы на IT-рынке Средней Азии накопили колоссальный опыт сотрудничества как с нашими клиентами, так и с поставщиками-производителями.

— Вы довольны качеством производства?

— «АК Цент» тесно работает с фабриками, периодически приходится посещать их с инспекциями в целях проверки и соответствия установленным у нас стандартам качества. Например, выход модели MINI на казахстанский рынок мы анонсировали еще полтора месяца назад. Но из-за того, что нас не устроили некоторые моменты, которые сейчас дорабатываются, выход этого продукта мы задержали. Не хотим краснеть за плохое качество своего продукта.

— Вы специально не делаете подсветку, чтобы ощущения от чтения были максимально приближенными к тем, что испытываешь при чтении бумажной книги?

— Дело в том, что все наши визуальные ощущения мира — это отраженный свет. В природе существуют разные оттенки, мы их видим благодаря тому, что свет, отражаясь, попадает на сетчатку нашего глаза. Так устроено в природе. Любые устройства, сами являющиеся источниками света, например монитор компьютера, ноутбук, телевизор, дисплей мобильного телефона, действуют на наш глаз как раздражители, вы наверняка ощущали дискомфорт и резь в глазах при долгой работе с перечисленной мной техникой. Долговременная работа на компьютере, несмотря на то что они из года в год совершенствуются, или просмотр объектов, обладающих светящим полем, наносят вред зрению. Электронная бумага имитирует изображение на обычной бумаге, собственно то, к чему наш глаз приспособлен, поэтому мы не хотим делать внутреннюю подсветку, чтобы люди могли спокойно читать, не причиняя себе вреда.

Сейчас многие производители идут на какие-то хитрости — делается подсветка книги по периметру, но тем самым, во-первых, идет нагрузка на глаза, а во-вторых, сокращается время автономной работы, так как светодиодная подсветка потребляет энергию, вследствие чего ресурс батареи составляет уже не пять тысяч перелистываний, а в несколько раз меньше. В-третьих, у людей появляется соблазн читать в темноте, что опять же портит зрение.

Китайцы вне конкуренции

— Стоимость вашей книги — минимум 39 тысяч тенге, согласитесь, низкой не назовешь. Над снижением цен работаете?

— Основная проблема в том, что в мире поставщиков матрицы, то есть собственно электронной бумаги, можно пересчитать на пальцах одной руки. Ключевой поставщик дисплеев в мире — это тайваньская компания PVI с бумагой eINK VizPlex®. Я считаю, что цена электронных книг снизится тогда, когда усилится конкуренция на этом рынке, появятся новые сильные игроки либо будут разработаны и внедрены новые технологии производства электронной бумаги или усовершенствованы существующие. Аналогичная ситуация была когда-то с сотовыми телефонами, цена которых в розничной продаже сегодня снизилась до пары тысяч тенге. Мы уверены, что сможем в будущем выпускать бюджетные модели. В принципе, сама электронная книга — простое устройство, состоящее из нескольких компонентов — дисплей, клавиатура или джойстик и электронная плата. Технологически выпуск книги не составляет проблем. Главное — чтобы на фабрике имелось хорошее оборудование и поддерживалась стерильность производства. Собственно, это уже происходит, и мы предполагаем, что в течение ближайшего года появятся модели по ценам, приемлемым для большинства казахстанцев.

— Не рассматривали вариант налаживания производства электронных книг в Казахстане?

— В будущем все возможно. Как только рынок сбыта этой продукции в Казахстане вырастет до достаточных объемов, мы бы могли локализовать производство. На данном этапе мы хотим, чтобы цены были адекватно низкими, и поэтому размещаем свои заказы вне Казахстана.

— Как вы продвигаете книгу?

— Мы имеем обширную сеть партнеров по всему Казахстану, во всех крупных населенных пунктах, плюс работаем с компаниями, которые имеют сети магазинов, например Sulpak, Logycom, «Мечта», «Меломан» и другие. Кроме того, активно поддерживаем растущее сейчас направление интернет-торговли.

— Как восприняли магазины электронную книгу от местной компании?

— До появления нашего продукта многие наши клиенты продавали аналогичный товар импортного производства, соответственно, хорошо знали продукт. Партнеры совершенно адекватно оценили то, что это наш, казахстанский продукт. Он произведен специально для Казахстана, с интеллектуальным участием казахстанской компании.

— Почему вы активно не рекламируете ваш продукт?

— На данном этапе мы обкатываем технологии продвижения. Понимаете, для нас очень важно не просто продавать эти устройства, а делать продукт популярным за счет доступности и удобства. С тех пор, как мы вышли с ним на рынок, наши конкуренты значительно снизили цены, так как они, мягко говоря, были высокими. В результате электронные книги перестали быть диковинками или дорогими игрушками. Но пока в Казахстане спрос на эти устройства маленький. С учетом того, что в республике проживает более пятнадцати миллионов человек, даже если выделить сегмент читающих людей, не все готовы к отказу от бумажных книг. Человек очень консервативен по своей натуре. Одним из аргументов книголюбов является желание слышать хруст бумаги, чувствовать ее запах. Однако когда сам начинаешь использовать электронную книгу, понимаешь удобство (особенно в поездке), находишь массу плюсов именно в этом формате потребления литературы. Люди, которые часто путешествуют, ездят в командировки, по достоинству оценивают это устройство.

На мой взгляд, активная реклама не создаст положительного имиджа для книги. Надо подождать, пока продукт и потребитель созреют. Думаю, через год или два это произойдет. Более того, практика показывает, что если в семье появилась хоть одна книга, например, ее получил в подарок или купил муж, через какое-то время ему придется приобрести вторую жене.

— Не боитесь, что в Казахстане найдется еще кто-нибудь, кто начнет производить электронные книги?

— Я буду счастлив, ведь чем выше конкуренция, тем шире будет выбор, а соответственно, будут быстрее расти продажи, продукт станет массовым. Мы не боимся конкурентов, поскольку знаем, что в конечном итоге потребитель выбирает качество по лучшей цене. А мы уверены в своих продуктах. Мой девиз — лучше уж никак, чем как-нибудь.

Смена парадигм

— Почему вы начали свою деятельность на таком узком рынке — оперативной и флеш-памяти?

— Мне очень нравится и интересно этим заниматься, это очень специфичный бизнес. Я люблю наблюдать, как поставляемый нами товар постепенно заполняет нашу жизнь, становясь продуктом первой необходимости. Теперь практически каждый человек использует как минимум две-три флеш-карты в своей обычной жизни (в телефоне, фотоаппарате и как носитель информации). И этот рынок будет расти.

— Как вы относитесь к Таможенному союзу, какие перспективы он открывает или, напротив, закрывает перед вами?

— Как дистрибьютору, нам Таможенный союз не принес ничего положительного. После унификации всех таможенных пошлин с 1 января 2010 года в странах Таможенного союза в Казахстане один из наших основных продуктов — флеш-память — сразу подорожал на 10 процентов, соответственно и потребитель стал получать этот товар по более высокой цене. В нашей стране на данном этапе нет производств, на которых можно выпускать данный тип продукции. Соответственно, в республике до ТС не было заградительных пошлин. В России имеются такие предприятия, поэтому у них пошлина была. Нас спасает, что в Казахстане размер НДС гораздо ниже, чем в других странах Таможенного союза.

Что касается электронной книги, то единое экономическое пространство открывает перед нами большие перспективы в освоении рынка наших соседей. И мы планируем ими воспользоваться.

— Как вы пережили кризис? В последние годы многие дистрибуторы и производители жалуются на кризис неплатежей…

— Мы, честно говоря, не испытывали больших проблем. Все наши партнеры стараются четко выполнять свои обязательства. Нашей компании более десяти лет, и для нас самое главное в партнерстве — надежность и качество. Мы, например, полностью меняем свою стратегию продаж. Сейчас главное — привлечь покупателя, объяснив ему преимущества товара. Можно вывалить на витрину сотню разных флеш-накопителей, карт памяти или электронных книг, но если они не будут необходимы потенциальному покупателю, а персонал в магазине не обучен, и никто правильно не расскажет о преимуществах того или иного товара, уровень продаж будет оставаться низким. Поэтому мы тесно работаем с партнерами, обучаем их методикам продаж, тому, как предлагать наши товары. Сейчас мы повышаем эффективность продаж как нашей компании в целом, так и наших розничных партнеров.

Кризисом стало модно прикрывать свои ошибки. Когда у предпринимателя что-то не получается, когда персонал не хочет работать, когда строительные компании замораживают стройки — виноват кризис. Но если люди переосмыслят текущую ситуацию, если начнут иначе работать, искать новые решения, то и кризиса они не будут чувствовать. Им будет некогда.

— Известно, что многих производителей раздражает, что, хотя они создают сам товар, торговцы зачастую имеют большую маржу и прибыль. Вы еще не сталкивались с таким конфликтом интересов?

— «АК-Цент» — компания, которая занимается дистрибуцией. По-другому говоря, мы не продаем товар напрямую конечному покупателю. Соответственно, даем нашим партнерам выгодную цену, чтобы у них была возможность что-то заработать и потратить средства на рекламу и продвижение нашей продукции. Прибыль дистрибутора всегда небольшая и, как показывает мировая практика, это нормально, мы зарабатываем на объемах. Поэтому у нас не может возникнуть конфликта с нашими заказчиками, наоборот, мы ценим отношения со всеми нашими клиентами — и крупными, и совсем маленькими. Более того, если сравнить цены, например, на USB флеш-накопители в Алматы, Москве, Дубае и Пекине, то сразу видно, что цены на нашем рынке вполне приемлемые — не дороже, чем везде. Более того, к нам вовремя приходят все новинки, на рынке представлен хороший ассортимент. Наш человек не обделен в этом плане. И все благодаря тому, что в республике активно работают дистрибуторы, которые всегда, что называется, на острие атаки, четко следят за мировым рынком и быстро реагируют на все изменения. Мы позитивно относимся к местным компаниям в их попытках наладить производства в Казахстане, например компьютерных мониторов или каких-то других компонентов, и всегда готовы их поддержать. К слову, мы в ближайшее время планируем начать сборку и упаковку флеш-продукции в Казахстане. Пока это будет сборка с маленьким уровнем локализации, но в будущем надеемся делать все сами. Это очень интересно. Это как свежий ветерок, позволяющий нам чувствовать, что мы занимаемся чем-то важным.

Айжан Шалабаева

Журнал "Эксперт"
15.09.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов