Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Дмитрий Рутенберг, начальник управления контроля транспорта и связи ФАС

"Чем больше перевозчиков, тем дешевле билеты"

Нынешним летом рекорды бьет не только жара, но и цены на авиаперелеты. В этот сезон они кусаются настолько сильно, что Федеральная антимонопольная служба предметно занялась проблемой высокой стоимости авиабилетов в стране

О том, что при этом обнаружилось, "Огоньку" рассказал начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг.

— Цены на авиабилеты в России и прежде нельзя было назвать низкими. Почему же проверку решили устроить именно сейчас?

— На самом деле не совсем сейчас. Массовые жалобы на непомерные цены авиаперевозок поступали к нам и ранее. Письма со словами "подорожал билет на самолет до..." приходят и в ФАС, и в администрацию президента, и премьер-министру. Тогда мы решили направить запрос 20 крупнейшим российским авиаперевозчикам, которые обслуживают более 80 процентов всех пассажиров страны. Задавали в основном два вопроса: из чего состоит цена авиабилета и как эти билеты продаются (через посредника или напрямую авиакомпанией, в интернете или в офисах). Важно было понять, сколько переплачивает покупатель за билет и как эти затраты можно минимизировать.

— И что удалось понять?

— Начнем с того, что ценообразование на авиабилеты очень непрозрачно. Единственное, что покупатель точно видит при покупке билета,— это сумму топливного сбора. Она составляет большую часть в стоимости билета — около 26 процентов. Такой показатель считается нормой, но у нас в 2008-2009 годах этот параметр достигал 40 процентов. Бороться с этим понятно как: добиваться снижения цен на керосин и соответственно снижения цены топливного сбора.

— А остальные компоненты? Как распределяется цена на них?

— Вторым по затратности пунктом в авиабилете можно назвать обслуживание парка авиасудов компании — ремонт, профилактические работы, тестирование, закупка новых самолетов. На третьем месте — аэропортовые сборы, которые некоторые компании также указывают в билете. В них входит многое: обеспечение взлета и посадки, ведение самолета в зоне аэропорта, метеообеспечение, авиабезопасность, уборка территории аэропорта и так далее. Немало денег уходит и на летно-технический персонал (зарплата стюардессам, пилотам). Не забывайте и про 18 процентов НДС, который установлен в России и который, естественно, включен в билет. Это все вполне объяснимые слагаемые итоговой цены билета. Но есть в российской практике и достаточно странные компоненты. Самый загадочный, как нам показались, это "комиссионные агентствам по продаже билетов". Непонятно, как авиакомпании оценивали, сколько за такое обслуживание нужно переплачивать клиенту. С этим вопросом еще предстоит разбираться.

— Можно ли цены как-то скорректировать?

— Просто заставить перевозчика понизить тарифы полета по указке государства нельзя. Можно попробовать влиять на цену составляющих билета. Недавно, например, мы разбирали дело в отношении ОАО "Омский аэропорт", который не давал авиакомпании "Сибирь" возможности хранить топливо на территории аэропорта. Перевозчику приходилось закупать керосин по завышенной цене аэропорта, что напрямую влияло на стоимость билетов.

Антимонопольное законодательство можно применить и в том случае, если, например, на одном направлении работает только один перевозчик и нещадно задирает цены. Так, в 2009 году ФАС вынесла предписание компании "Аэрофлот" — единственному перевозчику на маршруте Красноярск — Норильск.

— Направлений, на которых работает только один перевозчик, в стране немало. Всех проверять будете?

— Нет, это практически нереально. В России более 3 тысяч направлений, в отношении которых компании разработали более 60 тысяч маршрутов. Реагировать можно только на жалобы населения или на сообщения в СМИ. Так что если вы, например, помните, что полгода назад за те же билеты платили в полтора раза дешевле, пишите письмо в ФАС — проведем расследование.

— Получается, чем больше компаний, тем выше шанс купить недорогой билет на самолет?

— По сути, да. Практика показывает, что основной фактор, влияющий на цены авиабилетов,— это развитие конкуренции. Чем больше перевозчиков, тем дешевле билеты. Приведу пример: допустим, что на маршруте летает две авиакомпании. Выходит третья, и тариф в течение полугода снижается в среднем на 40 процентов. Добавляется четвертая компания — цена снижается еще, правда, уже чуть меньше. Хорошее тому подтверждение — рейсы Москва — Санкт-Петербург, где билеты уже дешевле, чем на поезд. Когда на маршруте будет работать четыре-пять авиакомпаний, услуги ФАС будут нужны гораздо реже. Но сразу несколько перевозчиков на маршруте — это роскошь для России. У нас всего-то 90 авиакомпаний работает. Да еще некоторые из-за кризиса либо закрылись, либо сократили число маршрутов, которые обслуживают.

— Будет ли ФАС проверять ценообразование на авиабилеты иностранных компаний, которые работают в России?

— Любая компания, которая осуществляет перевозки в России, должна подчиняться нашему законодательству. ФАС не делает исключений для иностранцев, если будут признаки нарушений, нам ничто не помешает применить меру ответственности и к ним. Недавно мы направили запрос в Минтранс с просьбой разъяснить, как иностранными перевозчиками соблюдается российское воздушное законодательство. Но стоит отметить, что иностранцы ведут себя более чем адекватно.

Есть ли вероятность, что государство будет фиксировать цену на какие-то направления, которые вызывают большее количество жалоб?

— Не думаю, что так будет. По крайней мере, мы будем первыми, кто будет выступать против госрегулирования.

Беседовала Елена Барышева


Огонек
17.08.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов