Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«А давай-ка, Шарик, мы тебя продадим»

Российские мультипликаторы обеспокоены тем, что доходы от их фильмов получают третьи лица

Недавно фильмофонды шести государственных киностудий слились в «Объединенную государственную киноколлекцию» (ОГК). По сути, это означает, что теперь на базе одного предприятия будут сосредоточены мультфильмы и киноленты целого ряда студий. Свои коллекции (в основном это наследие советской эпохи) объединили «Союзмультфильм», Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького, студия «Диафильм», «Центрнаучфильм», «Ленфильм» и фонд Свердловской киностудии.

Главная причина этого слияния якобы в том, что ослабленные в постсоветское время студии своим богатым наследием распоряжались совершенно не эффективно: доходы были мизерны, а фонды находились в плачевном состоянии. Однако создание ОГК многие кинематографисты восприняли отрицательно. Им непонятно, насколько вообще правомочна ситуация, когда фильмами распоряжаются не люди, их создавшие, и даже не студия, на которой они были сделаны, а некое третье (юридическое) лицо. В итоге влиятельные представители киносообщества начали протестовать: судятся, пишут письма в высшие инстанции и всеми способами отстаивают права, которые считают своими.

Объединенная киноколлекция создавалась не на пустом месте. Первый шаг в этом направлении был принят еще в начале 2000-х годов. Великое наследие советского кинематографа (и, в частности, наследие мультипликационных студий) находилось в запущенном состоянии: за постперестроечные годы накопилось множество юридических вопросов и правовых конфликтов, мультфильмы нуждались в реставрации и оцифровке, и за отсутствием нормальной дистрибуции пиратство цвело пышным цветом. Создание специальной организации, которая могла бы пристально и целенаправленно заниматься всеми этими проблемами, казалось логичным шагом. Подопытным кроликом стала киностудия «Союзмультфильм». Отпочковавшееся от студии новое юрлицо – «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм» показал себя как организация успешная, и уже к 2007 году доход ее составил около 15 млн. рублей в год (для сравнения: в том же году фонд Киностудии Горького заработал лишь 2,7 млн. рублей). Именно поэтому ОГК создавали на базе «Фильмофонда «Союзмультфильма». Нынешний директор ОГК Василий Шильников затруднился назвать «НИ» точные цифры относительно сегодняшних доходов организации, однако предполагает, что они составляют порядка 20 млн. рублей в год. А в будущем, по оценкам некоторых специалистов, ОГК может зарабатывать в год до 5–6 млн. долларов.

Мама для Мамонтенка

Впрочем, радостная перспектива относительно заоблачных прибылей не радует самих авторов мультфильмов. Многие, включая знаменитого режиссера Юрия Норштейна, резко протестуют против такого положения дел: «Созданный фильмофонд – это исключительно бухгалтерская организация, и функции ее должны быть посреднические, – говорит Норштейн корреспонденту «НИ». – Она должна заниматься пробиванием фильмов на экран, печатанием копий, выпуском дисков DVD и прочим. Но это все должно быть внутри «Союзмультфильма», поскольку производил все это «Союзмультфильм». А получается, что фильмофонд не только себе в заслугу поставил, что он деньги получает, но теперь и следующий шаг делает. Он идет на то, чтобы отобрать права у художников, которые когда-то занимались этой мультипликацией».

Слова Юрия Борисовича звучат особенно символично в канун грядущего 75-летия «Союзмультфильма» (студия основана в 1936 году), праздновать которое будет, увы, все та же «Объединенная государственная киноколлекция», поскольку от самой студии остались одни воспоминания.

Лишенный своей базы «Союзмультфильм» после мучительных кризисных лет в прошлом году фактически прекратил свое существование, оставив ОГК безраздельно царить в легендарном помещении на Долгоруковской. Режиссеры оказались на улице, съемочные павильоны и цехи переделаны под чиновничьи кабинеты и лишь музей, куда водят детские экскурсии, напоминает о том, что в этом здании некогда рождались Матроскин и Бонифаций, Карлсон и Мамонтенок, Чебурашка и котенок «Гав».

Прибавка к пенсии

Отдельной болезненной темой стали взаимоотношения ОГК с авторами. «По закону все права на фильм и его составные части принадлежат киностудии, которая осуществила съемку, – говорит «НИ» директор ОГК Василий Шильников. – Никаких имущественных прав на фильм, к сожалению, по советским законам (а именно в советские времена все эти фильмы были сняты) сотрудники киностудии (режиссеры, художники, операторы) не получали. Ни на фильм, ни на часть. Тем не менее мы считали, еще когда работали с коллекцией «Союзмультфильма», и теперь считаем, что нужно поддерживать тех людей, которые создавали великое кино и великую мультипликацию. Эти ставки колеблются от 0,5% до 7%. Например, режиссеру-постановщику мультипликационного фильма по этому постановлению полагались 7%. Мы использовали это как рекомендацию и эти проценты им выплачиваем. Хотя закона, обязывающего киностудии выплачивать какие-то авторские отчисления бывшим сотрудникам киностудий, нет. И другие киностудии, например, Студия имени Горького, никогда их не выплачивали. Теперь же, после создания ОГК, мы этот опыт будем переносить на авторов, которые трудились на других киностудиях и к нам присоединились».

То есть отчисления получат все, однако вопрос не в самом факте этих отчислений, а в их величине. Впрочем, есть и другая сложность. Лишенные какой-либо альтернативы, в основном уже немолодые режиссеры подписывают с ОГК стандартный договор и никак не могут влиять на судьбу своих фильмов и персонажей. Решения, как, где и в каком виде будут эти работы показываться, а также о том, на каких памперсах будет запечатлен знаменитый ежик, принимают не сами режиссеры и даже не художественное руководство студии, а совершенно посторонние для фильмов люди. В качестве компенсации авторам отчисляется процент от продаж. Например, режиссер Юрий Прытков («В стране невыученных уроков», «Наш друг Пишичитай» и др.) получает в год лишь 10–12 тыс. рублей; Федор Хитрук («Винни-Пух», «Каникулы Бонифация») около 30 тыс. рублей; а художник, изобразивший Чебурашку, Леонид Шварцман заработал за минувший год 50 тыс. рублей. Всем троим уже исполнилось 90 лет. Шварцман проработал на «Союзмультфильме» 53 года, Хитрук – около 40 лет, Прытков – около 30. Фильмографии их насчитывают десятки известных и всеми любимых фильмов. И стоит ли говорить, что эти люди, создавшие ключевые для нашей культуры образы, заслуживают большего, чем стандартная пенсия с надбавкой в 30–100 долларов?

«Пусть попробуют на меня в суд подать!»

Наиболее влиятельные представители анимационного сообщества пытаются защищать свои права. «Это ложь, что авторы, создавшие свои фильмы в советское время, не имели никаких прав, – говорит «НИ» Юрий Норштейн. – Как раз тогда права и существовали. И тогда художники выпускали после фильма книжки по фильмам и никто у них эти права не отбирал. Существовали авторские права на персонаж. И никто их никому не передавал». Уверенный в своей правоте, Юрий Борисович и сегодня без опасений издает книги по мотивам своих мультфильмов. «Пусть попробуют на меня в суд подать! Мы никакие правовые вопросы утрясать с ними даже не собираемся. С какой стати! Это сочинено художниками, авторами… Если бы мы брали кинокадры – это другое дело, но мы-то берем изображение, которое сами же создали».

Из-за небольшого книжного тиража ОГК (а ранее – «Фильмофонд») действительно никогда не судился, но если речь заходит о лицензировании, то организация жестко отстаивает свои позиции. Пример – судебный процесс, связанный с Винни-Пухом, в котором «Фильмофонд Союзмультфильма» выступал против «художника мишки» Эдуарда Назарова, предоставившего коммерческой организации права на использование его персонажа.

Понятно, у режиссеров мало шансов противостоять такой серьезной организации, как ОГК. Тем более что власти, похоже, не собираются отступать от намеченного курса: прошедшее в июне этого года расширение «Фильмофонда» до ОГК говорит само за себя. Возможно, это решение правильное и дальновидное. Возможно, только так можно сохранить и заставить работать кино-наследие советской эпохи. И все же, каковы бы ни были нынешние и грядущие успехи «Объединенной государственной киноколлекции», эти достижения не будут радовать до тех пор, пока прибыли этой организации не станут как минимум гарантией нормальной жизни для авторов фильмов и как максимум залогом комфортных финансовых условий для нашего нынешнего кинематографа.

АСЯ ГРУЗДЕВА, МАРИЯ МИХАЙЛОВА

Новые Известия
10.08.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов