Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Цари горы

Если под развлечением понимать бешеные гонки и отвесные падения под аккомпанемент собственного крика, то точно знаешь, где оно обеспечено. Именно такое испытание для вестибулярного аппарата в первую очередь и привлекает посетителей парков развлечений, луна-парков и городков аттракционов, традиционно открывающихся летом по всему миру. Желающих получить набор острых ощущений по дешевке везде хватает. Но только в США аттракционы стали бизнесом многомиллиардных корпораций, а некоторые – и национальным достоянием

Почему именно в этой стране так прижились аттракционы, сказать сложно. Возможно, дело в природном авантюризме, которым так гордятся американцы. Он позволяет им не бояться прыжков в неизвестность во всех смыслах слова. Хотя элементы современных парков развлечений существовали и раньше – в европейских ярмарочных балаганах, цирках, на городских площадях и позже в садах pleasure gardens. Программа для любителей пощекотать нервы предлагала шоу уродов, публичные казни, а с появлением рельсового транспорта – так называемые катания. Да и знаменитые американские горки в Америке называются, как известно, русскими, а их прототипом считаются ледяные горы, построенные в Ораниенбауме для Екатерины II. Есть также версия о «механической катальной горе» высотой 25 метров и углом наклона 50?, которую тоже изобрели в России, а затем солдаты наполеоновской армии воссоздали ее во Франции, сохранив название montagnes russes.

В Америке старейшими парками аттракционов принято считать так называемые трамвайные парки. В начале XIX века трамвайные компании организовывали воскресные катания на конечных станциях городских маршрутов. Там же на деньги перевозчиков были разбиты обширные и ухоженные парки для отдыха горожан. Вначале вход на их территорию был бесплатным, но затем стали продавать билеты. Целесообразность таких парков заключалась в том, чтобы трамвайные фирмы могли зарабатывать и на выходных, когда пассажиров значительно меньше.

Эра современных парков развлечений началась на международной Колумбовской (была посвящена 400-летию открытия Колумбом Америки) выставке в Чикаго в 1893 году. На ней демонстрировались не только такие чудеса техники, как электричество, но и новые развлекательные сооружения. Для привлечения большего числа посетителей на выставке была обустроена территория развлечений с бутафорскими фасадами, яркой иллюминацией и множеством аттракционов. Там, в частности, было впервые представлено колесо обозрения – гигантское сооружение Джорджа Ферриса (американский инженер, конструктор). Тамошняя публика была ослеплена передовыми изобретениями и самой идеей создания иллюзорного города развлечений, вызывающего ощущение эйфории.

 «Позолоченный век»
Американские бизнесмены в этой идее сразу разглядели нешуточные деловые перспективы. Это были времена индустриализации и экономического роста страны, которые Марк Твен назвал «позолоченным веком». Американцы работали меньше, получали больше и стремились к новым формам досуга. А парки развлечений не только полностью отражали превосходство технического прогресса, но и предлагали способ сбежать от реальности хотя бы на время. Уже к 1900 году в США появилось около 2000 парков развлечений. Конкурируя друг с другом по части инноваций и пышности оформления (что, кстати, продолжают делать и до сих пор), они стали неотъемлемой частью американской культуры.

Одними из самых первых и ставших легендарными были парки аттракционов на Кони-Айленде в Нью-Йорке. Пляжи Кони-Айленда – излюбленное место воскресного отдыха нью-йоркского рабочего класса, и с 1895 года тут один за другим стали появляться парки развлечений. Steeplechase Park ориентировался на холостых мужчин и незамужних женщин. Здесь были аттракцион «Бочка любви», в котором по мере вращения катающиеся сталкивались друг с другом, аттракцион «Вентиляторы», раздувавший юбки, и аттракцион «Скачки с препятствием», где на каждую деревянную лошадь сажали двух наездников.
Luna Park, построенный здесь же в 1903-м, делал ставку не на романтику и секс, а на экстравагантность. Он воссоздавал атмосферу карнавала с тысячами огней, шутихами, фейерверками, великанами и карликами. Частью парка были Эскимосская деревня, Японский сад, шоу «Полет на Луну», «Наводнение в Джонстауне», «Извержение Везувия». С Кони-Айлендом связана и история американских горок. Резкие повороты, ускорения, падения уже в те годы нравились тамошней публике. А к концу Первой мировой войны интерес к «машинам крика», как в те годы называли роллер-костеры, только усилился. Знаменитый и до сих пор действующий деревянный роллер-костер «Циклон» открылся в 1927 году. Поездку можно сравнить с падением с огромной раскачивающейся лестницы: за 2 минуты вагончики пролетают 800 метров, развивая скорость до 100 км/ч.
Кони-Айленд оставался мировым центром индустрии аттракционов вплоть до конца 1940-х, когда из-за пожаров и передела земельной собственности парки развлечений на бруклинском побережье пришли в упадок. А собственно бум аттракционов закончился уже во времена Великой депрессии. Потенциальные клиенты были готовы проиграть последнее в игровых автоматах, но на «покататься» денег не хватало. Парки отчаянно пытались привлечь клиентов новыми забавами: появились фуникулеры и башни для прыжков с парашютом. Но это не спасло положение, и к 1933 году в США осталось всего 400 парков. После Второй мировой войны, когда преступность в городах росла, что многие связывали с отменой сегрегации, американцы начали массово переезжать в предместья. Бизнес аттракционов, которые как раз в городах и находились, пострадал еще больше – опустевшие парки жгли и сносили. Последней каплей стало распространение телевидения, предлагавшего потребителям совершенно новый вид досуга при минимуме затрат и отсутствии усилий.

Спасибо телевидению
Но именно телевидению, точнее узнаваемости элементов поп-культуры, которую оно несло, обязаны парки развлечений своим вторым пришествием. В 1955 году уже хорошо известный тогда продюсер анимационных фильмов и бизнесмен Уолт Дисней навсегда изменил этот казавшийся убыточным бизнес. В городе Анахайм, в Калифорнии, он открыл парк аттракционов, который сразу же стал мировым брендом и привлек нескончаемый поток посетителей. Запуск Disneyland совпал с демографическим бумом в США и превращением этой страны в общество преимущественно среднего класса. Для нового бизнеса Диснея это означало растущую потребность американцев в семейном досуге и, с другой стороны, возможность этот досуг оплатить. Революционность Disneyland заключалась, во-первых, в его формате. Это был тематический парк, в нем не было центра, вокруг которого располагаются аттракционы, как в луна-парках того времени. Вместо этого Disneyland был разбит на тематические секции. Во-вторых, Дисней использовал своих теле- и киноперсонажей. Концепция нового парка развлечений была связана с воссозданием атмосферы мультфильмов Диснея. Декорации, костюмы и даже звуки были мгновенно узнаваемы и вызывали у посетителей ощущение комфорта. Парки Disneyland открылись не только по всей стране, но со временем и за границей – в Токио, Гонконге и Париже. Зарубежные официальные лица, посещающие США, из всех американских достопримечательностей чаще всего просят показать Disneyland.

Пример заразителен
Первым, кто последовал примеру Уолта Диснея, был застройщик из Техаса Энгус Винн. В 1961 году он вложил $10 000 в парк Six Flags over Texas, позже ставший сетевым проектом. Он был посвящен истории Техаса и включал в себя аттракционы и шоу на фоне декораций с местным колоритом. Новый парк также стал хитом у американской публики.
С тех пор крупный бизнес всерьез заинтересовался парками аттракционов, и новые территории развлечений стали открываться одна за другой. Кроме Walt Disney и Six Flags, появились потрясающие воображение парки корпораций Paramount, Cedar Fair, Universal, а также Anheuser-Busch, Lego и Hershey’s. Хотя многие традиционные парки, например Knoebels Amusement Park & Resort в Пенсильвании, открытый еще в 1926-м, не менее успешны.
Но формулы, гарантирующей успех парков аттракционов, не существует. Их конкурентоспособность основана не только на размерах и оформлении, но и на исторической традиции. И естественно, на том, насколько круты, быстры и велики «горки» – главная приманка для большинства любителей аттракционов. Существует также определенный набор техник катания, которые предлагает большинство парков на других аттракционах: разнообразные раскручивания, перевороты, прерывания гравитации и т.д. Разработчики находятся в постоянном поиске новых способов швырять и крутить пассажиров, не причиняя им физического вреда.

 1990-е очередной бум парков развлечений в США был так заметен, что отдельные аттракционы, такие как, например, карусель и аквагорки, стали появляться в зоопарках, ботанических садах, отелях, кинотеатрах, торговых центрах страны.
Интересно, что рецессия стала хоть и сложным, не не однозначно плохим временем для американской индустрии аттракционов. Наряду с сообщениями о потере прибыли и даже банкротстве некоторых компаний многих игроков этого рынка экономические трудности подтолкнули к развитию. В 2009 году, когда в словаре Вебстера появился неологизм staycation (stay home+vacation), обозначавший «отпуск дома», парки аттракционов США стали агрессивно бороться за потенциальных клиентов, предлагая невиданные доселе скидки и бонусы. Посетители парков, кстати, тоже испытывавшие денежные затруднения, предпочитали проводить отпуск неподалеку от дома и с удовольствием обращались к этой несколько устаревшей американской классике.

И 3D, и ретро
Этим летом индустрия аттракционов США представила еще больше новинок, причем разработанных на технологиях, которые и не снились пионерам этого бизнеса. В июне открылся Wizarding компании Universal, основанный на истории о Гарри Поттере. В его разработке принимали участие Джоан Роулинг и команда художников, создавших киноверсию. В калифорнийском Disneyland появилось новое шоу World of Color, рассчитанное на темное время суток, с суперзрелищной синхронизацией видео и аудио, со спецэффектами воды, огня, тумана и лазерного света. В парке Universal в Лос-Анджелесе 4 июля вновь запустили аттракцион «Кинг Конг», разработанный на сей раз режиссером Питером Джексоном с применением технологий 3D. Cedar Point в Огайо развлекает гостей Shoot the Rapids с симулятором падения с 30-метрового водопада. Busch Gardens в Вирджинии представил в мае Europe in the Air, создающий ощущение полета над европейскими достопримечательностями.
Не забыто и ретро. В феврале мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг объявил о проекте возрождения легендарного Кони-Айленда, и 29 мая 2010 года здесь заработал луна-парк с 19 механическими аттракционами.

Анна Коппола

Журнал "Компания"
22.07.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов