Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

ТВ на три w

Будущее, о котором десять лет назад можно было только мечтать, наступило: теперь телевизор можно смотреть, не выходя из интернета. Правда, будущее наступило пока не повсеместно и не в полной мере: в некоторых частях света интернет-телевидение уже стало субъектом государственного регулирования, а где-то единицы легальных вещателей только пытаются составить конкуренцию армии пиратов

Телевидение с доставкой в компьютер
В странах с интернет-ориентированным населением — прежде всего в Западной Европе и США — бурный рост онлайн-телевидения начался всего каких-то четыре года назад, хотя первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 1994-м. Одними из первых в него поверили крупные вещатели. В частности, BBC в ноябре 2006-го запустила для своего четвертого канала службу "видео по требованию" (4oD), которая позволяла зрителю смотреть недавно показанные программы через интернет. А в июне 2008 года у нее появился собственный BBC iPlayer: с его помощью можно было получить доступ к видеоматериалам, принадлежащим корпорации, в течение семи дней со дня показа в прямом эфире. Подобная семидневная система, кстати, стала стандартным решением для многих интернет-телеканалов.

На другом берегу Атлантики в 2007-м появился сервис Hulu — совместное предприятие NBC Universal, Fox Entertainment Group и ABC Inc. За три года Hulu вырос в едва ли не главного поставщика телеконтента "по требованию" для пользователей интернета в США — как регулярных шоу, так и сериалов всех мастей. Руководство проекта заявило, что, по их подсчетам, за первые два квартала он заработал $100 млн, то есть больше, чем за весь 2009 год, а количество видеопотоков, которые ежемесячно просматривают пользователи, в январе 2010-го достигло 903 млн — второй результат в Америке после главной видеобиблиотеки интернета — YouTube. При этом Hulu все это время остается бесплатным. В конце мая 2010 года его владельцы анонсировали службу Hulu Plus: хранилище видео, показанного более недели назад (за исключением шоу, выпущенных кабельными каналами), доступное за $9,95 в месяц. Однако запуск службы уже несколько раз откладывался.

Вооруженные технологическими новинками вещатели сумели продвинуть телевидение не только в компьютеры, но и во все современные игровые приставки, от PlayStation до Wii, и в мобильные устройства, от плееров до смартфонов. Телеконтент доставляется до зрителя как через веб-сайты, так и при помощи специальных приложений, которые скачивают его и в течение месяца исправно демонстрируют в режиме офлайн. Согласно исследованию американского ресурса eMarketer, число местных интернет-пользователей, которые постоянно смотрят онлайн-видео, с 2008-го по 2009-й возросло на 11,3% и составило примерно 135 млн человек. В большинстве своем это молодые люди от 18 до 24 лет: большинство из них (если не все) получают новые выпуски любимых сериалов и телешоу посредством интернета. По мнению старшего аналитика eMarketer Пола Верны, дело не только в том, что подоспели технологии и выросла скорость обмена данными, но и в том, что первое воплощение онлайн-видео сводилось к роликам про котиков на YouTube, а теперь речь идет о профессионально изготовленных программах. Веб-ТВ стало настолько популярным, что сумело описать полный круг и в новом качестве вернуться в телеприемник. Теперь выпускаются модели, способные принимать как обычное ТВ-вещание, так и цифровое, через провод широкополосного доступа. Производители уверены, что за этот год будет продано не менее 14,6 млн таких телевизоров, а при сохранении темпов роста в 2014 году их будет реализовано уже 83,4 млн.

Малый вперед
Зарубежные сайты утверждают, что в России очень-очень плохо с интернет-телевидением. В частности, трансляции онлайн-видео в России, с точки зрения многих зарубежных специалистов, находятся под тяжелым влиянием многочисленных отечественных медиапиратов, а легальные вещатели — в явном меньшинстве. Беглое изучение результатов вроде бы подтверждает этот диагноз: сплошь и рядом встречаются онлайн-телеканалы, сооруженные на ворованном движке и транслирующие ворованное видео посредством сайта, кое-как слепленного из бесплатного конструктора. В реальности основная часть аудитории, готовой смотреть видео в интернете, ходит в другие места.

Собственные ресурсы онлайн-видео начали быстро развиваться в те же годы, что и заграничные, но финансовый кризис сильнее, чем в той же Европе, ударил по начинанию: его не сумел пережить, например, интернет-телеканал "ТВ Клик", ставший в 2007-м одним из самых амбициозных и любопытных стартапов на этом поле. Кризис сказался и на росте числа пользователей интернета: вместо предсказанных 63 млн в 2009-м в России удалось насчитать около 32 млн человек, из них только у половины — доступ с высокой скоростью, который позволяет смотреть видео онлайн. Из остальных привычку обращаться за видеоконтентом не к телевизору, а к монитору освоили, по разным данным, от одной пятой до одной трети всех пользователей. Однако именно они — самые активные в рунете, и подавляющее их большинство почти не смотрит эфирное телевидение, ориентируясь чаще на кабельное или IPTV, а то и вовсе игнорируя "ящик для идиота". Поэтому и неудивительно, что на эту аудиторию постарались поскорее выйти люди из "Единой России": скандально известный творец нескольких веб-проектов Константин Рыков, состоящий в этой партии, вместе с корпорацией New Media Stars, возглавляемой Дмитрием Ицковым, в 2007-м запустил сайт Russia.ru. Он довольно быстро выдвинулся на лидирующие позиции: согласно данным портала, его видеоматериалы, выдержанные в русле текущей политики единороссов, ежемесячно просматривает до 2,4 млн человек. С 2009-го ресурс к самостоятельно созданным роликам добавил новостные сюжеты и заявил о себе как о первом полноценном интернет-телеканале исключительно со своим контентом. Создатели Russia.ru утверждают, что канал зарабатывает на жизнь и развитие рекламой, но многие эксперты уверены в том, что не обошлось без крупных инвестиций от лояльных бизнесменов: по разным оценкам, это около $100 млн.

Сайт Tvigle.ru — другое популярное место с онлайн-видео — избежал идеологизации и двинулся в сторону чистого развлечения. Он с самого начала сделал ставку на профессиональный контент, который стал производить сам и закупать у правообладателей. Директор по маркетингу и пиару Tvigle Media Лина Удовенко рассказала, что правообладатели, и местные, и западные, благодаря кризису стали намного покладистее в переговорах, да и цены на видеопродукцию снизили. Одним из актуальных новшеств, освоенным за прошлый год, стало выкладывание полнометражных фильмов для онлайн-просмотра, правда, без скачивания. В частности, пользователи Tvigle получили доступ к части фильмотеки компаний "Централ Партнершип", "Амедиа" и "Ленфильм". В этом смысле деятельность портала соответствует мировому тренду, который ясно указывает на стремительный прирост аудитории "полного метра" в интернете (в США за период с 2008-го по 2009-й число таких зрителей удвоилось).

Логично предположить, что такой ресурс больше всего зарабатывает на рекламе, причем собирает деньги как с помощью традиционной медийной рекламы (баннеры), так и новыми рекламными видеоформатами (пре-, мид- и построллы, оверлеи и т. п.). Однако в Tvigle заявляют, что едва ли не более весомым источником дохода являются спецпроекты. Один из них, сделанный для бренда "Хрус team" компании Frito Lay корпорации PepsiCo, получил высокие отзывы в российском интернете: речь о пародийном мультсериале "Versus", который можно увидеть в отдельном канале видеопортала. Бренд органично интегрирован в сериал и не вызывает отторжения даже у тех, кого рекламные продукты обычно раздражают. PepsiCo после выхода первого сезона сериала подписала контракт на второй.

Удивительно, но спортивный сегмент онлайн-видео — беспроигрышный вариант на западном рынке — в нашей стране остается в немалой степени дотационным. Один из самых заметных интернет-телеканалов, посвященных спорту,— championat.tv, видеораздел ресурса championat.ru (входит в компанию SUP), как говорят его создатели, работает больше как имиджевая составляющая, хотя старается зарабатывать на рекламе и регулярно получает заказы от самых разных рекламодателей — от крупнейших производителей автомобилей до небольших фармацевтических компаний. Как и многие стартапы 2008-го, он был сильно скорректирован кризисом: в частности, пришлось отказаться от планов собственного полномасштабного производства контента. Главным козырем в итоге стали ролики с лучшими моментами матчей российской футбольной премьер-лиги, права на которые портал купил у "НТВ+", и собственные материалы по теме. Этот акцент полностью себя оправдал и даже позволил порталу замыслить прямые интернет-трансляции матчей, которые начнутся сразу по окончании мирового первенства в Южной Африке, но показываться будут на другом ресурсе компании SUP — в спортивной соцсети fanat.ru. За два года существования в домене .tv сайт вышел в лидеры спортивного онлайн-видео. Как сообщил главный редактор championat.ru Михаил Семин, только в период зимней Олимпиады-2010 он не был на первом месте: оттуда его сместил ресурс ВГТРК sportbox.ru, который активно пользовался предоставленными головным предприятием трансляциями соревнований. Тем не менее, если аудитория основного ресурса championat.ru составляет около 400 тыс. уникальных посетителей в сутки (более 3 млн в месяц), то количество зрителей видеоподразделения в пиковые дни достигает 40-50 тыс. в сутки, а в обычные — всего 10-15 тыс. Закономерным итогом такого положения стала интеграция последнего в первый, и теперь адрес .tv ведет на телераздел "Чемпионата". Его руководство полагает, что в таком виде развиваться в смысле тематического онлайн-видео будет правильнее и проще: можно будет активнее использовать интернет-инструментарий и всевозможные формы интерактива, отточенные на территории основного ресурса.

Новейшая история
Несмотря на все трудности, встающие на пути онлайн-телевидения, всем вещателям понятно, что этот формат в скором времени всех победит. Интернетчики, которым такие вещи не нужно объяснять, принялись развивать видеоресурсы. Российские эфирные каналы это тоже усвоили и затеяли собственные интернет-представительства. Однако все новые телеканалы по-прежнему создаются с расчетом на привычное вещание, не по радиоволне или спутнику, так хоть по кабелю, а интернету отводится вспомогательная роль. Телевидением, у которого есть все шансы сломать стереотип, стал проект ДОЖДЬ. Как признается его главный инициатор и владелица Наталья Синдеева, известная также как генеральный продюсер радиостанции "Серебряный дождь", согласно замыслу, средства доставки канала зрителям должны были быть традиционными. Однако за два года, в течение которых канал двигался от замысла к воплощению, технологии онлайн-вещания сделали значительный рывок. Если сначала речь шла максимум о тысяче зрителей, способных одновременно смотреть прямую трансляцию видео в интернете, то в 2010 году технические специалисты заговорили о сотне тысяч одновременных подключений, высоком качестве сигнала, объединении с популярными сетевыми сервисами и другими прелестями высоких технологий на службе современного телевидения. Обычные средства доставки видеоматериалов не потеряли актуальности для создателей ДОЖДЯ: в будущем они хотели бы увидеть его и в кабельных сетях, и на спутнике, но онлайн-вещание для него станет одним из приоритетных направлений. Наталья Синдеева подчеркивает, что оно обеспечивает самое быстрое и надежное сообщение между ДОЖДЕМ и его зрителями.

Канал решился на отказ от многих шаблонов. Например, он сделал собственную работу частью своего эфира. С ориентацией на интернет-вещание эта черта из привлекательной, но не всегда понятной и обоснованной задумки стала чем-то совершенно естественным, а технологии добавили ей интерактивности. Теперь к прямому вещанию на сайте tvrain.ru подключен виджет одной из крупнейших мировых социальных сетей Facebook, и пользователи, которые смотрят видео, могут комментировать то, что они видят, предлагать свои идеи — а это может быть обсуждение эфира, подбор стиля ведущих, деловые переговоры или празднование дней рождения работников канала — и тут же получать реакцию из прямого эфира. Судя по зрительским комментариям, открытая архитектура ДОЖДЯ для многих оказалась решающим доводом в пользу этого канала.

Как можно понять из опыта изначально ориентированных на интернет российских видеоресурсов, в том, чтобы заработать в сети деньги на рекламе, большой проблемы нет. Однако создатели ДОЖДЯ поставили себе цель привести в онлайн рекламодателей, привыкших существовать в кабельных и эфирных пространствах. Судя по первым результатам, некоторые к такому повороту морально готовы: реклама на канале уже появилась.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

КоммерсантЪ-Деньги
29.06.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов