Вовремя закинуть сеть
Совет директоров конгресс-отеля Don-Plaza весной заявил о новом курсе развития — формировании федеральной гостиничной сети под собственным брендом. Компания намерена брать под управление отели двух типов: крупные бизнес- и конгресс-отели 3* и 4* соответственно, а также мини-отели категории 4*. На первом этапе бизнесмены сосредоточатся на южном регионе
Своё решение председатель совета директоров конгресс-отеля Don-Plaza Игорь Горин и член совета директоров компании Андрей Демишин объясняют обилием предложений от владельцев гостиниц, которые изъявляли желание отдать в управление свои, как правило, непрофильные активы. По словам Андрея Демишина, в настоящее время ведутся переговоры о передаче в управление Don-Plaza как минимум десяти гостиниц Юга — как действующих, так и строящихся. Первый отель в рамках заявленной программы — «Ессентуки — Don-Plaza» 4* откроется после редевелопмента уже осенью этого года. Эксперты и аналитики гостиничного рынка считают решение Don-Plaza своевременным и перспективным, отвечающим сегодняшним тенденциям рынка.
Рынок созрел
«Сегодня одна из основных тенденций на рынке — это понимание собственниками целесообразности передачи своих объектов профессиональным управляющим компаниям ради повышения эффективности своего бизнеса, и мы видим её подтверждение в сделках на гостиничном рынке, в том числе и на собственном опыте, — говорит директор AZIMUT Hotels Company Александр Гендельсман. — И потенциал у профессиональных сетевых операторов велик: если в США порядка 67 процентов отелей принадлежат сетям, в России эта цифра пока не превышает 7 процентов. На наш взгляд, кризис ускорит процесс становления цивилизованного рынка гостиничных услуг в России».
Анастасия Негребецкая, ведущий эксперт GVA Sawyer добавляет: «По нашим данным, сейчас в предложении на Юге страны представлено очень много действующих и строящихся гостиниц на продажу. Поэтому, с этой точки зрения, время выбрано удачно — можно выбрать хороший вариант с существенным дисконтом. Категории отелей (3–4*), на которых компания Don-Plaza планирует сфокусировать бизнес, считаем наиболее перспективными и востребованными».
О другой стороне процесса активизации рынка профессионального управления говорит Константин Ковалёв, управляющий партнёр компании Blackwood: «Когда девелопер и оператор в одном лице принимает решение о том, чтобы сосредоточиться только на операторской деятельности, это говорит о том, что в настоящий момент финансовые рынки не позволяют привлекать достаточно дешёвые и длинные деньги для инвестиций в девелопмент. Не только Don-Plaza приняла такое решение. Например, Heliopark Group, одна из крупнейших российских сетей, недавно также отказалась от своих девелоперских планов».
Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России добавляет: «То, что гостиничные операторы уходят от функции владения в сторону функции управления, — это общемировая теденция. Стали появляться подобные примеры и в России, например, в Екатеринбурге есть UST Group, которая пошла тем же путём, что и Don-Plaza. Другой вопрос — можно ли Don-Plaza назвать полноценной управляющей компанией? Тут всё зависит от того, что ты можешь предложить, насколько эффективны твои технологии и какого рода ответственность ты как управляющий готов взять на себя. С одной стороны, мы видим успех двух собственных отелей Don-Plaza в Ростове и Таганроге, с другой — управление в чистом виде становится рентабельным, начиная с 500 номеров под управлением. Насколько я знаю, у Don-Plaza объём несколько ниже».
«Изначально мы привязывали свою идею к областной концепции развития туризма Ростовской области “Серебряная Подкова” и ещё два-три года назад начали готовиться к этому, в частности, обучая на базе Don-Plaza кадры, — рассказывает Андрей Демишин. — Но “Серебряная Подкова” — долгоиграющий проект, требующий колоссальных инвестиционных усилий и государства, и частных инвесторов. Тем временем определённые предпосылки для воплощения наших идей уже сформировались — как внутренние, так и внешние. Внутренние предпосылки — это, во-первых, готовый и ставший известным бренд. Достаточно сказать, что, когда мы вели переговоры с Hyatt, последние изначально настаивали на том, чтобы отель назывался Hyatt Regency Rostov, но в итоге, изучив нашу историю, репутацию и стандарты, партнёры согласились с нашей позицией — отель будет называться Hyatt Regency Don-Plaza Rostov. Это уникальный в международной практике случай, когда в названии используются сразу два бренда. Во-вторых — наличие и даже некоторый переизбыток подготовленного персонала. В-третьих, успешное развитие нашего второго отеля в Таганроге, где мы применили уже разработанные в Don-Plaza бизнес-стандарты и отшлифовали их для применения, так сказать, в удалённом доступе. Четвёртое: наличие мощной службы продаж, маркетинга и продвижения. И прошлый кризисный год подтвердил, что все эти слагаемые работают даже вопреки общим тенденциям и трендам рынка. Расти в период, когда рынок падает — непростая задача. Мы смогли в прошлом году увеличить загрузку — это, безусловно, индикатор того, что мы что-то умеем в своём деле».
К внешним предпосылкам Андрей Демишин относит ухудшение ситуации с финансированием гостиничного бизнеса и нестабильность туристических потоков, что существенно обострило внимание владельцев к качеству управления. Андрей Демишин утверждает, что первого клиента Don-Plaza предложил банк. «Это один из проектов, связанный с подготовкой к Олимпиаде и включающий несколько отелей, — говорит Андрей Демишин. — Банк, куда владельцы обратились за финансированием, предложил нас как оператора. Это убедило нас, что сегодня очень злободневная ситуация, и мы как носители технологии можем быть интересны рынку. После этого к нам обратились уже владельцы строящегося отеля “Ессентуки”, для которых гостиница тоже не является профильным активом. Они поняли, что денег вкладывается много, а будет ли объект приносить прибыль — вопрос. Им мы предложили свои услуги ещё на стадии проектирования».
Вадим Прасов поясняет: «Гостиничный бизнес достаточно капиталоёмкий и требует серьёзного финансирования, как правило, банковского. В кризис у некоторых отельеров возникли проблемы как с привлечением, так и с обслуживанием имеющихся кредитов. Многие активы либо поменяли своих владельцев, либо перешли в собственность банков-кредиторов, у которых они были в залоге. В свою очередь, банк сам по себе не может управлять отелем — это не его функция. И чтобы как минимум контролировать этот актив и тем более сделать его эффективным, банки привлекают сами или требуют от собственника-заёмщика привлечь профессиональную УК. И, безусловно, надо пользоваться этой ситуацией и выходить на диалоги и с банками, и с владельцами отелей».
Иностранцы — не помеха
Константин Ковалёв достаточно высоко оценивает шансы Don-Plaza на открытом рынке, но оговаривается: «У компании больше шансов заставить обратить на себя внимание те отели, которые строились без привлечения операторов на стадии проектирования. Как правило, такие проекты имеют немало огрехов, которые негативно сказываются на их операционной эффективности, прогнозируемых доходах. Поэтому “брендованные” операторы от них отказываются. И хотя раскрученная международная цепочка имеет существенные преимущества в управлении потоками, гарантирует большую заполняемость гостиницы, собственникам не остаётся ничего другого, как искать локального или российского оператора. Ниша для локального оператора — есть, но она, скорее всего, тоже будет локальной».
Вадим Прасов отмечает, что международные цепочки менее гибки. Их жёсткие стандарты требуют нередко больших дополнительных вложений для перестройки, переоборудования объекта. Во-вторых, международные операторы крайне редко берут в управление уже действующие или близкие к завершению отели. Их вряд ли заинтересуют и небольшие отели 3–4*, а таких в наших регионах, особенно в городах с населением 200–500 тысяч человек очень много. В-третьих, их услуги стоят весьма недёшево. Есть форматы, где однозначно предпочтительнее российский оператор — например, формат отелей для загородного отдыха. А собственных эффективных операторов сегодня на российском рынке не так много».
Несколько функций по цене одной
Андрей Демишин говорит, что знание российской специфики — одно из главных достоинств Don-Plaza, но уверяет, что только этим конкурентные преимущества компании не ограничиваются. «Мы видим, как правило, объекты, уже близкие к запуску, и понимаем, что кардинально их переделывать только для того, чтобы объект соответствовал нашим стандартам, просто нечестно по отношению к владельцам. Хотя иногда мы всё-таки настаиваем на щадящей корректировке. Мы также всегда оставляем за владельцем право выбора того или иного поставщика строительных и расходных материалов, формулируя лишь наши требования к уровню качества, и по желанию владельца организуем тендер. Мы исключаем отдельную оплату за бренд, за присоединение к нашей системе бронирования, оговариваем заранее примерные затраты на рекламу и продвижение, но не распоряжаемся этими деньгами. Мы берём на себя функции менеджера проекта и предлагаем владельцу на выбор дизайнеров, поставщиков, проектировщиков и технологов, подрядчиков и так далее, чего никогда не делают многие международные операторы. Если встаёт вопрос с организацией привлечения финансирования, мы помогаем разработать экономические модели и бизнес-план для кредиторов или инвесторов, готовим пакет документов для банка».
И всё-таки Константин Ковалёв настаивает, что определяющим фактором в конкуренции с мировыми цепочками для россиян остаётся цена: «Стоимость управления международных операторов может доходить до 10 процентов от дохода отеля, — говорит г-н Ковалёв. — Если локальный оператор сможет предложить более низкую стоимость или за эти же деньги брать на себя больше функций, предлагать более лояльные условия вступления в цепочку, то, конечно же, они могут достаточно быстро получить свою часть рынка. Главное, чтобы это снижение не было серьёзным ущербом качеству, иначе сам бренд будет обесцениваться. Don-Plaza всё-таки придётся самим быть весьма избирательными, потому что с каждым новым неудачным проектом возможность получить новый объект в управление будет существенно снижаться».
Весь пакет услуг Don-Plaza, по словам Андрея Демишина, хотя и будет рассматриваться индивидуально в каждом конкретном случае, обойдётся в среднем на 50% дешевле, чем услуги международного оператора в том же категорийном сегменте, причём, в отличие от мировых цепочек, ростовчане собираются брать процент в основном от чистой прибыли отеля, а не от всего дохода. Когда же речь идёт о передаче управления уже действующим отелем, плата будет взиматься только с той части прибыли, которую отель начнёт зарабатывать сверх того, что до сих пор зарабатывал владелец. Свои расходы на ведение одного проекта, его подготовку и запуск в эксплуатацию Андрей Демишин оценивает в сумму от 50 до 100 тысяч долларов на год. «Количество человек, задействованных в каждом из проектов, колеблется от 20 до 40, — объясняет г-н Демишин. — Их необходимо обеспечить рабочими местами, достойной зарплатой, транспортными расходами и так далее. Мы эти расходы раскладываем на несколько проектов и тем самым минимизируем затраты. Сейчас, когда мы только начали формировать сеть, мы вынуждены предлагать цены ниже и услуг больше, чем более известные и раскрученные бренды на рынке. Так что мы инвестируем в себя, беря на себя половину этих расходов, вторую половину несут те, кто осуществляет эти проекты. В перспективе мы не исключаем покупку и строительство собственных отелей».
Наталья Яценко
Журнал "Эксперт"