Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«ЖЖ — это шанс быть услышанным»

Блогеры все чаще опережают СМИ, выкладывая в интернет фото и видео происходящих событий, а СМИ все чаще используют материалы блогов. О гражданской журналистике и 10 годах LiveJournal в России — автор готовящегося к выходу исследования русскоязычного ЖЖ Андрей Подшибякин

Возможно, когда-нибудь появится серия ЖЖЗЛ — о замечательных людях в ЖЖ. Неоценимым источником для подготовки такой серии может стать книга Андрея Подшибякина "По живому. 1999-2009: LiveJournal в России", которая скоро должна выйти. В книге много примеров из истории русскоязычного ЖЖ, ссылок на блоги политиков, крупных бизнесменов, творческих людей, а также на дневники обычных пользователей. "Здесь цитируется настоящий ЖЖ, без редактуры и правок. По живому".

На ноябрь 2009 года, когда была закончена книга, количество зарегистрированных русскоязычных журналов составляло 2,89 млн, ЖЖ-сообществ — более 120 тысяч. Было создано более 170 млн записей и оставлено 240 млн комментариев. О кириллическом ЖЖ "Огонек" поговорил с автором книги, который одно время был управляющим редактором LiveJournal.ru, обозревателем журнала "Афиша" Андреем Подшибякиным.

— Произошло ли что-то важное в "Живом Журнале" за последние месяцы — уже после того, как вы закончили писать книгу?

— Главное, что произошло,— блогеры осознали себя в качестве рупора гражданской журналистики. Они поняли, что к тому, что они пишут у себя в журналах, могут прислушаться, и часто прислушиваются политики и традиционные СМИ. Конечно, ЖЖ гораздо лучше удаются интерпретации имеющейся информации, чем добыча фактов. Но на недавние теракты в Москве ЖЖ отреагировал мгновенно: первые фотографии появились именно в блогах, кажется, и первое видео тоже. Непонятно, хорошо это или плохо. Скорее, не очень хорошо: вместо того чтобы помочь пострадавшим, люди вынимают фотоаппарат и бросаются писать в интернет.

— Почему это осознание блогерами себя как элемента гражданской журналистики произошло именно в последние месяцы?

— По моему ощущению, большим толчком к этому был блог президента, который появился в апреле прошлого года, и вслед за ним политики стали заводить блоги. Когда это произошло, люди поняли, что они могут быть услышаны в ЖЖ. Но осознание себя как части гражданской журналистики приводит и к многочисленным злоупотреблениям: блогеры придумывают какие-то истории, в том числе и трагичные, чтобы попасть в рейтинги, быть процитированными. ЖЖ еще предстоит установить некие внутренние этические нормы.

— Как СМИ и блогеры будут дальше взаимодействовать?

— Гражданская журналистика — скорее репортерская: увидел что-то интересное, снял на фотоаппарат и выложил в блог. Она отличается от традиционной степенью не то чтобы ангажированности, но личного вовлечения людей в то, о чем они пишут. Журналисту приходится держать некоторый нейтралитет. В "Живом Журнале" таких рамок нет, поэтому очень много "я" во всем, что пишут. Мне кажется, если ЖЖ захочет стать чем-то более серьезным, чем он есть сейчас, придется привыкать к объективности, привыкать принимать противоположную точку зрения на события. Не говоря уже о проверке фактов.

— Чем объяснить, что в ЖЖ огромное количество журналистов? Они не могут реализовать себя в тех СМИ, где работают? И связано ли это с ухудшением ситуации со свободой слова как раз в те 10 лет, когда развивался русскоязычный ЖЖ?

— Не думаю. ЖЖ — для тех, кто не может не писать. Мы испытываем потребность самовыражаться в том числе и за рамками форматов наших изданий, а "Живой Журнал" идеально для этого подходит. В нем есть очень важная для журналиста моментальная обратная связь. Одностороннее вещание, односторонняя коммуникация расслабляет и ведет к неверной самооценке.

— Вы пишете, что "ЖЖ не замена гражданскому обществу, а один из немногих доступных ему в России коммуникационных каналов". Гражданское общество из интернета в дальнейшем будет перенесено в реальную жизнь?

— Я в это не очень верю, потому что тот формат, в котором гражданское общество реализует себя в ЖЖ,— это скорее кухонные посиделки. Феномен ЖЖ заключается в том, что люди выражают свою гражданскую позицию, просто написав комментарий, добавив "+1" или опубликовав кем-то написанный текст. То есть с минимумом усилий, что довольно сильно отличается от действий в реальной жизни.

— При этом вы считаете, что "одним постом в ЖЖ порой можно добиться большего, чем пятью "Маршами несогласных"". Но ведь выход на площадь — это шаг серьезнее, чем запись в ЖЖ.

— Мне кажется, что изменить что-то в жизни маршем на площади гораздо меньше шансов, чем через ЖЖ. Понятно, что ЖЖ — это лотерея: не все требования или просьбы о помощи будут услышаны. Но шанс, что они будут услышаны, все-таки выше, потому что практикуется адресное обращение. Например, известная история, когда блогер написал президенту комментарий-жалобу о том, что в Краснодаре ветераны на праздник не смогли прийти к Вечному огню, и президент велел разобраться и наказать виновных. Конечно, это ручное управление и системно вряд ли что-то изменит.

— Да и на площадь выходят с иными обращениями к власти... Но ЖЖ все-таки создало некую обратную связь. И вы пишете, что с появлением ЖЖ обратная связь стала моментальной. Насколько она влияет на понимание властями того, что происходит?

— Я думаю, это очень полезно в качестве прецедента. Когда коммуникация снизу вверх идет не через пресс-службы, фельдъегерей и секретарш, а напрямую. Я очень надеюсь, что ЖЖ поможет эту коммуникацию выстроить и в реальной жизни.

— Общество в целом аполитично. В ЖЖ соотношение тех, кто приходит туда обсудить футбол или кино, и тех, кто обсуждает политические проблемы, отлично от соотношения этих групп в жизни?

— Политизированность ЖЖ выше, чем политизированность любого среднего среза общества. В обществе происходит сознательное отсечение информационных каналов: люди все меньше читают газеты, смотрят новости, им уютно в своей частной жизни. В ЖЖ так не получается, потому что это живая среда, в которой на расстоянии пары кликов друг от друга могут находиться истории из жизни котиков, видеоролики с битвами офисных роботов и достаточно серьезные политические дискуссии. Даже когда ты не хочешь лезть в политику, она сама к тебе придет — кто-то пришлет ссылку или в топе появится интересный пост, и ты нажмешь на него. Помимо воли человек втягивается в разговоры о политике и начинает проявлять к ней интерес. Именно в этом, кстати, очень важная сила ЖЖ, а не в том, что это канал прямой связи с президентом.

— Вы приводите в книге список самых популярных ЖЖ-сообществ. Выясняется, что это любители кино, фото, рекламных роликов. То есть изображений, а не текстов. Чем это объяснить?

— Это недавняя тенденция, буквально последнего года. До того "Живой Журнал" считался логоцентричной средой. Причем ему нравилось себя таковым осознавать. Блогеры думали о себе как о людях пишущих и читающих, а все альтернативные блог-платформы воспринимались ими как что-то несерьезное про картинки. Потом появились в большом количестве фотосообщества. Самый популярный пользователь, drugoi (Рустем Адагамов), в основном размещает в своем блоге фотографии. Еще одного популярного блогера, tema (Артемий Лебедев), читают во многом из-за его фоторабот. Есть понятие "новая визуальность", к которому СМИ и культура в целом сейчас склоняются.

— В конце книги вы публикуете "Кулинарную книгу ЖЖ". В ЖЖ так много рецептов?

— В ЖЖ последнее время кулинарный бум: бурлят страсти гораздо более ощутимые, с большим переходом на личности, чем в политических сообществах. Люди рвут друг другу глотки из-за неправильного рецепта приготовления макарон.

— Как повлияло ЖЖ не на общество, а на человека? Удивительный уровень откровенности в ЖЖ, который вы упоминаете, привел к большей откровенности людей в жизни?

— Вряд ли. Человек в ЖЖ и человек в жизни — это очень разные люди. Порой между ними нет ничего общего. Чаще всего неосознанно, а иногда осознанно люди выстраивают в "Живом Журнале" свое альтер эго: они там такие, какими хотят, чтобы их видели. Я немного встречал людей, которые в жизни вели бы себя так же, как в ЖЖ, или хотя бы говорили бы теми же словами. ЖЖ, помимо всего прочего,— это психотерапевтический механизм, маска.

— Насколько лучшее и худшее в человеке проявляется в ЖЖ? Как в жизни? Или в ЖЖ худшего больше?

— Анонимность часто позволяет раскрыться худшим сторонам. Но ЖЖ по-прежнему остается средой, где много адекватных, приличных людей. Лучшие стороны открываются ярче в ЖЖ. Все условные жэжэшные злодеи более или менее одинаковые. Хорошие люди — они все разные.

Беседовала Юлия Ларина


Огонек
15.04.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов