Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Умело сгруппировались

Кризисному падению рынка компания «Корона» противопоставила расширение бизнеса в не занятые ранее сегменты

Производственная компания «Корона», созданная боровичским предпринимателем Виктором Савенковым в 1997 году, по оценке экспертов  профильного журнала «Гастрономия и бакалея», входит в десятку крупнейших российских производителей замороженных полуфабрикатов и в первую пятерку в так называемой блинной группе. Ассортиментный портфель компании насчитывает 150 наименований продуктов под брендами «Государь» и «Любони», в которых гармонично сочетаются традиции русской домашней кухни  и современная технология шоковой заморозки IQF, позволяющая сохранить все полезные свойства продуктов и обойтись без применения консервантов. «Корона» выпускает товары повседневного спроса, а кризис прошелся и по этому рынку. Однако боровичские пищевики грамотно сгруппировались перед падением,  чтобы как можно меньше травмировать бизнес.                     

Упали в молоко

«Корона» ежедневно выпускает 25 тонн продуктов по собственным оригинальным рецептам. Это пельмени и котлеты,  фрикадельки и шницели, биточки и зразы, и т.д. Отдельной строки заслуживают  блинчики, поскольку с 2004 года «Корона», по экспертной оценке, стала  крупнейшим производителем «ягодных» блинов. Ягоды в блины здесь кладут «живыми», без предварительной термической обработки, что и наделяет продукт отличными вкусовыми качествами. Несложно представить, какой объем сырья и какого качества перерабатывают на предприятии.

Творог для блинов и сырников «Корона» закупала у крупных переработчиков, которые стали позволять себе использовать в производстве растительные добавки, что сделало сырье технологически непригодным. И именно это заставило Виктора Савенкова задуматься, а потом и принять решение о том, что «падать»  «Корона» должна  в сырьевой сегмент. Затем встала тема собственной переработки молока – еще одного объемного ингредиента в производстве.

«Постепенное ухудшение на нашем рынке началось с осени 2008?го, а в апреле прошлого года он достиг дна – отметки 30%. Понятно, „падаем“ и мы, но стараемся найти дополнительные точки опоры, чтобы не разрушить конструкцию бизнеса. Куда „падать“ пищевому производству? Конечно, в сырье. Вот мы и „упали“ сначала в молоко. В прошлом году у меня была  бредовая идея – построить типовую ферму для крупного рогатого скота на 400 голов.  Но цена вопроса – 140 млн рублей – сейчас слишком велика для компании. Поэтому ограничились тем, что купили мини-молокозавод за 5 млн рублей», – вспоминает Савенков.

Кроме мини-завода Савенкову пришлось купить молоковоз, чтобы собирать молоко и в близлежащих хозяйствах у фермеров. Пока набирается  5 тонн ежедневно, в краткосрочных планах – увеличить сбор еще на 40%. Расширять переработку решили потому, что кроме традиционных продуктов молоко пошло на новые, весьма востребованные, под маркой «Любони»: цельное пастеризованное молоко, обезжиренный и 9?процентной жирности творог, сливочное масло.  Новые виды молочной продукции быстро расходятся не только в собственной розничной сети (у «Короны» три крупных магазина  и несколько павильонов в Боровичах), но и  на продовольственных рынках Великого Новгорода. По оценкам маркетологов, в розницу можно отправлять не тонну молока в день,  а вдвое больше. Да и рынок чутко отреагировал ростом продаж на заметно улучшившееся качество сырников и блинчиков с творогом. Поэтому Савенков от «бредовой» идеи строительства дорогой типовой фермы окончательно не отказывается.

Ближе к земле

Известную истину – в трудную пору надо быть ближе к земле – Савенков воплотил в жизнь в декабре 2008 года, открыв в Любытинском районе, что рядом с Боровичами,   агрофирму «Государь». «Экономические реалии заставили  расти не в высоту, а в ширину, создавать натуральное хозяйство», – комментирует он это решение.

Савенков купил 220 га пашни, решив попробовать «упасть» еще и  в овощеводство.  В  технику вложил 20 млн рублей кредита, за счет собственных оборотных средств построил овощехранилище. Первый аграрный сезон фирма уже отработала, получив, по оценке Савенкова, приличный урожай  капусты, моркови, картофеля. Из 400 тонн овощей большая часть ждет своего часа до весны – до «пиковых» цен. Остальное идет в переработку. Ведь компании для производства требуется почти 200 тонн капусты: мясные голубцы занимают немалое место в ассортиментном портфеле.  Кроме собственного урожая,  пополнили запасы капусты с фермерских полей, оформив фьючерсную сделку на 100 тонн. Картофеля перерабатывается и того больше – 250?300 тонн. Савенков тем временем вынашивает новую бизнес-идею, обкатать которую можно в собственной розничной сети, – производство экологически чистых замороженных овощей.

Но если это дело будущего, то мясо компания уже производит. «Овощами мы, конечно, заняли не всю пашню. Свободные площади пустили под сенокос, урожай тоже собрали хороший, и с осени разнотравьем кормим бычков.  Породистых животных отбирали и закупали в округе,  восстановили и оборудовали заброшенную ферму», – рассказывает Виктор Савенков. Он  уверен: хозяйство будет развиваться, собственный сырьевой ресурс – это и самостоятельный бизнес, и оптимизация затрат пищевого производства.

Затевая в тяжелую кризисную пору аграрные проекты, Савенков был уверен в поддержке государства. Покупая элитные семена овощных культур, приобретая горючее, удобрения, породистых бычков, глава «Короны» рассчитывал на 30?процентную компенсацию затрат, предусмотренную российским законодательством. Однако когда аграрное хозяйство «Государь» обратилось за компенсацией, получило отказ. Согласно одной из статей закона «О развитии сельского хозяйства России»,  аграрием считается тот,  кто отработал календарный год – с 1 января по 31 декабря.  Аграрное хозяйство «Государь» не подтвердило свой статус, так как начало работать не 1 января предыдущего года, а 20 декабря. Да и не бывает в сельском хозяйстве рабочего года с января по декабрь.

Савенков уже три раза обращался за компенсацией затрат – это примерно 800 тыс. рублей. «Как можно развивать экономику, сохранять бизнес, если всегда найдется повод вставить палку в колеса?» – недоумевает предприниматель. Он настаивает, чтобы Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области пригласил экспертов из Министерства сельского хозяйства РФ, чтобы те увидели, чем отличается год календарный от года аграрного.

Плюс проценты

В 2008 году компания заказала проект низкотемпературного холодильного склада на 2,5 тыс. европаллет. Построить за собственные деньги не успели – наступил кризис. Но замораживать проект, уже реализованный на 30%, не хотелось. Савенков решил не останавливаться, открыв в одном из коммерческих банков  инвестиционную кредитную линию на семь лет. Банк выдал «Короне» – своему партнеру с безупречной десятилетней кредитной историей  – кредит под 20,75% годовых. В кредитном договоре прописано, что ставка может меняться с изменением экономических условий и ставки рефинансирования ЦБ РФ. Экономическая ситуация действительно менялась. «Корона» была вынуждена работать на грани рентабельности, к тому же приходилось брать кредиты на пополнение оборотных средств: сетевой ритейл, с которым активно работают боровичские пищевики, стал задерживать оплату поставленного товара на 50?70 дней.

В июле 2009 года кредит 33 млн рублей тот же банк выдал под 18,5% годовых. И тогда Виктор Савенков решил воспользоваться пунктами договора о возможном снижении процентной ставки. На аргументированное письмо предпринимателю ответили вежливым отказом – мол, вернемся к этому разговору, когда завершите строительство склада. Не помогли и личные переговоры. Вскоре предприятию вновь пришлось взять в банке 10 млн рублей под 13,5%. За удешевление  семилетнего инвестиционного кредита Савенков, чувствуя свою правоту, намерен еще побороться.

Пищевой бизнес Савенков поставил на ноги и, несмотря ни на какие трудности, будет и дальше растить, тщательно продумывая маркетинговые ходы, перемещаясь в другие ценовые сегменты. Вот и сейчас, понимая, насколько вырос ритм жизни больших городов, он со своей командой решил, что настало время выпустить на рынок новые продукты  быстрого питания. Это тот же ассортиментный портфель, только теперь продукты требуют не термической обработки, а только разогрева. При этом они не сублимированные, чем зачастую грешит фастфуд, а изготовлены из натурального сырья, как и вся продукция «Короны».  «Не скажу, что сразу же поднялись продажи, но рынок принял новый продукт хорошо. Ну а мы и дальше будем искать возможности прочнее „зацементироваться“ на рынке», – говорит Савенков.   

Великий Новгород


Ольга Колотнеча

Журнал "Эксперт"
10.02.2010



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов