Как Panasonic противостоит кризису
Недавним гостем сайта "Ко" стал заместитель гендиректора Panasonic в России Масааки Кобаяши.
Как ожидается, рынок электроники и бытовой техники, на котором работает в России Panasonic, по итогам 2009 года "просядет" в разных сегментах на 20 - 40%. Если же сравнить с максимумом продаж, зафиксированным в конце 2007-го, то падение составляет 123%. В пересчете на отдельных потребителей это означает снижение ежегодных затрат на бытовую электронику на 1500 руб.
На таком фоне Panasonic во многом рассчитывает на свои исторические корни и наследие (Panasonic Corp. ведет отсчет времени с 1918 года, когда Коносуке Мацусита основал Matsushita Electric Housewares Manufacturing Works), репутацию бренда на постсоветском пространстве (марка Panasonic известна на территории бывшего СССР со второй половины 70-х годов прошлого века) и новые технологии. Кстати, само слово Panasonic появилось в 1955 году и сложено оно из pan и sonic. При этом подразумевалось высокое качество звука, и изначально под этим брендом выпускали аудиотехнику. Ныне компания производит гораздо более широкий ассортимент - аудио- и видеоэлектронику, коммуникационное оборудование, бытовую технику и комплектующие.
Пользователь master: Выбираю как раз телевизор. Viera вроде ничего. Но дорого!
- В этом году у нас очень широкий модельный ряд телевизоров Viera с моделями различной комплектации, дизайном, размером экрана начиная от 15 000 руб. При сопоставлении со сходными моделями конкурентов Panasonic не считается самым дорогим.
Анонимный пользователь: Рынок электроники забит. И Panasonic на нем, на мой взгляд, вовсе не из лидеров. Вас устраивает быть "одним из"?
- Позволю себе не согласиться с мнением, что наша компания "не из лидеров". Во многих категориях продуктов мы входим в тройку или пятерку лидеров, в некоторых занимаем первую позицию. В числе первых мы представили на рынке формат Blu-ray, телевизоры с 3D-изображением.
Анонимный пользователь: У меня был фотоаппарат Lumix, затем я перешел на Canon - небо и земля в том, что касается качества и удобства съемки. За Lumix, пожалуй, только дизайн. А вы считаете, что у вас все в порядке с фотоаппаратурой? Технологических прорывов не планируете?
- Трудно ответить, не зная, о каких конкретно моделях идет речь: какого класса, какого поколения. Могу только сказать, что каждое новое поколение Lumix ежегодно совершенствуется. Это подтверждается как экспертами, так и ростом нашей доли на рынке. В сегменте компактных камер мы нередко занимаем первое место в независимых тестах. Думаю, что последние модели Lumix вас бы точно не разочаровали.
Ко: Чем Panasonic отличается от конкурентов, за счет чего дифференцируется?
- У Panasonic - многолетняя история. На протяжении всего существования компании наши товары отличались качеством, надежностью, передовыми технологиями. Я считаю, что эти качества характеризуют нашу продукцию и сейчас, несмотря на постоянно растущую конкуренцию.
Если говорить о дифференциации, то это прежде всего технологии. Panasonic ежегодно получает около 100 000 патентов. Во многих продуктах мы имеем исключительный набор технологий. Кроме того, Panasonic разрабатывает ряд уникальных продуктов - сверхзащищенные ноутбуки для работы в экстремальных условиях, медицинские роботы, новые аккумуляторы и многое другое.
Анонимный пользователь: Где производится то, что продается в России под маркой Panasonic? Предполагаете ли вы расширять производственную базу?
- Наши заводы расположены по всему миру. Некоторые продукты, как, например, топовые модели фотоаппаратов, мы поставляем из Японии, а большая часть техники импортируется из Юго-Восточной Азии, Китая, Европы. Пока в условиях сложной экономической ситуации в мире мы не планируем расширять производственную базу, но в будущем - вполне вероятно.
Пользователь Павел Петров: Как вы оцениваете потенциал российского рынка в создании конкурентоспособной высокотехнологичной продукции?
- Считаю, что Россия имеет большой потенциал для производства высокотехнологичной продукции. Например, в космической или военной индустрии она является одним из технологических лидеров. Вопрос в том, что сейчас эти технологии узконаправлены и не открыты для рынка потребительской электроники.
Анонимный пользователь: Почему вы так цепляетесь в своих фотоаппартах за объективы Leica? Думаете, что в этом ваша "изюминка?"
- Объективы Leica считаются лучшими в мире, и именно поэтому мы устанавливаем их в наших камерах.
Пользователь Иван: Цены на микроволновые печи Panasonic просто невменяемые, конкуренты на порядок дешевле. Solo с механикой стоит столько же, сколько сенсорный Samsung с грилем. Собираетесь ли исправлять ситуацию?
- Не совсем согласен с таким мнением. По соотношению цены и качества печи Panasonic более чем конкурентоспособны, и это подтверждается выбором покупателей. Главное отличие, мы полагаем, в качестве приготовления пищи. В отдельных категориях печей мы являемся лидерами.
Пользователь Ашхен Биллабонг: Немецкий авиаперевозчик Lufthansa AG 12 ноября этого года проанонсировал ближайший запуск услуги мобильной связи и беспроводного доступа в Интернет на всех дальномагистральных самолетах. По сообщению компании, техническим партнером программы выступит корпорация Panasonic. Прокомментируйте, пожалуйста, участие Panasonic в реализации данного проекта.
- Действительно, Panasonic стал партнером Lufthansa по внедрению на борту самолетов совершенно уникальной системы FlyNet с коммуникационным комплексом Panasonic Global Communications Suite. Возможности системы включают в себя скоростной Интернет (как для экипажа, так и для пассажиров), мобильную связь и телевидение в режиме реального времени. Мы планируем сотрудничать и с другими авиакомпаниями.
Пользователь Юрий Попов: Что вы думаете о коррупции в России? Как ваша фирма решает эти вопросы?
- Я рад, что русские сами осознают наличие этой проблемы и открыто ее обсуждают. Думаю, в России в период быстрого экономического роста коррупция была скрыта и не препятствовала развитию столь серьезно, как это происходит сейчас, во время экономического спада. Я уверен, что в России есть потенциал преодолеть эту проблему именно сейчас, в кризис. Ведь как говорил наш основатель Коносуке Мацусита, "экономический кризис дает шанс на развитие в будущем".
Анонимный пользователь: У Panasonic не очень широкий выбор мелкой бытовой техники, и некоторые модели не меняются на новые, усовершенствованные, как это бывает у других компаний. Планирует ли компания расширять линейку бытовой техники и обновлять модели?
- Мне кажется, у вас не совсем точная информация. Многие категории регулярно обновляются, например, микроволновые печи, мультиварки, бритвы, эпиляторы и т. д. На следующий год мы действительно планируем не только обновить, но и расширить линейку бытовой техники, продаваемой в России.
Пользователь Алиев Э.А.: Чем отличается психология ведения бизнеса в России и в Японии?
- Русские имеют большие потенциальные возможности, разносторонний опыт, но, мне кажется, они больше привыкли справляться с бизнес-задачами самостоятельно, индивидуально. Возможно, командная работа - это то, чего не хватает для более успешного развития российского бизнеса. Мы, японцы, придаем большое значение работе в команде, тому, что по-английски называется team work, поэтому я активно развиваю эту систему в нашей компании.
Ко: Ваши планы в России и СНГ?
- Я только приступил к выполнению своих обязанностей в России, но надеюсь, что мне удастся внести свой посильный вклад в развитие компании, ее стабильный рост и повышение позиций на рынке. Также для меня важно позитивное участие Panasonic в развитии общества, что лежит в основе нашей философии.
Пользователь Алиев Э.А.: Чем вы заняты в свободное от бизнеса время? Есть чем занять себя в Москве?
- Я стараюсь посещать популярные торговые центры, чтобы лучше понимать поведение российских покупателей. Очень люблю путешествовать, особенно по городам России.
РЕЗЮМЕ МАСААКИ КОБАЯШИ
РОДИЛСЯ: 1968 г.
ОБРАЗОВАНИЕ: университет Doshisha в г. Киото (Япония), окончил факультет коммерции и торговли
ОПЫТ РАБОТЫ: корпорация Panasonic (поступил сразу после университета), работал в Японии, Австрии (направление - Восточная Европа), а также в Германии и России
СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат
ХОББИ: путешествия, игра на барабанах, рыбалка
ЮЛИЯ ЖЕГЛОВА
Журнал "Компания"