Спасительный общепит
В России бум бюджетных кафе. Дорогие рестораны больше не приносят привычной прибыли, и предприниматели вкладываются в дешевые заведения. Но их посетителю следует быть внимательным: поесть дешево можно, но велик риск остаться сердитым
Пафосный ресторан. Пятница. Вторая половина дня. По законам ресторанной вселенной — самое смачное время. Именно на вечер пятницы шеф-повар обычно заказывает свежее мясо и еще дышащую рыбу, чтобы приготовить на углях нечто изумительное. Предвкушая гастрономическую радость, заказываю стейк. Официант медлит. Я хорошо знаю эту реакцию. Ладно, сегодняшнего мяса нет. Пройдемся по рыбе.
— Если позволите, я рекомендовал бы вам пиццу по личному рецепту нашего итальянского коллеги. Недавно в меню. Вы точно такого не пробовали.
Этот мальчик заботится обо мне, постоянной посетительнице. Он не хочет потерять и меня вслед за теми, что роились здесь полтора года назад, стояли в очереди, записывались на вожделенный конец недели аж с утра четверга. Сегодня зал заполнен наполовину. Кто-то пьет кофе, дама у окна ковыряет салат, винных бутылок на столах почти нет. А бутылки — верный признак высокой доходности места. Там, где вино заказывают не бокалами, в кассе сходится дебет с кредитом.
Расцвет общепита
В апреле этого года на саммите «Ресторанный бизнес в России» были названы цифры: с ноября 2008 года по март 2009?го прибыли московских ресторанов, работающих в высоком ценовом сегменте, снизились на 20–30%. Размер среднего чека сократился практически вдвое: гости перестали брать дорогое спиртное, а блюда выбирают с тем расчетом, чтобы съесть наверняка. Никаких «давай возьмем, попробуем, не понравится — оставим».
Инсайдеры бизнеса выдают еще более впечатляющую информацию. За последние полгода доходы ресторанов упали на 40–50%, зато на 20–30% выросла прибыль предприятий быстрого питания.
Генеральный директор компании «Настоящий чай» Никита Анфиногенов, уже пять лет занимающийся поставками чая, уверен, что доходы наиболее удачных и известных дешевых брендов выросли еще больше — на 50% по сравнению с докризисными временами. В первую очередь рост показали предприятия быстрого питания и недорогие кофейни. По-прежнему выгодно и содержание пивняка: мы видим это на примере московской сети пивных «Кружка», постоянно забитой студентами. Компания открывает все новые точки — поближе к окраинам. Но растет не только она.
Президент российского отделения «Макдоналдс» Хамзат Хасбулатов говорит, что его компания скоро откроет в России еще 30 точек. В Питере организуется сеть из двенадцати кафе традиционной русской кухни «Емеля». В Перми запускают сеть кафе быстрого питания русской кухни «Печка». Аркадий Новиков, владелец как пафосных мест вроде Bon2 и GQ Bar, так и забегаловок типа Prime Star, подписал соглашение с РЖД: на территории вокзалов он организует бутербродные, пиццерии и трактиры. Столичный департамент потребрынка и услуг подготовил программу развития сети недорогих кафе, которые будут возникать в ходе реконструкции парков, музеев-заповедников и зон отдыха.
Болезни роста
Никита Анфиногенов готовится к открытию сети чайных, где будет соблюдена технология заварки каждого отдельно взятого сорта, а чайник листового чая будет стоить от 70 рублей. Никита согласен, что падение арендных ставок в 3–4 раза делает существование недорогих кафе реальностью, но вместе с тем указывает на рискованность такого предприятия.
— Мой друг владеет несколькими студенческими столовыми. Я спросил его, какой в его заведениях средний чек, он долго сопел и наконец выдал: «Пятнадцать рублей». — «Что же они у тебя на пятнадцать рублей покупают?» — «Чай и пирожок». Представляю, что в том пирожке. Низший сегмент общепита надо любить, иначе ничего не получится — слишком много проблем.
Действительно, тот, кто попытается открыть антикризисную точку «дешевого питания», неизбежно столкнется с рядом трудностей. Например, покупка дешевых стульев и столов: быстро их можно купить только по очень невыгодной цене, а чтобы они обошлись в три копейки, придется месяцами ждать поставки из какой-нибудь китайской дыры. Хорошие продукты стоят дорого, а из дешевых трудно приготовить стоящее блюдо. Или, скажем, проблема персонала: наниматься будут приходить девочки, которые ничего не делали в своих банках за сто тысяч, а теперь им надо будет напряженно работать за двадцать пять. Эффективность таких работников, прямо скажем, сомнительна, а других еще поискать надо…
Словом, появления множества кафе, столовых и чебуречных ожидать можно, но многие из них просуществуют недолго. Да, в низший общепит могут ринуться новички с деньгами. Прочитают в газете, что сегмент выгоден, ничего толком не посчитают, откроются, прогорят и быстро выйдут из игры. Впрочем, на их место уже готовы прийти владельцы дорогих ресторанов, открывающие едальни со средним счетом 300 рублей, не афишируя свой бренд: не хотят терять имидж поставщика изысканных удовольствий.
В любом случае подобные заведения будут придерживать цены на популярные пункты меню и бизнес-ланчи, так что у среднего горожанина по-прежнему будет возможность поесть в городе. Вопрос заключается не столько в том, где он сможет есть, сколько в том, что ему будут предлагать.
Повнимательнее
Основной проблемой отечественного общепита является установка «народ хавает». Снимаешь место, берешь повара с закрытого Черкизовского рынка — и ресторан вроде бы готов. До недавнего времени схема работала, но кризис, санитар леса, заставил потребителя призадуматься: сколько он платит за услугу и что за свои деньги получает. Сегодня ему стоит знать, что блюдо, которое ему предлагают за 600 рублей, в реальности обошлось максимум в 50 — если ресторан хороший. А если плохой, то рублей в 30. И это легко понять, если вдумчиво пожевать ломтик помидора, лежащего на краю тарелки. Помидор без вкуса и запаха говорит вам, чтобы вы никогда больше не тратили свои кровные на это заведение.
Пирожное, скучающее на витрине «Кофе Хауза» под ценником «200», реально стоит 40 рублей. Экономия менеджеров кофейни на главном — на кофейных зернах вызывает у посетителей изжогу, которую они мучительно стараются заесть пожилыми бутербродами. Кофейных дел мастер — бариста заведения, по очевидным причинам пожелавший остаться анонимом, рассказывает, что «Кофе Хауз» за копейки закупает зеленые зерна и жарит их сам. А ведь жарка кофе — тонкий и трудный процесс, за рубежом им занимаются люди, перенявшие эту науку от своих предков и наставников. Результат экономии — ужасный кофе, который сам бариста иначе как «кормовым» не называет.
Напрямую противостоять
злокачественной экономии заведений потребитель не способен. Зато он может проголосовать рублем и не пить кофе там, где он хоть чуть-чуть горчит или жжет. Не есть пиццу там, где готовят еще и шашлык. Не угощать ребенка красивыми пирожными там, где за соседним столиком дядьки хлебают суп и пьют пиво — всему свое место. И это еще одна истина, которую придется постичь отечественному общепиту: чай пьют в чайных, кофе — в кофейнях, суп едят в столовых и ресторанах, пиццу готовят те, кто учился этому в Италии, а шашлык лучше всего жарят те, кто спустился с гор, и чем сильнее у них акцент, тем лучше.
В общем, несмотря на кризис, предприятия, в которых плохо кормят, долго не проживут. А чтобы открыть реально дешевое место с вкусным и здоровым меню, надо потрудиться. Сеть «Му-Му», прежде чем запуститься, пять лет договаривалась с поставщиками. Сеть «Грабли» специально построила фабрику-кухню, которая делает полуфабрикаты для ее меню. Если же говорить об уважаемых местах рангом повыше, «Гудман», известный своими стейками, два с лишним года беседовал с мясниками, чтобы уж наверняка завоевать симпатии любителей качественного мяса с кровью.
Татьяна Арефьева
РУССКИЙ РЕПОРТЕР