Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«Серые» книжки: почему западные вендоры не спешат продвигать e-book в России

Компания Sony в конце августа презентовала очередную модель букридера – Sony Reader Daily Edition. Новинка, которая, по мнению экспертов, должна стать конкурентом для Amazon Kindle, поступит на рынок США в декабре. Примечательно, что ни Sony, ни Amazon не импортируют свои e-books в Россию. Пока лидеры сегмента букридеров раздумывают о том, начинать ли официальные продажи в нашей стране, дистрибьюторы спешат насытить имеющийся спрос на e-books

Есть рынки, на которых производители в стремлении отстроиться от конкурентов вкладывают огромные бюджеты в создание новых сегментов и продвижение инновационных товаров. А рядом появляются стихийно сформированные ниши, где потребители готовы выкладывать немалые деньги за понравившийся им товар. 

К возникновению новой потребности – чтению текстов с помощью электронных гаджетов – давно подталкивали два фактора: технический прогресс и гонка цен на книжном рынке. С одной стороны, целевая аудитория все охотнее читает даже с телефонов, КПК или МР3-плееров. Фирмы увеличили экраны мобильных устройств до 4 дюймов – размера карманного издания, а способ перекачивания свели к простому перенесению данных через USB-порт. С другой стороны, книготорговцы подняли цены на свою продукцию до такого предела, что специальный прибор для чтения цифровых текстов теперь примерно равен стоимости 20–30 печатных версий. В интернет-библиотеках можно накачать бесплатно или за гроши тысячи книг, включая новинки и издания, давно исчезнувшие из розницы. Казалось бы, производителям – лидерам рынка прямая дорога к прибыли.

Сони в библиотеке

У массового пользователя особым уважением пользуется бренды Sony Reader и Amazon Kindle, которые не продаются у нас по разным причинам. Считается, что обедневшей интеллигенции техника не по карману. Эксклюзивная разработка для Amazon.com имела бы все шансы на успех благодаря максимальному количеству функций и двум вариантам экрана в формате А5 для книг и А4 для чтения документов в натуральную величину; клавиатуре, тачскрину, озвучке текста, плееру, блокноту, встроенным словарям. На наш запрос о перспективах продаж в 2009–2010 году в России, представитель компании Синтия Португал ответила: «Мы знаем, что Kindle интересен покупателям в других странах, и сами бы хотели продавать его и предоставлять сервис в вашей стране, но Amazon.com еще не анонсировали сроки для экспорта и пока не собирается делать этого».

Сам гаджет появился в России несколько лет назад и вошел в обиход под разными названиями: букридер (bookreader), или просто ридер, e-book, TXT-reader или текст-ридер, JetBook. А также неформально – «электронная читалка».

В 2008 году некоторые торговые сети ввели гаджет в свой ассортимент, но крупные ритейлеры и дистрибьюторы еще колеблются – стоит ли открывать такое направление. Тем более что глава корпорации Apple, создавшей iPhone, Стив Джобс уверяет, что у букридеров нет будущего, потому что люди разучиваются читать. Поэтому в культовом коммуникаторе отсутствует такая функция и производитель не будет разрабатывать свой вариант.

Fujitsu уже запустила подобное устройство, но наши соотечественники его не увидят. «Мы не планируем импортировать ридеры электронных книг на российский рынок», – сказал Ладислав Оренич, директор по продажам Fujitsu Technology Solutions в Северо-Восточной Европе, объясняя это так: «Предложение компании складываетcя на основе спроса, сформировавшегося в разных странах, особенно в канальном и розничном бизнесе. Если на определенные модели ожидается невысокий спрос, мы не выводим их на рынок. Это позволяет оптимизировать структуру издержек и снизить для партнеров по бизнесу риск того, что продукция залежится на полках».

«Нишевый товар с ограниченным объемом сбыта, требующий большой дополнительной раскрутки», – назвал эту категорию директор по сбыту Merlion Сергей Расколов, объясняя, почему букридеры не представлены в магазинах «Позитроника», Citilink и в ассортименте департамента оптовой дистрибуции.

Другие фирмы отказываются от гаджетов для чтения, чтобы не отвлекать от основного ассортимента и позиционирования, не создавать «смешения жанров». «Мы не продаем «ридеры», потому что мы не продаем электронные книги, текстовые версии. И это довольно логично. Мы не считаем, что они убивают печатные книги. Торговля электроникой действительно имеет некоторые особенности, например по гарантийному обслуживанию, возвратам и т. п. Но это не стало бы преградой, если бы мы решили ввести e-book в ассортимент», – говорит Дмитрий Лебедев, директор по маркетингу книжного интернет-магазина Boffo. Некоторые аналитики рынка техники и представители сетей скептически оценивают потенциал развития этого сегмента в России. Так, Дмитрий Деев, аналитик MForum Analytics, считает, что у букридеровского направления в ближайшие годы перспективы по продажам туманны.

Кто-то теряет, кто-то находит

Модели Sony Reader и Amazon Kindle продаются в России, минуя официальные представительства. В Sony знают о том, что «добровольцы» снабжают россиян их товаром, но охоту на ведьм не устраивают.

Павел Рыженков из Sony Electronics CIS считает такие продажи неполноценными – клиенту не предоставляется не только никакой гарантийной поддержки, но и полноценного русифицированного программного обеспечения. Относительно планов корпорации самой заняться сбытом в России говорит: «Есть такие мысли. Но продвигаться на российском рынке будет новая модель, и вряд ли в этом году. Точнее сказать не можем». Производитель очень осторожен, первую Sony Libri продавал только в Японии, решившись на покорение Америки лишь с улучшенными версиями следующего поколения.

Но товар уже продается, причем в два раза дороже (199 долларов в США и 360–400 долларов в России), при этом не тратятся средства на продвижение, сервис и создание отдельной группы для маркетинговой поддержки категории.  Также e-books есть в интернет-магазинах Kupislovar.ru, Videon.ru, Books.ru, Bestpleer.ru, Expedite.ru, 4tourists.ru, Dom911.ru, Mobilway.ru, Discomp.ru, Red-key.ru Laptop.ru и в книжном Bolero.ru.

На Савеловском рынке из 120 павильонов 10 выставили Sony Reader на витрины. Такие малые сети, как «Градиент», «Лаптоп» и другие, обещают бесплатную техническую поддержку в течение 12 месяцев для подбадривания заинтересованных клиентов.

В павильоне сети «Лаптоп» представлены несколько букридеров, менеджер Антон Сгибнев советует вместо Sony присмотреться к Pocketbook: «Предлагаем к нему диск с книгами. Можем загрузить разные программы. Там есть бесплатные словари и игры. В вашем присутствии сделаем любые возможные настойки». Бренд распространяется из штаб-квартиры на Украине, которая гибко руководит мотивацией торгового персонала.

Ритейлеры, которые, с одной стороны, опасаются предлагать «серый» товар, а с другой –  пропустить начало «раздачи», предпочитают продвигать менее известные марки. В «Эльдорадо» посчитали, что «незаменимых нет» и включили в эту категорию Explay, бренд «мультимедийки», который молодое поколение знает не хуже Sony.

Представители других сетей высказывают опасение, что Sony и Amazon могут пролететь, как в свое время Apple c iPhone в России. «Иногда счет идет не на год-два, а на месяцы. Известность бренда, конечно, сыграет свою роль, но случалось, что даже большие компании, протянув совсем немного, опаздывали с выходом своего продукта», – считает Иван Толпейкин, руководитель технической группы ГК «Связной», где для открытия категории также выбрали бренд Explay.

«Мы не вели переговоры с компанией Sony по поводу ридеров электронных книг, а вендора искали по доступности продукта для российского потребителя и легальности товара, – объясняет Алексей Кузменко, заместитель коммерческого директора и руководитель направления по продаже книжной продукции Ozon.ru, где букридеры продаются уже два года. – Собираемся расширять число поставщиков, так как рынок e-books только зарождается и у него очень большой потенциал, границы которого пока трудно определить».

Кузменко считает, что емкость сектора настолько велика, что к моменту, когда Sony решится наконец выйти на наш рынок, он еще не будет насыщен и у каждого бренда найдется свой покупатель. Он отмечает по опыту продаж, что главный фактор выбора сейчас цена. Вероятнее всего в массовых продажах выиграет та фирма, которая предложит доступный товар.

Открытие века

«Наша сеть продает букридеры с большим успехом с 2008 года. Популярность гаджета постоянно растет, поэтому в магазинах иногда даже ощущается нехватка товара», – говорит Александр Ковалев, руководитель направления мобильных телефонов компании «Белый ветер Цифровой», где на продажу выставлены модели Ectaco jetBook, Explay TXT.Book, Kolin I-Library и ORSiO, от разнообразия которых можно забыть и о Sony.

По подсчетам аналитиков рынка мобильной техники, даже в 2010 году можно продать не менее 10 тыс. e-books – действительно, для России товар пока нишевый, но у него есть свой покупатель.

«Смартфоны не вытеснят e-books, потому что читать с большого экрана легче, не болят глаза, да пользоваться удобнее», – считает Александр Ковалев из «Белого ветра». У продавцов есть и другие антикризисные аргументы: аккумулятор букридеров работает в три-четыре раза дольше, они загружаются и включаются быстрее.

«Я полагаю, что букридеры заняли собственную нишу, которую продолжают развивать. Они массово ушли в народ как раз именно с появлением КПК. Возможность читать тексты была одним из факторов покупки Palm или PDA, а e-books начали появляться как отдельные, облегченные устройства. Две ниши (смартфоны и текст-буки), разумеется, соприкасаются, но вряд ли необходимость в последних скоро отпадет. Ведь основная причина покупки электронной книги – размер экрана, шрифта, общая схожесть с классической бумажной версией. Представьте себе смартфон с экраном размером с лист А5. Вряд ли такой аппарат будет пользоваться успехом. Да и стоимость полноценного смартфона намного выше», – считает Иван Толпейкин из ГК «Связной».

Официально поставляемые «читалки» ORSiO, LBook часто критикуют на форумах, но они первыми появились на российских полках и, судя по продажам, остаются пока самыми популярными. Однако пионеров рынка уже начинают вытеснять Ectaco и PocketBook, а также Kolin I-Library с весьма оригинальным дизайном. Недавно iRiver представил букридер, в котором есть клавиатура с крупными клавишами, микрофон, 2 Гб встроенной памяти, компания грозится в ближайшем будущем запустить гаджет с интегрированным модулем Wi-Fi или 3G. Но производителя опередил конкурент по музыкальным мобильным гаджетам Explay, он уже начал продавать у нас, причем относительно недорого, свои первые и довольно простые электронные книги.

Сам сектор даже во время кризиса не находится в стагнации, а быстро развивается. С производства снимают уже устаревшие модели третьего-четвертого этапа  усовершенствования. Pocketbook объявил о применении новой сберегающей зрение технологии «электронных чернил» Vizplex третьего поколения. Инвестиции в разработки доказывают уверенность в массовом сбыте. К полкам с «читалками» подбираются с разных сторон производители техники из других категорий. «Насколько мне известно, наша компания не разрабатывает моде-лей букридеров, но у нас есть планшетные компьютеры, которые могут использоваться для этой цели», – заявил Александр Микоян, директор группы технологических решений HP в России и СНГ. Фирма НТС выпустила нетбук Shift в формате книги для чтения в поездках, внешне неотличимый от букридеров, но с интерактивом – возможностью набивать текст, смотреть цветные картинки и кино, выходить в Интернет. Эту нишу спешат заполнить новые игроки – Plastic Logic, разработчик мониторов, представил полимерный букридер, обладающий гибкостью обычного журнала. Свой интерес к сегменту проявили Asus, MSI, BenQ и другие фирмы. Даже Discovery Communication (телевизионные каналы BBC America, Travel Channel, TLC и Discovery Channel) в феврале подала заявку, чтобы запатентовать собственное устройство для чтения книг.

Е-помпа для выкачивания денег

Опыт продаж e-books в Америке и экспериментальное использование некоторых колледжей показывает, что рост сегмента можно подстегнуть с помощью продвижения гаджета в сфере образования, а также лоббирования на государственном уровне, создания дешевых моделей и цифрового фонда учебной литературы. 200–300-граммовый аппарат со школьной библиотекой в карте памяти – уже не мечта о далеком будущем, а реальность ближайших лет.

«Значительная часть потенциальной аудитории покупателей букридеров – учащиеся, для которых иметь справочники, учебники и словари в одном устройстве большой плюс», – считает Михаил Осин, представитель Ozon.ru, но добавляет, что основное препят-ствие для массового прихода букридеров в школу их цена. Многие учебники уже можно найти в цифровом виде. Пока на новом устройстве начинают зарабатывать участники других секторов – книготорговцы и издатели, для которых букридер – канал сбыта.

Amazon.com главным преимуществом для себя считает продажу не самих приборов, а текстов к нему, получивших большее распространение из-за стоимости – 9,99 доллара, что в два-три раза дешевле печатных версий. Однако перекачивание возможно только через беспроводное подключение и только в зоне покрытия американского оператора связи Sprint Nextel. Российский Ozon.ru не остался в стороне и создал свое направление, предлагая цифровые версии книг по 35 рублей, для этого и представил у себя широкую линейку устройств.

«Рынок e-books развивается в целом динамично, многие издательства уже предлагают не только электронные копии своих старых книг, но и сразу же сопровождают выход на рынок обычной бумажной новинки ее цифровым аналогом, – говорит Алексей Кузменко, заместитель коммерческого директора и руководитель направления по продаже книжной продукции Ozon.ru. – Причем довольно часто временной промежуток между появлением этих двух форматов минимален, а цена на электронную копию на порядок ниже, чем у традиционного «собрата». Сейчас мы оцениваем легальный рынок электронных книг на уровне 20 тысяч наименований». Ассортиментная база сайта в этом разделе составляет около 7 тыс. позиций и в ближайшее время  пополнится до максимального уровня – 18–20 тыс.

«Конечно, открывая данное направление, мы не только планировали со временем получить определенную финансовую отдачу. Мы должны быть в тренде всего нового, что возникает в онлайн-бизнесе, поэтому предоставление возможности купить на Ozon.ru цифровую книгу – закономерный ход в стратегии развития нашего магазина», – уточняет Алексей Кузменко. 

«В мае этого года наше издательство  объявило о новом проекте – продаже доступа к онлайн-библиотеке, за лето уже появилось 10 корпоративных клиентов», – рассказывает Илья Долгопольский, директор по издательским и медиапроектам «Альпина Паблишерз». Он называет букридеры «железнодорожным эшелоном с книгами».

Михаил Иванов, главный редактор «Манн, Иванов и Фербер», уверен, что e-books изменят рынок и заставят издателей заниматься продвижением, а издательства превратят в центры для скачивания. Это уменьшит количество книжных магазинов, зато создаст канал для продажи в самые дальние населенные пункты России.

По мнению Владимира Долгова, генерального директора «Google Россия», именно у нас есть перспективы для развития сегмента, поэтому появилась служба, помогающая найти книги в Сети: «Не вся литература сегодня продается в книжных магазинах и не все доступно читателям. E-books стирают географические границы. Мы считаем это направление перспективным и активно развиваем «Поиск книг Google». Человеку в России сложно приобрести книги на итальянском или японском языке, а с помощью нашего проекта проблема решается. То же самое касается и, например, редких изданий».

Долгов приводит статистику – по последним оценкам, Amazon.com продал более полумиллиона устройств Kindle в 2008 году, а в I квартале 2009 года еще 300 тыс. При этом 35 процентов книг, существующих как в бумажном, так и в электронном формате, было продано/куплено путем скачивания их интернет-версией. Эксперт приходит к такому же заключению, что и ритейлеры цифровой техники: хотя «электронные читалки» вряд ли станут столь же массовым продуктом, как мобильный телефон, но определенный потенциал у рынка есть.



Елена Крюкова

Журнал "Sales Business"
14.10.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов