Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Аппаратный ребрендинг

Легендарные советские бренды — водки «Столичная» и «Московская», «Советское шампанское», коньяки «Московский» и «Юбилейный» — могут быть переданы в управление новой структуре. После смены руководства ФКП «Союзплодоимпорт» (управляет госмарками) вопрос о дальнейшей судьбе советских брендов в очередной раз вынесен на обсуждение в правительстве. По мнению участников рынка, наиболее вероятный сценарий — развитие брендов на базе водочного госхолдинга «Росспиртпром»

Отобрать нельзя оставить
О том, что в правительстве назрела реформа управления советскими потребительскими брендами, стало известно в июле 2008 года. Тогда первый вице-премьер Виктор Зубков с одобрения премьер-министра Владимира Путина поручил двум министерствам, Минпромторгу и Минэкономики, подготовить документы, лишающие ФКП прав на алкогольную продукцию — 17 бывших советских брендов, включая водки "Столичная" и "Московская". Господин Зубков предложил ведомствам предпринять шаги, прекращающие право ФКП на пользование и распоряжение этими брендами, "передав все права, а также сами марки на баланс Росимущества". К Росимуществу должны были перейти и полномочия по "восстановлению и защите прав" государства на эти бренды.

В самом ФКП "Союзплодоимпорт" информацию о том, что переданные предприятию бренды отойдут другому ведомству, яростно опровергали. Источник на ФКП подчеркивал, что, решившись на такой шаг, правительство перечеркнет многолетние труды ФКП по отстаиванию прав Российской Федерации на ключевой бренд — водку Stolichnaya (по экспертным оценкам, стоимость бренда до $3 млрд) — на международных рынках (с 2002 года оспаривает международные права на эту марку у компании российского предпринимателя Юрия Шефлера SPI Group). Участники рынка, впрочем, сочли эти аргументы неосновательными: само появление таких поручений свидетельствовало о том, что тучи над ФКП сгущаются, и то, в какой форме руководство госпредприятия отстранят от процесса принятия решений о судьбе ключевого актива — "Столичной", было не столь важно.

Кадровый экспорт
Выход из ситуации был найден: Росимуществу передали не отдельными марки, а все предприятие. 22 апреля распоряжением правительства N555-р "Союзплодоимпорт" был переподчинен Росимуществу. Документом вносились поправки в утвержденный еще в 2002 году устав ФКП, в соответствии с которыми "правомочиями собственника имущества госпредприятия наделяются правительство и Росимущество". С ними "Союзплодоимпорт" должен был согласовывать решения, связанные в том числе с получением кредитов, отчуждением имущества и прочим.

Несмотря на то что решение переподчинить ФКП Росимуществу участники рынка трактовали как промежуточный этап, за которым последует передача марок ФКП в управление другому государственному предприятию — холдингу "Росспиртпром", занимавший тогда должность главы "Союзплодоимпорта" Владимир Логинов не считал, что с появлением распоряжения роль самого ФКП ослабевала. По его словам, появление правительства в ранге куратора предприятия, наоборот, означало усиление ФКП и "расширение рамок деятельности". В частности, господин Логинов был намерен в ближайшее время по согласованию с правительством утвердить новую редакцию устава "Союзплодоимпорта", что позволило бы предприятию "уйти от отраслевой направленности и быть полезным в управлении интеллектуальной собственностью в непродовольственной сфере, например в области защиты изобретений и продвижении технологий".

Но до этого не дошло. В июле бессменный руководитель ФКП Владимир Логинов был отправлен в отставку, а новым гендиректором предприятия назначен Александр Чуркин — бывший офицер госбезопасности, в последние месяцы работавший в аппарате первого вице-премьера Виктор Зубкова.

Назначение в "Союзплодоимпорт" чиновника из аппарата Виктора Зубкова, курирующего алкогольную тематику, участники рынка назвали знаковым событием. По словам топ-менеджера крупного водочного холдинга, это означало еще одну аппаратную победу и усиление позиций главы Росалкогольрегулирования (создано в конце 2008 года как единый орган федеральной исполнительной власти для регулирования алкогольного рынка) Игоря Чуяна. По словам собеседника BG, после неудавшейся сделки по созданию СП для управления брендом Stolichnaya с французской Pernod Ricard (компания предпочла заплатить €5,626 млрд по курсу на апрель 2008 года за шведский водочный бренд Absolut, чем $3 млрд за Stolichnaya, ввиду спорной ситуации вокруг последней.— BG) до недавнего времени существовало два варианта развития событий вокруг водочных госмарок: организация конкурса на управление марками частной компанией и передача брендов под контроль Росалкоголя. На втором варианте, по словам собеседника BG, при поддержке Виктора Зубкова настаивал господин Чуян.

После смены руководства и в самом ФКП неофициально стали признавать неизбежность перехода контроля над марками в Росалкоголь. При этом, по словам многочисленных собеседников BG в "Союзплодоимпорте" и ряде крупнейших частных компаний, со стороны Росалкоголя логично было бы развивать госбренды на базе водочного госхолдинга "Росспиртпром", гендиректором которого до 2009 года был Игорь Чуян.

Вперед — в прошлое
О том, что в перспективе в управление "Росспиртпрома" могут перейти бывшие советские алкогольные бренды, включая водки "Столичная"/Stolichnaya и "Московская", стало известно в январе, когда процесс акционирования "Росспиртпрома" завершился преобразованием его из ФГУПа в ОАО. Тогда передаваемые на баланс ОАО активы, в том числе и товарные знаки, были оценены в 9 млрд рублей, но, по мнению экспертов, жизнеспособных федеральных брендов у холдинга не было. Источники BG в Росимуществе рассказали, что в конце декабря Виктор Зубков провел совещание, на котором распорядился передать все марки Росимуществу для поиска новой управляющей компании, которой, скорее всего, и должен был стать "Росспиртпром".

В феврале в "Росспиртпром" были приглашены топ-менеджеры из крупнейшего частного водочного холдинга "Русский алкоголь" Владимир Иванов и Вадим Касьянов, создавшие самую продаваемую в России водку "Зеленая марка" и на новых постах объявившие о намерении вернуть государству лидирующие позиции на алкогольном рынке.

Как сообщил BG через пресс-службу гендиректор "Союзплодоимпорта" Александр Чуркин, сейчас на предприятии завершается внутренний аудит, по итогам которого "будут сделаны выводы относительно эффективности работы действующих партнеров по производству и продаже продукции под госбрендами в управлении ФКП". Результаты аудита в ФКП пока не комментируют, но уже признают, что "изучают возможности других операторов рынка, в том числе "Росспиртпрома"". Окончательно решение будет принято по итогам назначенного на конец сентября совещания под руководством Виктора Зубкова. Неофициально в ФКП признают, что фактически решение по передаче марок уже принято и альтернативы "Росспиртпрому" нет.

Анна Рябова

BUSINESS GUIDE
09.10.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов