Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Ни одной лишней пары

Дефицит предложения на отечественном обувном рынке приведет к банкротству небольших ритейлеров. Крупные сети смогут развиваться, если предложат адекватный сегодняшнему спросу ассортимент: недорогие функциональные модели

«Меня мучает ужасный сон: осенью покупатели заходят в мой магазин и видят лишь несколько пар практически одинаковых черных сапог», — жалуется владелец крупной сети. Летний сезон заканчивается, но во многих обувных магазинах страны и намека нет на новые коллекции, на полках — хаотичные стоки или не проданный ранее товар. Торговцы обувью в шоке. Впервые за много лет они столкнулись с дефицитом. В начале года импортеры, главные поставщики обуви на российский рынок, наблюдая падение спроса, перестраховались и почти не сделали закупок на текущий сезон. Помимо сокращения оптовых поставок на дефиците сказалось и закрытие Черкизовского рынка — главного канала распределения дешевой обуви, продажа которой занимает у нас почти две трети обувного рынка страны. В целом в 2009 году предложение обуви сократилось на 15–25% по сравнению с предыдущим годом. Такая ситуация для данного сегмента розницы критична: обувь — фэшн-продукт, который априори должен быть разнообразным и меняющимся. Особенно сейчас, когда компаниям необходимо стимулировать стремительно падающий спрос.

Остаточная торговля

Обувной рынок — один из самых емких потребительских рынков России. Его размер порядка 20 млрд долларов, а ежегодная динамика до кризиса составляла 20–25%. Свыше 90% здесь приходится на импорт: из Бразилии, Восточной и Западной Европы, но в основном — из стран ЮВА. Большая часть азиатской обуви ввозится по «серым» схемам. Потому обувной сегмент — один из самых непрозрачных, основным каналом распространения на нем остаются вещевые рынки да мелкие магазины, которые росли как грибы. Впрочем, на волне спроса за последнее десятилетие активно развивалась и цивилизованная розница, обувные сети. В дешевом сегменте — «Центр-обувь», «Сити-обувь», «Пешеход», «Ж», в нижне-среднем и среднем — «Вестфалика», «Терволина», «Эконика», «Монарх», «Карло Пазолини», в дорогом — «Рандеву», No one, «Парад». В основном все сети работают на импорте. Компании из дешевого и нижне-среднего сегмента закупают также и продукцию российского производства.

Хороший спрос и высокая оборачиваемость обуви способствовали тому, что ею в России до последнего времени торговали все кому не лень — от мелких магазинчиков около метро до крупных торговых центров.

Ситуация изменилась в конце прошлого года, когда оптовики приостановили привычные контракты с розницей. «Эти контракты всегда заключаются в рублях. Когда началось колебание курсов валют, импортеры оказались в минусе. В памяти у них свежо воспоминание о 1998 годе, когда нереализованные остатки стали причиной банкротства многих торговцев обувью. Наученные горьким опытом, они уменьшили или вообще не сделали заказы в начале этого года», — рассказывает Антон Титов, генеральный директор компании «Обувь России».

До сегодняшнего дня торговцы обувью справлялись с товарным дефицитом, активно распродавая запасы. В последние год-полтора на обувном рынке был избыток предложения: игроков появлялось все больше, а динамика спроса начала снижаться. Потому к кризису многие ритейлеры подошли с большими остатками, которые составляли не менее 30–40% ассортимента. «Весной мы торговали остатками. Летом, несмотря на падающий спрос, мы успешно продали все объемы. Сегодня у нас вообще не осталось запасов. Такого не было никогда», — говорит Сергей Саркисов, вице-президент корпорации «Эконика».

Понятно, что долго на остатках не продержаться. Торговля обувью, как любым другим модным товаром, требует постоянного обновления ассортимента. К тому же к осени ритейлеры исчерпают все запасы.

На резиновых сапогах торговли не сделаешь

Товарного дефицита на российском обувном рынке могло бы и не быть, если бы в стране существовала развитая обувная индустрия. Колебание курсов валют, закрытие Черкизовского рынка и сопутствовавшее ему сокращение «серого» импорта вроде бы должны стимулировать отрасль, которая, несмотря на высокий спрос на обувь в России, не развивалась из-за обилия более конкурентоспособного (прежде всего по цене) импорта.

И действительно, некоторый повод для оптимизма есть. В первом квартале этого года производство обуви сократилось куда меньше, чем выпуск одежды, текстиля и других товаров легпрома. А на некоторых предприятиях даже наметился рост. Это прежде всего фабрики, производящие детскую и мужскую обувь. Их продукция и раньше была достаточно конкурентоспособна, а сегодня, с уходом импорта, спрос на нее даже выше, чем до кризиса, — многие обувные ритейлеры стараются восполнить образовавшуюся брешь в ассортименте российской обувью. Так, в компании «Терволина» на 15% увеличили долю отечественной продукции. «К нам все чаще обращаются ритейлеры, которые раньше работали исключительно на импорте, — говорит Сергей Сорокин, генеральный директор Егорьевской обувной фабрики (производит детскую обувь под брендом “Котофей”. — “Эксперт”), — в первом квартале наши продажи выросли на 10 процентов, в то время как рынок сокращался. Мы собираемся воспользоваться ситуацией и нарастить объемы производства в 2009 году». В компании «Ральф Рингер» также говорят, что надолго обеспечены заказами и потому будут увеличивать выпуск. Выросли заказы и у ростовских обувных фабрик — формирующегося обувного кластера России. Правда, эти фабрики — малый частный бизнес, который в основном занимается конечной сборкой, и их доля на рынке пока незначительна.

Говорить о реальном импортозамещении на российском обувном рынке, однако, рано. Отечественные фабрики производят очень узкий ассортимент, они не в состоянии выпускать многие актуальные модели, необходимые рознице, — например, модную каблучную обувь, спортивную обувь. «Российские обувные фабрики могут производить довольно качественный продукт. Но проблема в том, что они нацелены на строго определенный ассортимент. Чаще всего этот ассортимент — обувь типа “комфорт”, детские модели, зимняя обувь, валенки, резиновые сапоги, — говорит г-н Саркисов, — может быть, две-три фабрики и способны предложить более широкую линейку, но покрыть все потребности розницы они не смогут».

Ограниченность ассортимента российских фабрик связана с плохо развитой инфраструктурой сырья и комплектующих. «От силы пара заводов в России производит кожу, из которой мы можем шить ботинки, — говорит Антон Титов. — Из-за того, что у нас нет передовых технологий содержания и кормления скота, по качеству отечественная кожа уступает импортной. В лучшем случае она годится для производства грубой мужской обуви». Сходная ситуация с выпуском подошв, картона — отечественного продукта на рынке мало, да и по качеству он проигрывает импорту. А некоторые важные комплектующие для производства обуви в России вообще не производятся — как, например, мех для зимних изделий. В силу этого обувщикам сырье и комплектующие приходится покупать за границей, что существенно увеличивает себестоимость их продукции и подчас сводит рентабельность на нет. Наконец, в России нет развитых технологий производства обуви — ни поточных, конвейерных, как в ЮВА, ни художественно-ремесленнических, как в Европе. Все это говорит о том, что полное импортозамещение на обувном рынке России невозможно.

Маленький правильный ассортимент

Очевидно, что российским ритейлерам придется учиться вести бизнес в условиях дефицита предложения. Крупные сети защищены лучше: товар, приобретенный через оптовиков, составляет у них 20–30% ассортимента. Остальную часть обуви сети получают от иностранных фабрик напрямую (многие работают по аутсорсингу). «Мы работаем со многими иностранными производителями по программным контрактам, количество ввозимых артикулов оговаривается за полгода. Перебои с поставками в такой ситуации исключены», — говорит Антон Титов. Сложнее всего небольшим компаниям, малому бизнесу. Их ассортимент полностью зависел от оптовиков, которые были при этом и основными кредиторами. Очевидно, что значительная часть небольших обувных ритейлеров в ближайшее время свернет бизнес. Это серьезно изменит расклад сил на рынке, поскольку такие торговцы составляют почти 90% отечественной обувной розницы.

У крупных обувных сетей появляется шанс нарастить свою рыночную долю. Для этого они должны иметь достаточный ассортимент обуви, адекватный сегодняшнему спросу.

За время кризиса спрос на обувь сократился примерно на 20%. Особенно заметно снизились покупки обуви в среднем ценовом сегменте. Наибольшим спросом у покупателей сейчас пользуется недорогая функциональная обувь на все случаи жизни, и ассортимент нового сезона ритейлеры формируют с учетом этих изменений. «В прошлом году осенний ассортимент выглядел так: половина — обувь нижне-средней ценовой категории, 30 процентов — более дорогая обувь и 20 процентов — топовые модели, — рассказывает Антон Титов. — Сегодня соотношение полностью изменилось. Две трети нашего ассортимента составляют модели экономкласса, остальное — обувь по средней цене, а от топовых моделей мы вообще отказались. По этой причине мы пока прекратили сотрудничать с высококлассными китайскими фабриками».

До кризиса ассортимент многих обувных сетей был хаотичным: несмотря на изобилие, найти подходящую пару было непросто. Сегодня сетевые ритейлеры стараются понять своего потребителя, предложить продукт, который точно попадет в рынок. «Мы создали отдел байеров и аналитиков, которые могут вычислить бестселлеры среди новинок и сформировать заказ, — рассказывают в “Терволине”, — стали жестче вести статистику. Так, выяснили, что мужская и женская обувь продается у нас в соотношении один к пяти, и теперь мы не перегружаем свои коллекции. У нас не должно быть ни одной лишней пары».

Параллельно ритейлеры стремятся сформировать базу лояльных клиентов. «Люди не любят, когда им напоминают о кризисе. Им нужны просто позитивные предложения, не связанные с кризисом локальные акции, — считает Сергей Саркисов из “Эконики”. — Так, например, в день рождения Аллы Пугачевой в четырех своих магазинах мы снизили цены на 30 процентов. У нас раскупили весь ассортимент».

Больше всего ритейлеры переживают за платежеспособный спрос. Зимний сезон является более капиталоемким, чем летний, как для покупателей, так и для обувных компаний. Прогнозы же на осень пока неутешительны — оживление покупательской активности не предвидится.

Лилия Москаленко

Журнал "Эксперт"
19.08.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов