Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

ШОС сдал, ШОС принял

Организация саммита ШОС многое изменила в отношениях власти и бизнеса Свердловской области. Во значительной степени потому, что на подготовку к международной встрече наложился экономический кризис. Он показал истинную цену и утопических планов чиновников, и фантастических обещаний коммерсантов.

От редакции

Встреча первых лиц стран — участ­ников Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) дала Екатеринбургу возможность показать себя миру. Для свердловских властей были не так важны вопросы большой политики, которые 15-16 июня будут обсуждать лидеры Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и стран-наблюдателей, как было необходимо создать образ современного прогрессивного города и региона в целом. Поэтому саммит ШОС изменил Екатеринбург задолго до своего начала. Ради общей цели бизнес строил имиджевые объекты, власть строила бизнес, а все вместе украшали и обустраивали город, как только могли. Теперь у него есть шанс запомниться миру не как место, где расстреляли русского царя, а как место встречи 15 президентов и проведения первого официального саммита БРИК.

Подготовка к саммиту ШОС (и следующей за ним встрече руководителей стран БРИК — Бразилии, России, Индии и Китая) — это прежде всего горы бумаг, исписанных прекрасными планами. Пусть то, что было намечено до осени 2008 г., отредактировал мировой экономический кризис, но значительная часть задуманного реализована. «ДК» пролистал документы подготовки к саммиту ШОС, пообщался с теми, кто направлял и впитывал денежные потоки, и готов ознакомить читателей с результатами.

 Сколько потрачено на строительство и украшение Екатеринбурга?

По каким принципам составляли список зданий ШОС?

Как власти искали инвесторов для имиджевых объектов?

Что ждет бизнесменов, которые разочаровали чиновников?

Власти Свердловской области взялись за подготовку саммита ШОС в августе 2007 г., когда город назначили местом встречи. По словам представителей областного штаба ШОС, мероприятия сразу поделили на два основных направления — организацию тематических событий и подготовку инфраструктуры. За события — официальные визиты, фестивали и т. д. — отвечали профильные министерства и ведомства. Инфраструктуру поднимали вместе с бизнесом. В первую очередь с крупным — ему по силам было серьезно вложиться в строительство и реконструкцию объектов. На деньги коммерсантов власти рассчитывали по простой причине — специально на подготовку Екатеринбурга к встрече президентов стран ШОС бюджетных денег почти не выделялось. Особенно в последний год. Это подчеркивают все опрошенные «ДК» чиновники. «Строили в основном в 2008 г., на 2009-й пришлись благоустроительные работы», — заявляет Виктор Кокшаров, председатель правительства Свердловской области. Первоначальную смету подготовки к ШОС прикинули примерно в 135 млрд руб. (см. ленту заявлений) — бюджетные средства составляли едва ли десятую ее часть. Основное должен был вложить бизнес.

Смету ШОС сокращали вдвое

Благоприятное впечатление о городе — это транспортная инфраструктура, качество дорог, новое строительство и внешний вид улиц, перечисляют в штабе ШОС. С первым пунктом помог федеральный бюджет — деньги пошли в основном на реконструкцию аэропорта Кольцово. Региональные власти взяли на себя автодороги (прежде всего — из Кольцово в Екатеринбург) и закупку новой техники. Например, впервые приобрели пожарную технику, способную справиться с возгоранием на высоте выше 16-го этажа. «В городе уже много лет строят высотные здания, а лестницы спецмашин до верхних этажей не достают. Ладно еще пожаров на высоте не было. А теперь мы с ними справимся», — комментируют представители штаба ШОС. На бюджетные же деньги пополнили иномарками автопарк областного правительства и ГИБДД. Городским властям досталось навести чистоту и порядок.

Но чиновники также взяли на себя организующую и направляющую роль для бизнеса. Первое, что сделали в правительстве Свердловской области, — составили перечень значимых для облика города строящихся объектов, которые могут быть сданы к саммиту ШОС. Первоначальный список включал 147 объектов, в том числе экзотику вроде Шахматной академии и отеля мировой сети Marriott (см. «Призраки ШОС»), и занимал 21 страницу. Адреса, сроки сдачи зданий, телефоны ответственных лиц — все свели воедино. «Областные власти просто воспользовались нашими материалами, — уточняет Михаил Вяткин, начальник управления архитектуры администрации Екатеринбурга. — Они добавили наш список в свой график».

По словам г-на Вяткина, многие застройщики сами просили включать их объекты в перечень. «Это потому, что хозяевам шосовских объектов дали зеленую улицу в оформлении необходимых документов. Мы были заинтересованы получить эти здания и следили, нет ли где волокиты», — объясняет он. Валерий Ананьев, генеральный директор НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс» (АСК), утверждает, что в перечне ШОС объектов АСК фактически не было. «Может быть, зеленая улица давалась тем, кто на собственные деньги строил коммерческие объекты из программы ШОС. Но мы занимались целевым строительством на генподряде по заказу и за деньги областного бюджета и новых скоростей в оформлении документов не ощутили», — говорит он. Так, «Атомстройкомплекс» стал генподрядчиком шикарной реставрации дома купца Севастьянова, в котором теперь область будет принимать официальные визиты. Смета составила чуть больше 1 млрд руб.

Основным критерием отбора в «список ШОС» чиновники назвали значимость строительства: здание должно давать правильное представление об облике города. Так в перечень попали отель «Хаятт» (застройщик — УГМК) и жилой квартал «Уктус-Левобережный» (ХК «Лидер»), вторая очередь Центра международной торговли («УралАвстроИнвест») и офисник «Палладиум» (УК RED), Дом приемов и торжеств Свердловской области, административное здание Сбербанка и т. д. Губернатор Эдуард Россель регулярно проводил совещания с владельцами основных объектов, где ругался, хвалил, сравнивал, укорял, поторапливал и вообще всячески показывал, что держит руку на пульсе.

К осени 2008-го «список ШОС», конечно, похудел. Уже летом банки кредитовали застройщиков под такие проценты, что стройки начали буксовать. По отчаянному выражению девелопера Андрея Гавриловского (БЦ «Антей»), «нам надо наркотиками торговать, чтобы выдержать эти ставки». А к осени отношения власти и бизнеса приобрели неприятный, исключительно ревизор­ский оттенок. Чиновники продолжали разбирать причины отставания строек, обещали помочь с кредитами и даже сами искали инвесторов, но уже стало ясно: большую часть объектов сдать по графику не успеют.

Михаил Вяткин говорит, что в итоге бизнес не выполнил минимум треть обязательств. Область окончательных итогов пока не подводила, но промежуточные цифры достаточно красноречивы. Осенью 2008 г. Олег Гусев, который курировал в правительстве региона подготовку к саммиту ШОС, сказал, что ее стоимость снизилась примерно до 100 млрд руб. Эдуард Россель уже в мае 2009 г. привел новую сумму — 60 млрд руб. В денежном выражении — менее половины от первоначальных замыслов. К началу 2009 г. застройщиков стали просить если уж не доделать фасады, то хотя бы привести стройплощадки в презентабельный вид. Это же требование относилось к ветхим зданиям. Владельцев неполноценных объектов обязали напечатать рекламу или красивый фасад на ткани и смонтировать экраны вокруг развалин и недостроев. Рекламно-производственные фирмы Екатеринбурга подняли на декорациях миллионы.

Здания подменили баннерами

«БЕСПЛАТНО!!! Здание в центре для размещения широкоформатной рекламы» — Общество «Малышева-73» творчески подошло к задаче. В объявлении, размещенном весной на сайте девелоперской компании, рекламодателям предлагался особняк на углу ул. Энгельса и Розы Люксембург. «Вы платите только за изготовление и монтаж рекламной конструкции. Наша заинтересованность — закрыть здание к саммиту ШОС», — честно предупреждало объявление. Стоимость работ компания оценила в 917 тыс. руб. и даже подсказала, на чем можно сэкономить (если часть специального крепежа заменить арматурой, а дом экранировать не с трех, а с двух сторон).

Игорь Заводовский, учредитель Общества «Малышева-73», признался «ДК», что найти арендатора не удалось: компания за свой счет смонтировала баннеры, по­тратив порядка 600 тыс. руб. На администрацию города, чьи требования к внеш­нему виду объектов ввели застройщиков в дополнительные расходы, г-н Заводовский не в обиде. «Стройка должна выглядеть цивилизованно, — говорит он. — Другое дело, что сейчас с деньгами сложно, и это требует дополнительного финансового и физического напряжения». Начальник Глав­архитектуры мэрии уточняет: условия оформления строек унифицированы отныне и впредь. Так, если ставится ограждение, оно должно быть из серого профлиста (примерно 2 тыс. руб. за погонный метр). В центре Екатеринбурга единства стиля власти добились. А технология прикрывать старые или недостроенные стены баннерами и фальшфасадами распространилась по городу в считанные недели.

Впрочем, ряд застройщиков с приходом кризиса стали игнорировать любые требования властей. К примеру, из «списка ШОС» выпали объекты холдинговой компании «Лидер», которая объявила себя банкротом. Особого раздражения чиновников удостоились владельцы гостиницы «Украина» — ГУП СО «Уралзарубежсервис». Свердловский губернатор рассказывал, что лично договаривался для них о кредите со Сбербанком, но в итоге отель (переименованный в Ramada) открылся только формально. «За чужой счет решили свои финансовые проблемы, а по срокам всех прокатили!» — раздражаются чиновники.

Но не все аутсайдеры испортили отношения с властью. «Если застройщик не выполнил обязательств, это не значит, что теперь мы с ним работать не будем. Но в этот раз наши просьбы не выполнялись. В следующий раз у него самого могут быть просьбы. Тоже будем к ним формально подходить», — предупреждает Михаил Вяткин.

Пока можно сказать одно: Екатеринбург изменился. Удалось ли показать его продвинутым, станет известно не раньше, чем о мероприятии отпишется иностранная пресса. Но Виктор Кокшаров уже сейчас надеется, что в будущем город сможет принять мероприятия помасштабнее саммита ШОС.



мнение
Подготовка к ШОС заставила креативно экономить

Евгений Липович
вице-мэр Екатеринбурга
На ремонт дорог и уборку улиц в Екатеринбурге в этом году потратят около 270 млн руб. Из-за саммита ШОС сроки ремонта сократили на пять месяцев. Вице-мэр Евгений Липович утверждает: на благоустройство к саммиту никто не дал лишней копейки, а сажать цветы и менять асфальт приходилось по ночам и в выходные. Часть расходов переложили на бизнес.

Все чиновники говорят, что специально к ШОС денег никто не дал. И все же сколько в целом выделено в этом году на благоустройство города?
— Действительно, специально к саммиту мы не получили ни копейки ни от области, ни от федерального правительства. Потому спецмероприятий не было: все, что делаем, это для горожан, а не для ШОС. Мы выполняли работу, запланированную на год: мытье дорог, тротуаров, обустройство земель общего пользования, скверов, праздничное оформление города, подсветка фасадов. Только пришлось перевыполнять план по срокам.
Могу назвать пару пунктов по финансированию. На ремонт дорог выделено около 170 млн. руб. Для сравнения: в прошлом году мы освоили порядка 300 млн. руб. Здесь имеется в виду полное перекрытие улиц, когда срезают старый асфальт и укладывают новый. Ремонт дорог картами (заделывание ям. — Прим. ред.) — полностью на районных администрациях. На закупку уборочной техники финансирование прежнее — около 70 млн. руб.

Что покупаете?
— Основную технику для дорог купили два года назад. Мы отказываемся от подметания в пользу вакуумной уборки, чтобы не летела пыль. А для тротуаров в этом году заказываем малогабаритную технику на заводе им. Калинина. Задействована программа поддержки российских производителей: 30% платим мы, а 70% должна платить Федерация. Но Москва затягивает оформление документов. Вот ждем, дадут нам эти 70% или нет.

Вы говорите, пришлось работать быстрее. Насколько?
— Ряд мероприятий, которые мы в обычные годы заканчивали в июле, завершаем к 12 июня. Это мытье и покраска ограждений, высадка цветов. Подсветка зданий: к 6 июня впервые в полном объеме все загорелось. Дорожные работы в центре города. Раньше сезон ремонта завершался в ноябре.

Вообще, заметно, что наступил аврал: дороги чинят по ночам, в выходные.
— Да. Еще цветы, где не успевали, пришлось по ночам сажать: прожектор включат — и вперед. Рулонные газоны ночью расстилали. Так было у дома Севастьянова, например.

На чем пришлось экономить перед ШОС?
— Да в обычном режиме все Хотя мы в чем-то творчески экономили. Например, Владимир Крицкий (вице-мэр, курирующий строительст­во. — Прим. ред.) говорит мне: «Есть возможность провести конкурс профессионального мастерства абразивоструйщиков. Какие стены вам нужно почистить?» Я сразу сказал: «Набережную Исети». Мы и ее очистили от граффити, и конкурс провели. (Улыбается.) Хорошо же?

Да. Опять же застройщиков обязываете обустраивать городские территории
— Да, прилегающие к их объектам. В прошлом году по новым тротуарам, зеленым насаждениям, газонам строительный бизнес сделал до 70% всех работ. Но чем меньше строится объектов, тем выше вклад муниципалитета в благоустройство.
А так, допустим, владельцы ТРЦ «Гринвич» будут третью очередь пешеходной зоны ул. Вайнера пускать. Другие застройщики делают пешеходную эспланаду со стороны ул. Шейнкмана до ул. Вайнера. Или возьмем «Хаятт». Отель построили, все вокруг аккуратно, симпатично — от нас большое спасибо.

А тем, кто обещал, но ничего не сделал? Что им?
— Мы забираем неэффективно используемые земли обратно в город. Был эксперимент: застройщикам отдавали на обслуживание городские парки и скверы. Они должны были следить за их состоянием. Но теперь глава города принял решение забрать два парка — Энгельса и Павлика Морозова. Мы недовольны их состоянием.

Призраки ШОС
Эти объекты попали в стратегический перечень саммита ШОС. Но владельцы проектов успели построить только планы. Впрочем, поражающие масштабом. Сегодня для одних объектов только разрабатывается документация. Другие, например Международный выставочный центр, отменили вовсе. Третьи, в частности ТРЦ «Парк Хаус», перепрофилировали. Оценить здания в готовом виде можно только в 3D. По крайней мере, в ближайшие несколько лет. «ДК» отобрал самые красивые дома-призраки из «списка ШОС» — любуйтесь.

Дом приемов и торжеств Свердловской области
Адрес: неизвестен.
Инвестор: ЗАО «Уралсевергаз».
По данным регионального Минэкономики, в постройку стеклянного дворца собирались вложить 2,5 млрд. руб. Здание должны были сдать в первом квартале 2009 г. Планы переиграли — теперь дорогих гостей область принимает в доме купца Севастьянова.
Гостиница Marriott
Адрес: неизвестен.
Инвестор: не назван.
Самый загадочный объект ШОС: ни адреса, ни инвестора, зато с мировым брендом. Призрачный отель кочевал по разным площадкам и девелоперам Екатеринбурга, но к саммиту сделали только несколько вариантов 3D-макета. Это — скромная версия от «Русских отелей» Олега Дерипаски. Самый роскошный проект подготовила компания «ТЭН»: гигантская двухпарусная яхта с офисами класса А и боулинг-центром на высоте птичьего полета.
Центр развития шахмат «Уральская шахматная академия»
Адрес: ул. Бардина.
Инвестор: не определен.
Все было: симпатичный проект, политиче­ская воля, площадка под строительство. Первый камень закладывали президент FIDE Кирсан Илюмжинов (президент Калмыкии) и вице-президент Российской шахматной федерации Аркадий Дворкович (помощник президента РФ). Но в августе 2008 г. проект спустили на тормозах: перестали упоминать в официальных материалах, а саму академию торжественно, хоть и временно, разместили на ул. Тверитина, 44.
Международный выставочный центр (МВЦ)
Адрес: ул. Ткачей.
Инвестор: холдинговая компания «Лидер».
История МВЦ началась в 2005 г.: региональные власти имели на него большие виды. К саммиту ХК «Лидер» должна была сдать первую очередь. Но владелец холдинга Николай Кретов разочаровал: денег не хватило. «Он уже не в первый раз нас подвел. А ведь полковник!» — с горечью заметил губернатор Эдуард Россель, когда стало ясно, что МВЦ не будет.
ТРЦ «Парк Хаус-2»
Адрес: ул. Фурманова — Белинского.
Инвестор: Meinl European Land.
Работы хотели завершить к концу 2009 г. Но в итоге даже не начали: кризис заставил отказаться от планов. В ближайшие годы проект обещают переформатировать из торгово-развлекательного в офисно-развлекательный. А пока на площадке разбивают сквер.
Телебашня с коммерческим многофункциональным центром
Адрес: ул. Степана Разина, 15.
Объект ФГУП «Российская телевизионная
и радиовещательная сеть».
Долгострой-рекордсмен Екатеринбурга: его возводят с 1984 г. В последний раз инвестор, выигравший тендер, обещал пристроить к башне офисный центр, запустить панорамные лифты и даже сделать на вершине вращающийся ресторан.
Теннисная академия им. Б.Н. Ельцина
Адрес: ул. Ясная — Шаумяна.
Заказчик макета: ООО «Спортстрой
Перспектива».
По легенде незадолго до смерти Борис Ельцин перечислил на родину, в Екатеринбург, $1 млн для строительства самого большого в мире теннисного центра. Возможно, поэтому застройщики продвинулись дальше 3D-проекта и к саммиту ШОС создали полноценный макет здания. Его можно потрогать, и он красиво подсвечен изнутри и снаружи.
Вторая очередь гостиницы «Большой Урал»
Адрес: ул. Красноармейская, 1.
Инвестор: холдинговая компания «Лидер».
Реконструкция одной из самых старых гостиниц Екатеринбурга по масштабу приравнивалась к застройке: площадь «Большого Урала» должна была увеличиться на 20 тыс. кв. м. Планы сорвались по той же причине, по которой ХК «Лидер» не стала строить МВЦ, — нет денег.

детали

Тендеры, клумбы и приветствия на узбекском
Восемь бизнес-идей, реализованных к саммиту ШОС

1. На организацию спортивных мероприятий, услуги гостиниц, питание, аренду автобусов с водителем для гостей ШОС и на услуги флористов свердловское правительство запланировало в бюджете 2 млн руб. Так, на цветы и «прочие растения» организаторы тендера решили потратить 500 тыс. руб.

2. Организаторы определили 18 главных гостевых маршрутов. Задействован не только почти весь центр Екатеринбурга (в частности, пр. Ленина, ул. Свердлова, Белинского, 8 Марта, Челюскинцев, Малышева, Ельцина и др.), но и путь из центра в аэропорт Кольцово. На гостевых улицах расположено 556 объектов, часть — коммерче­ские. Владельцев каждого обязали обустроить автопарковку и газон, покрасить фасад, обновить вывески и витражи. А каждое предприятие потребительского рынка — обзавестись цветущим вазоном.

3. Недостроенные объекты в Екатеринбурге замаскировали фальшстенами и рекламными баннерами. В матерчатых стенах отражаются напечатанные облака, а сквозь них просвечивает строительный пейзаж. Некоторые дома под снос застройщики перекрасили в веселые цвета. Сотрудники ЕМУП «Водоканал» временно заварили канализационные люки в центре города. Для безопасности.

4. Мэрия Екатеринбурга провела специальную аккредитацию — для автоперевозчиков, которые собрались обслуживать гостей саммита ШОС. Официальным перевозчиком стала компания «Авто Плюс» (дилер Toyota, Lexus, Audi). Кроме того, аккредитовались такси «Спас», «Премьер», «Три десятки».

6. Все объекты наружной рекламы, особенно в центре города, ЕКУГИ весной проверил на законность размещения. Ревизоры также оценили их внешний вид, техническое состояние и «соответствие современным требованиям». Владельцам аварийных объектов предписали реставрацию. Демонтажом незаконных билбордов занялось специально созданное МУ «Город­ская реклама».

5. 1,5 тыс. сотрудников екатеринбургских отелей обучили правильно встречать восточных гостей. В ресторанах внедрили специальное фуршетное и банкетное меню с учетом религиозных особенностей стран ШОС (в том числе из кухни изгнали блюда со свининой). Наиболее продвинутые отельеры отчитались, что их персонал может поприветствовать посетителей на четырех иностранных языках — английском, китайском, казахском и узбекском — и блеснуть знанием истории ШОС.

7. В Екатеринбурге размещено 86 билбордов с символикой ШОС и приветствиями в адрес участников и гостей саммита. Количество приветственных перетяжек не называется. Радио в торговых центрах дублирует звуковую рекламу на китайский язык.

8. На организацию основных культурных мероприятий саммита ШОС область по­тратила 23,7 млн. руб. Так, в Екатеринбург из Эрмитажа привезли выставку драгоценностей из цар­ских сокровищниц (5,5 млн.), в КОСКе «Россия» организовали выставку народных промыслов и ремесел (1,2 млн.), запланировали фестиваль национальных культур (17 млн. руб.). Президентов стран ШОС развлекают спецконцертом в Свердловской филармонии.



Татьяна Апрельская

Журнал «Деловой квартал»
02.07.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов