Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Юлия Вебер-Чубайс «Вкладывайте деньги в производство, а не в карманы чиновников»

Профессия специалиста по government relations (взаимодействие с органами государственной власти) — появилась на мировом рынке всего лишь десять лет назад. Теперь государственные лоббисты востребованы везде — от Вашингтона до Токио. Они работают в Google и «Роснефти». Юлия Вебер-Чубайс, директор по корпоративным вопросам и отношениям с государственными органами ООО «Крафт Фудс Рус», считает, что в России уже начал формироваться профессиональный рынок government relations.

досье
Юлия Вебер-Чубайс
Образование:
Институт международного права и экономики им. Грибоедова, специальность — международное право.
Университет Пассау, Германия, специальность — юриспруденция.
Университет Торонто, специальность — международные отношения и политология.
Карьера: 2001–2004 гг. — менеджер по закупке газа RWE (Германия).
2004–2006 гг. — менеджер по работе с органами государственной власти Halliburton International, Москва (филиал американской корпорации), сфера деятельности — нефтесервис.
2006 г. — учредитель и собственник ООО «Хлеботека» (немецкая пекарня).
2007 г. — директор по корпоративным вопросам и отношениям с государственными органами ООО «Крафт Фудс Рус».

Сколько российских компаний хотят иметь своего лоббиста?

Что дает «шоколадное лобби» России?

Помогает ли фамилия Чубайс встраивать отношения с властями?

 

Нефти и телекому без штатного лобби не обойтись?

Многие предприятия не представляют своего существования без специалиста по government relations. По статистике, нанять на работу лоббиста или сотрудничать с лобби-организацией желает каждая четвертая компания в России и каждая шестая — в мире.

Как часто в нашей стране можно встретить человека с должностью, аналогичной вашей?

— У нас в стране government relations занимаются, прежде всего, штатные сотрудники газовых, нефтяных, телекоммуникационных компаний. Думаю, не надо объяснять, почему — роль государства в этих отраслях весьма велика. Хотя если говорить о ведении бизнеса в России вообще, то держать собственного лоббиста в штате не роскошь, а необходимость для любого крупного инвестора. Чтобы получить разрешение на ведение деятельности, необходимо собрать огромное количество документов. Несколько лет назад я открывала свою пекарню в Москве. Чтобы запустить маленькое предприятие, пришлось кучу времени обивать пороги чиновников, согласовывать каждую бумажку, получать разрешение на любой чих. Представьте теперь, что должны испытать иностранные инвесторы, желающие открыть в России крупный завод, какие бюрократические препятствия стоят перед ними?! Они ни в один регион не зайдут, если заранее не выстроят отношения с местными властями.

С газовой отраслью и нефтянкой все понятно, но зачем свой лоббист шоколадной фабрике?

— В любой стране в сфере производства продуктов питания существует огромное количество регламентирующих документов по качеству, по производству и по маркировке. Еще больше — законотворческих инициатив. Лоббисты как раз и выстраивают взаимоотношения с регламентирующими органами. Кроме того, они обсуждают с представителями государства положение дел в отрасли и пытаются донести те или иные моменты до чиновников. Иногда удается убедить законодателей в полезности каких-либо действий.

Добиться преференций для компании можно, если думать о всей отрасли

В обществе укоренилось мнение о том, что лоббизм — это одна из форм коррупции: мол, через банковскую ячейку, аффилированный с чиновником фонд, оффшор или, на худой конец, синагогу лобби может существенно увеличить долю своей компании на рынке. Для профессиональных лоббистов такие утверждения — кость в горле. Как утверждает Юлия Вебер-Чубайс, лоббисты работают на благо не столько своей компании, сколько отрасли в целом.

Есть какие-то особые методики выстраивания отношений с чиновниками?

— Вы спрашиваете о том, есть ли у меня в блокноте список дней рождений чиновников и их жен, чтобы не забыть прийти к ним на поклон с подарком?! Именно так зачастую представляют лоббистскую деятельность, но эти представления очень далеки от действительности. Продвинуть проект «за бутылку коньяка» можно было разве что на заре 90-х.

Ну отчего же за бутылку коньяка

— Лоббисты — не взяткодатели. Специалист по GR, если он действительно специалист, получив от чиновника намек на взятку, просто не станет с ним работать. У нас в стране, как и за рубежом, было много критики по поводу выстраивания вертикали власти, централизации. Но именно эта централизация привела к тому, что теперь лоббисты начинают работать цивилизованно. Это не коррупционная сеть, а, можно сказать, дипломаты от бизнеса. Имеющие доступ к высокопоставленным чинам. Именно такие хорошо выстроенные отношения позволяют решать множество проблем и задач.

Как же бизнесу выстроить цивилизованные взаимоотношения с государ­ственными органами?

— Отказаться от серых схем. Вкладывайте деньги в производство, в людей, в социальные проекты, но не в карманы чиновников. Я соглашусь, что это сложно. Коррупция в России есть. Глупо отрицать, что в стране, которая совсем недавно перешла от плановой экономики к рыночным отношениям, нет коррупции, нет диктата силовых структур. Но Россия движется в правильном направлении. В стране появляются различные ассоциации и отраслевые союзы. Лоббировать интересы проще и эффективнее всего именно через них. Это касается и крупного бизнеса, и предприятий поменьше. Многие крупные иностранные инвесторы входят в консультативный совет по иностранным инвестициям при правительстве РФ (КСИИ). «Крафт Фудс», в частности, — член наблюдательного совета КСИИ. На этой базе есть реальная возможность продвигать интересы инвесторов, повышая привлекательность экономического климата в России. Начиная от корректировки пошлин на определенные виды товаров, заканчивая предложениями по российскому инвестиционному законодательству.

Можете привести пример удачного лоббирования интересов бизнеса из вашей практики?

— «Крафт Фудс» входит в российскую Организацию производителей кофе*. Дей­ствуя совместно, нам удалось добиться отмены пошлины на ввоз в Россию зеленого кофе. В результате «Крафт Фудс» построил завод полного цикла по производству сублимированного кофе в Ленинградской области. Другие мировые компании пошли по тому же пути. Это привлекло в Россию значительные инвестиции. Один только «Крафт Фудс» вложил $150 млн в кофейное производство, а это и дополнительные рабочие места, и налоги и т.д.

А каким образом происходит лоббирование интересов бизнеса на региональном уровне?

— Любые крупные предприятия лоббируют свои интересы прежде всего именно на уровне региона — через поддержку губернаторов. Здесь для налаживания контакта особенно важно участие инвестора в социальной сфере. Например, у «Крафт Фудс» шоколадная фабрика в Покрове (Владимирская область). Это градообразующее предприятие. Компания ежегодно инвестирует значительные средства в развитие спорта, образования и культуры этого города. На День города отремонтировали для горожан спортзал, ко Дню учителя благоустроили парк. В прошлом году на социальную деятельность в России компания потратила порядка 25 млн руб. Вообще с властями Владимирской области у нас сложились конструктивные отношения, и это повлияло на решение компании открыть еще один завод именно в этом регионе. В 2009 г. «Крафт Фудс» запускает в Собинке — это один из районных центров Владимирской области — новый завод по производству бисквитов. Объем инвестиций в производ­ство — $50 млн.

При выстраивании отношений с властями фамилия не главное

Ваша должность директора по отношениям с государственными органами как-то связана с вашей фамилией с приставкой Чубайс?

— Это абсолютно несвязанные вещи. Более того, моя фамилия никогда не давала мне никаких привилегий в работе, а порой даже мешала — у людей очень разное отношение к ней. Кроме того, сейчас у руля страны другие люди. Правитель­ству Гайдара, так называемым «молодым реформаторам», в том числе и моему дяде Анатолию Борисовичу, далеко за пятьдесят. А президенту страны едва за сорок. И в правительстве, и в губернаторском составе сейчас много молодых, талантливых людей. И фамилии реформаторов прошлых лет мало влияют на решения, которые они принимают. Я с уважением отношусь к моим родственникам, но в моей работе важна только репутация моей компании и моя личная репутация.

Контакты и связи в политической среде играют какую-то роль в вашей профессии?

— Я никогда не занималась политикой. Образование у меня юридическое. Но я всегда интересовалась ей. Возможно, потому, что росла в политизированной семье. Я всегда хотела, чтобы моя работа была связана с реальным сектором экономики. Government relations позволили мне совместить политику и экономику. Сейчас я понимаю, что GR не просто контакты и связи в органах власти. Прежде всего, это понимание алгоритма взаимодействия с государственными органами. Важно знать, как развивать проект, на какие каналы надо воздействовать, чтобы достичь необходимого для твоей компании и отрасли результата.



Алиса Егорова

Журнал «Деловой квартал»
29.06.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов