Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кризисная заморозка

Жаркое лето не спасет рынок кондиционеров

Рынок климатической техники в России в последнее время ежегодно увеличивался на треть. Но кризис внес коррективы. Строительство практически заморожено. Эксперты утверждают, что в этом году продажи рухнут чуть ли не вдвое. Но пострадают в первую очередь китайские и корейские производители техники низшего ценового сегмента.

Покупать кондиционеры в последние годы стали не только офисы и предприятия (хотя это одни из самых стабильных потребителей, потому что они заранее закладывают в смету расходы на установку систем кондиционирования и вентиляции). Устойчивый спрос появился со стороны владельцев элитного жилья, где хороший кондиционер – это признак определенного статуса. Еще одним сегментом стали хозяева типовых квартир, для которых еще недавно установка климатической техники считалась роскошью. Именно они обеспечили рост продаж в 2006 – 2007 годах.

Пик спроса пришелся на 2008 год, когда в России было реализовано более 1,6 млн бытовых кондиционеров. Но темпы роста продаж уже ощутимо замедлились. По информации аналитиков Ассоциации предприятий индустрии климата, объем реализации в 2007 году, по сравнению с предыдущим годом, увеличился на 28,6%, а в 2008-м прибавка составила всего около 7%. Два года назад было продано 1,473 млн штук, в том числе бытовых сплит-систем – 1,150 млн, полупромышленных кондиционеров – 82 300 штук, VRF-систем (предназначены для кондиционирования площадей от 150 до 500 кв. м) – 8032 штуки. По данным исследовательской компании «Экспресс-обзор», объем рынка бытовых кондиционеров в 2007 году составил 37 млрд руб.

Мрачный прогноз

2009 год обещает стать провальным. Еще осенью многие эксперты климатического рынка заявляли о грядущем кризисе, хотя некоторые из них полагали, что при жарком лете потери нивелируются. В начале сезона трудно сказать, как пойдут продажи. Ясно лишь одно – усилится конкурентная борьба между производителями, а игроков ждут непростые времена. По прогнозам консалтинговой компании «Литвинчук Маркетинг», в этом году объем рынка бытовых систем сократится на 20 – 25%, промышленных – на 40%. Супервайзер отдела кондиционирования «Панасоник Рус» Виталий Борец предполагает, что падение может составить от 30 до 50%, при этом некоторые производители пострадают больше других. «Январь и февраль уже показали катастрофическое снижение продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – рассказывает управляющий по системам кондиционирования воздуха в странах СНГ Mitsubishi Electric Europe B.V. Николай Милючихин. – Можно было ожидать, что март-апрель внесут оживление, но этого не произошло. В результате климатическая отрасль встречает сезон с огромными складскими запасами и мрачными перспективами сбыта».

Спад в строительстве начался еще прошлой весной, а лето оказалось умеренно теплым, поэтому значительное количество заказанного оборудования осталось на складах. В первую очередь это остатки продукции недорогих китайских и корейских компаний. Основными производителями являются Samsung, Daewoo и LG, представляющие агрегаты стоимостью от 250 до 800$. Их доля на рынке в 2007 году составила 40%, или 590 000 штук. Массовые сокращения зарплат и увольнения заставили население отказаться от не столь важных покупок, а заморозка проектов коммерческой и жилой недвижимости сократила спрос на VRF-системы и бытовые сплит-системы. «Больше всего пострадал рынок систем чиллер-фанкойл, поскольку они устанавливаются на этапе строительства, и замораживание многих объектов практически сразу отразилось на объемах продаж, – отмечает главный специалист маркетингового планирования Daikin Валентин Волощенко. – В меньшей степени сократился рынок VRV-систем (улучшенный вариант традиционной мульти-сплит-сис­те­мы) – они чаще используются при реконструкции и их можно смонтировать на этапе внутренней отделки».

Отложенный спрос

Большинство экспертов сходятся во мнении, что наиболее устойчивым будет спрос со стороны владельцев элитного жилья, жилья бизнес-класса и стандартных квартир, где планируется сделать хороший ремонт. Согласно этому предположению, те, кто приобрел квартиры в 2007 – 2008 гг. и еще их не отремонтировал, постараются сделать достойный ремонт несмотря на кризис, естественно, выбирая при этом качественные материалы и хорошее инженерное оборудование (включая кондиционеры).

В сегменте дорогих моделей потребитель опирается на узнаваемость бренда и дополнительные функции, направленные на сбережение электроэнергии и заботу о здоровье, – эти проблемы не стали менее актуальными в связи с глобальной нестабильностью. Люди с доходом выше среднего и высоким не привыкли экономить на себе и своем здоровье. Такой потребитель выбирает комфорт, а значит, ориентируется и на шумовые характеристики агрегата. «Поэтому цена при выборе кондиционера – фактор не определяющий, а сформированный набором различных функций и сервисом, оказанным продавцами климатической техники», – отмечает Виталий Борец.

Рублевые цены на все кондиционеры в России подскочили. «Это естественно, учитывая рост стоимости евро, доллара и иены по отношению к российской валюте, – говорит Валентин Волощенко, – но данное увеличение не равномерно для разных брендов. Чем менее востребованы кондиционеры, чем больше непроданные остатки, тем меньше выросла цена. Так что, как ни парадоксально, менее всего подорожали дешевые марки». Впрочем, оборудование, которое было завезено на склад еще в 2008 году, видимо, будет продаваться по рублевым ценам уровня прошлого года. Вздорожают уже новые партии товара. Хотя от этого вряд ли сильно пострадает высокий ценовой сегмент. Безусловно, часть покупателей может отказаться от премиумных моделей в пользу более простых, но также качественных. Корпоративные клиенты практически наверняка будут ориентироваться на более дешевый класс оборудования. Но кондиционер в России по-прежнему остается предметом роскоши, поэтому потенциальные потребители низшего и среднего ценового сегментов просто отложат покупку до следующего года: экономисты обещают уже в 2010 году улучшение в финансовой и производственной сфере, а отраслевые аналитики прогнозируют, что в следующем году рынок кондиционеров может прибавить около 20%.

Андрей Александров

Журнал "Компания"
29.05.2009



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов