Невосполнимая утрата
Импорт еды сокращается. Российским производителям рано радоваться: чтобы на равных противостоять импорту, девальвации им мало
За время потребительского бума компания «Арла Фудс Артис» совместное предприятие датско-шведского производителя молочных продуктов Arla Foods и российской фирмы «АртиС Дистрибьюция» привыкла наращивать продажи на 30% в год. Исходя из этого был составлен и план на этот год, но в конце прошлого его пришлось срочно пересматривать: кризис. «Планы корректируются до сих пор. Пока решили остаться на уровне прошлого года», говорит Елена Остапкевич, руководитель отдела закупок «Арла Фудс Артис». Подобную тактику избрали многие импортеры, что уже отразила статистика.
В начале года, по данным таможни, физический объем импорта продовольствия сократился на 23,8%. Главной причиной принято считать девальвацию рубля более чем на треть. Но не все так просто. На мировых рынках многие продукты, от импорта которых зависит Россия, например молоко и мясо, дешевеют. Долларовые цены на импорт, зафиксированные таможней в январе этого года, даже чуть ниже (на 0,6%), чем год назад. На этот раз в отличие от ситуации 1998 г. зарубежные и отечественные производители оказались в одной лодке: все они страдают от падения спроса. В предстоящей борьбе за потребителя важен будет не только валютный курс, но и масштаб бизнеса или доступ к кредитам.
САХАР ПРОТИВ КРИЗИСА
Денег в кошельках покупателей все меньше. В январе-феврале 2009 г. реальные доходы россиян упали на 7,2%. Приходится экономить. В феврале, по данным Министерства промышленности и торговли, магазины и рынки выручили за продукты 509,3 млрд руб. на 2,1% меньше, чем в феврале прошлого года. Даже если вспомнить, что 2008 год был високосным, то с учетом накопленной за год инфляции падение налицо.
Для всех участников рынка торговых сетей, производителей и импортеров это означает ужесточение конкуренции за покупателя. Розница первой столкнулась с новым поведением клиентов. Агентство «Бизнес Аналитика» регулярно собирает информацию магазинов, на долю которых приходится более 25% российской продовольственной розницы. «Перелом в потребительских настроениях пришелся на ноябрь-декабрь. Конец 2008 г. был паникерским, и это проявилось провалом в покупках», рассказывает гендиректор компании Андрей Стерлин. До кризиса розница показывала рост примерно 20% по сравнению с 2007 г., но в ноябре продажи рухнули на 13%, а в декабре еще на 6%. «Изменение потребительского настроения мы почувствовали в декабре. C тех пор мы ежемесячно теряем 3-4% оборота по сравнению с трендом прошлого года», говорит председатель совета директоров сети супермаркетов АБК Владислав Егоров. Покупатели переориентировались на более дешевые товары.
Это подтверждают и данные компании «Ромир Панель»: она регулярно обследует потребительские расходы почти 3000 домохозяйств в крупных городах России. В январе-феврале этого года 15% хозяйств исключили из своей потребительской корзины соки, 12% сливочное масло, 9% пиво. Характерно, что число покупавших молоко не изменилось. А в X5 Retail Group отметили рост потребления макарон, картошки, консервов. За январь-февраль магазины холдинга закупили уже 27% прошлогоднего объема сахара. В АБК, по словам Егорова, тоже реагируют на сложившееся положение расширяют линейку социального ассортимента.
Рецепты борьбы за низкие цены в рознице известны недаром эксперты отмечают, что кризис дает возможность для развития в России формата полноценных дискаунтеров. Но откуда в магазинах появится дешевая еда?
ДОБАВИТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
Российская пищевая промышленность не стала исключением на фоне кризиса: производство в январе-феврале упало на 3,7%. Впрочем, для импортозамещения рост и не нужен, ведь спрос снижается. «В 2009 г. россияне будут потреблять мяса на уровне 2006-2007 гг., а это означает на 15-17% меньше, чем в 2008 г.», прогнозирует президент российского Мясного союза Мушег Мамиконян.Но и на падающем рынке нужно уметь вытеснить конкурента с полки. По данным ВНИИ экономики сельского хозяйства, доля импорта на российском продовольственном рынке в целом 36%, для мяса этот показатель равен 40%, для сахара 42%, для молока 20%.
В компании «Нерком» одном из основных дистрибуторов молочных продуктов финской фирмы Valio нашли замену импорту. «В середине прошлого года в нашем ассортименте соотношение импортной и отечественной молочной продукции было 50:50. Перед Новым годом пришлось переключаться на российскую продукцию. Сейчас ее доля 80%», рассказывает начальник отдела маркетинга «Неркома» Вадим Тарасов. Оказалось, что сырки из Калуги можно продавать не хуже, чем финские.
По подсчетам «Бизнес Аналитики», потребление алкоголя в 2009 г. выросло примерно на 5%. Люди борются со стрессом но не за счет дорогих напитков. Импортерам вина приходится нелегко. «Вино от 500 руб. и выше почти не продается ни в рознице, ни в HoReCa», жалуется Александр Эткин, директор аналитической службы компании «Русьимпорт». Приходится мириться с почти нулевой маржой, продвигать продукцию в небольшие магазины, которые не могут так жестко давить на поставщиков. В отрасли ожидаются многочисленные банкротства. По словам Эткина, «импортеры второго эшелона схлопываются один за другим».
Казалось бы, российским производителям только радоваться. У группы компаний «Русский алкоголь», владеющей водочными брендами «Журавли», «Зеленая марка», «Маруся» и др., продажи выросли на 20%. Но дело не в импортозамещении, считают в компании: просто другие российские производители из-за кризиса сокращают производство. Но Стерлин из «Бизнес Аналитики» указывает на другую возможную причину роста продаж: у водки уникальное соотношение цены и крепости. Даже если потребители текилы и виски переходят на дорогие марки, они все равно выигрывают. Тенденцию подтверждают данные торгово-промышленной группы «Кристалл». «В дешевом сегменте пока ни падения, ни роста не видим, а вот в премьерном уже 10% прироста за три месяца», говорит совладелец группы Сергей Зивенко.
На мясном рынке в привилегированном положении оказывается птицеводство: там быстрее окупаются инвестиции, да и потребители переходят с говядины и свинины на более дешевую курятину. Американские окорочка уже не образец дешевизны. «Себестоимость резко ушла вверх. Если в августе они продавались от импортера к рознице по цене 44-46 руб./кг, то сегодня дешевле чем за 70 руб. вы их не найдете», рассказывает вице-президент Международной программы развития птицеводства Альберт Давлеев. Но отечественное производство не восторжествует. «Из-за кризиса приостановлено большое количество инвестиционных планов», говорит Давлеев. В последние годы, несмотря на дешевизну «ножек Буша», российское производство росло на 15-17% в год. По итогам 2009 г., прогнозирует лоббист, темпы замедлятся до 6-8% несмотря на подорожавший импорт. Отечественных производителей от последствий кризиса никто не освобождал.
ГРУЗ ДОЛГОВ
«Импортозамещение будет увеличиваться, считает директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Минэкономразвития Александр Пироженко. В российском сельском хозяйстве за последние годы было реализовано немало инвестиционных проектов, которые позволят отечественным производителям нарастить объемы производства и занять часть рынка, освобождающегося от импорта». Действительно, кризис застал сельское хозяйство на подъеме: рост 10,8% в 2008 г. будто климат изменился! Еще важнее, что заведомо убыточная отрасль стала интересной для инвесторов. Доля сельского хозяйства в инвестициях в российскую экономику выросла с 2000 по 2007 г. почти вдвое: с 3 до 5,1%. Хороший результат, особенно если вспомнить, что и общий объем инвестиций в эти годы быстро рос. Получается, что к кризису подготовились?
«Мы все инвестиции успели сделать до кризиса», уверенно говорит Александр Никитин, гендиректор «Мираторга» компании, занимающей 14,1% на российском рынке свинины и 10,5% на рынке мяса птицы. Только в свиноводство «Мираторг» планирует вложить 14,5 млрд руб. до конца 2009 г. Однако сейчас «Мираторг» испытывает проблемы с получением кредита в ВЭБе в 1,36 млрд руб., который нужен для достройки свинокомплекса в Белгородской области. Переговоры о кредите идут восемь месяцев. «Мы общаемся сейчас с ВЭБом, , успокаивает Никитин. По кредитам в нашей компании ситуация более-менее нормализуется».
Долговая нагрузка обратная сторона инвестиционного бума. То, что для крупных производителей проблема, для средних вопрос выживания. Чебоксарскому ОАО «Агрика Продукты питания» или мясокомбинату «Зубр» из Азова сейчас не до планов по завоеванию рынка: они на грани банкротства из-за просроченной задолженности.
Нескольких благополучных лет все же недостаточно, чтобы в российском сельском хозяйстве и впрямь наступил XXI век. «В России пока очень мало предприятий, которые могут производить сырье для мясокомбинатов по мировым стандартам», признает Никитин. К тому же в некоторые сектора, например в производство говядины, крупные инвестиции прийти не успели: срок окупаемости свыше восьми лет мало кого привлекал. «Здесь ни о каком импортозамещении речь вообще не идет», категоричен глава исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Раз нет новых коровников, не станет больше и молока. «В последние годы мы производили 31-32 млн т, думаю, что на этом же уровне и останемся», говорит глава аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. Свиноводство могло бы немного вырасти, но, как указывает Юшин, мешают две взаимосвязанные проблемы отсутствие современных скотобоен и недоступность банковских кредитов, которые помогли бы их построить. А пока мясокомбинаты в крупных городах, как правило, приспособлены к работе на импортном сырье.
Несмотря на протекцию дешевого рубля, российские аграрии все равно нуждаются в господдержке. В список стратегических предприятий, которым правительство собирается помогать бороться с кризисом, вошло и 32 крупнейших сельхозпроизводителя. Им нужно в этом году 300 млрд руб. банковских кредитов, государство обещает дать гарантии на 217 млрд руб.
А тем временем у импортеров может открыться второе дыхание. Речь не идет о возвращении к 25 руб. за доллар. Просто эффект от девальвации может оказаться весьма краткосрочным. По крайней мере, Зивенко ожидает такого на алкогольном рынке. «C точки зрения замещения импорта хорошая ситуация скоро закончится, рассуждает Зивенко. У фирм-импортеров не было денег. Но сейчас они эту проблему решат: у зарубежных производителей типа Bacardi и кредиты дешевле, и денег больше». Крупные мировые производители продовольствия, которые в десятки раз больше своих российских конкурентов, могут просто демпинговать. Сейчас Россия гораздо более крупный рынок сбыта, чем в 1998 г., за нее будут бороться.