Обыкновенный просьюмер
…знает, что будет популярно завтра
Любой маркетолог многое отдал бы за умение предсказывать будущее: узнать,
что будет актуально через некоторое время, о чем начнет думать потребитель.
Специалисты международной рекламной сети Euro RSCG Worldwide начиная с 2003 года
искали ответ на эти вопросы и в результате открыли новый тип потребителя
-просьюмера.
Кто такой просьюмер? В индустрии аудио- и видеотехнологий
производители используют понятие «просьюмер» как сокращение от professional
consumer — профессиональный потребитель и определяют как увлеченного любителя,
приобретающего высококачественную продукцию с околопрофессиональными
техническими характеристиками.
В Euro RSCG просьюмерами назвали proactive consumers — активных в своем
потребительском поведении людей, в отличие от тех, кто пассивно наблюдает за
тем, как ритейлеры, производители и маркетологи диктуют свои правила. Проще
говоря, просьюмер — это активный потребитель, человек, который имеет доступ и
умеет использовать технологии и информацию, который вовлечен в то, что
происходит в розничной торговле, политике, поп-культуре.
Просьюмеры — это отдельная группа, хотя и довольно разрозненная, которая
имеет определенные характеристики: они интересуются инновациями — стремятся
первыми попробовать все новое. Они самодостаточны: гордятся своим умением думать
самостоятельно и экспериментировать. Это коммуникаторы: рассказывают другим
людям о своем впечатлении от новых продуктов, брендов и услуг и расспрашивают
других об их опыте. Они авторитетны: другие люди интересуются их мнением и
спрашивают совета. Просьюмеры — скептики, но не циники: они не доверяют слепо
тому, о чем говорится в СМИ или рекламе, но ценят информацию и развлечение,
которые могут извлечь из этих источников. Они живут настоящим и вовлечены в
популярную культуру (см. таблицу «Я – просьюмер»).
«Просьюмеры чем-то похожи на opinion-leaders, но есть и существенные отличия,
— комментирует Даниил лентин, старший специалист по стратегическому планированию
Euro RSCG Moradpour. – Как показали международные исследования Euro RSCG,
просьюмеры намного активнее интересуются инновациями и гораздо общительнее
лидеров общественного мнения».
как просьюмер просьюмеру
Просьюмер, считают в Euro RSCG, — чрезвычайно важный объект для изучения, так
как именно эта категория потребителей отражает состояние рынка, а также
оказывает существенное влияние на его формирование. будучи
высококоммуникабельными, просьюмеры коллекционируют чужие мнения и отражают их
через призму собственного опыта. будучи увлеченными инновациями, они собирают
самый широкий спектр информации, экспериментируют с новыми продуктами и услугами
и рассказывают окружающим о результатах. Из-за того, что просьюмеры намного
более вовлеченные, чуткие и активные, чем обычные потребители, их можно
рассматривать в качестве системы заблаговременного реагирования. То, что
просьюмеры думают и делают сейчас, остальные потребители будут думать и делать
через какое-то время (как показали исследования, в зависимости от категории —
через полгода-год-полтора).
Я — просьюмер
Что из перечисленного ниже вы можете сказать о себе?
Совокупность опрошенных, чел. |
2099 |
382 |
1717 |
1431 |
668 |
Исследователь (люблю пробовать все новое в жизни), % |
65 |
78 |
62 |
65 |
66 |
любитель всевозможных механических приспособлений (люблю новые
технологии), % |
57 |
65 |
56 |
69 |
32 |
Модернист (принимаю изменения и возможности современного мира), %
|
45 |
53 |
43 |
43 |
50 |
гурман, лакомка (истинный любитель деликатесов и/или кулинарии), %
|
44 |
47 |
44 |
44 |
44 |
Самосовершенствующийся (хожу на курсы, покупаю книги/аудио по
самообразованию), % |
43 |
49 |
41 |
39 |
52 |
Домосед (получаю настоящее удовольствие, оформляя и поддерживая в
порядке дом), % |
37 |
36 |
37 |
35 |
40 |
«гражданин мира» (люблю путешествовать и привозить домой памятные
сувениры), % |
34 |
40 |
33 |
28 |
47 |
Реформист (мы не можем вернуть то, что было, и вести себя так же), %
|
29 |
33 |
29 |
32 |
23 |
любитель культуры (литература, кинематограф, изобразительное искусство,
классическая музыка и т.д.), % |
29 |
30 |
28 |
25 |
36 |
гедонист (люблю потакать себе, ищу удовольствия), % |
26 |
30 |
25 |
25 |
27 |
Озабочен здоровьем (уделяю внимание выше среднего состоянию здоровья),
% |
23 |
28 |
23 |
21 |
29 |
любитель поп-культуры (действительно увлечен музыкой, искусством, модой
и/или фильмами), % |
19 |
23 |
18 |
16 |
25 |
«Тусовщик» (поддерживает десятки дружеских контактов и знакомств), %
|
16 |
18 |
16 |
17 |
15 |
Фанат спорта (живет для спорта, пассивно наблюдая и/или участвуя), %
|
16 |
16 |
16 |
18 |
12 |
Традиционалист (не люблю современную жизнь, предпочитаю то, что было),
% |
16 |
16 |
17 |
18 |
12 |
«Стиляга» (глянцевые журналы, бутики, новые аксессуары делают меня
счастливым), % |
15 |
20 |
13 |
8 |
28 |
Для своего исследования Euro RSCG изучало не только особенности
покупательского поведения просьюмеров, но и потребителей в общем. В начале
опроса каждый респондент выражал свой уровень согласия с каждым из приведенных
высказываний, что позволило выделить в каждой выборке процент просьюмеров по
отношению к другим потребителям. В ходе проведенных исследований стало понятно,
что просьюмеры составляют всего 10–25% от общей массы потребителей, но они
присутствуют абсолютно во всех категориях.
В каждой категории есть просьюмеры в независимости от пола, возраста, образа
жизни и уровня дохода. И каждый просьюмер имеет четкую точку зрения по каждому
поводу.
В чем ценность близкого знакомства маркетолога с просьюмером?
Во-первых, просьюмеры находятся в более тесной взаимосвязи с другими
потребителями, чем непросьюмеры, поэтому они действуют как «социальное СМИ» —
рассказывая о своих впечатлениях и оказывая влияние на своих менее «пылких»
друзей (см. таблицу «Влияние просьюмеров»).
Если коммуникация бренда/услуги близка и понятна просьюмерам, то они, будучи
очень коммуникабельными, делятся этой информацией со всеми людьми, которые
находятся в их зоне доступа… причем делают это абсолютно бесплатно.
Но что еще очень важно, они не просто делятся, они именно влияют, так как по
отношению к окружающим про-сьюмер выступает как источник доверия. Таким образом,
просьюмер становится добровольным помощником в завоевании рынка, неся идейные
соображения коммерческого характера в массы, увеличивая тем самым share of voice
клиента (вес в категории). «Исследование Euro
RSCG показало, что просьюмер влияет в 4–5 раз сильнее на потребителя, чем
обычный потребитель, — отмечают в компании. — Просьюмеры в полтора раза чаще
встречаются с родственниками, приятелями и друзьями в течение месяца. Они в 2,3
раза чаще считают себя «лидерами» по сравнению с обычными потребителями, в 2,5
раза чаще бывают экстравертами».
Но, как говорится, где шипы, там и розы — как показало исследование,
проведенное и в России, если у российского просьюмера состоялся негативный
«опыт» с брендом, равно как и положительный, он поделится им в 92% случаев (это
один из самых высоких показателей из 10 стран, по этому показателю россияне
могут поспорить лишь с англичанами, у которых этот показатель составил 93%).
Кроме того, как было сказано ранее, то, что хочет просьюмер сегодня, завтра
будет хотеть обычный потребитель. Направленный на просьюмеров message бренда
будет таким же актуальным и эффективным и через полгода, и через год, поскольку
эти коммуникации изначально адресованы не только настоящему, но и будущему.
// Euro RSCG Worldwide
год создания: 1991. Сфера деятельности: рекламная сеть (233 офиса в 75
странах мира). Коммуникационный холдинг: Havas. |
российский просьюмер
Сопоставление результатов исследования просьюмеров, проведенное Euro RSCG
Worldwide в 10 странах мира (СШа, Франции, германии, Великобритании, России,
Китае, Японии, Индии, Испании и Мексике), с социально-экономической ситуацией в
них показало, что наиболее ярко просьюмеры проявляются в местах, где преобладает
культура общения (свобода слова и мысли), высок общий уровень образования и
происходят стремительные изменения, есть свободный доступ к информации и богатый
выбор.
В России сеть провела исследование в декабре 2005 года. В исследовании в
общей сложности приняло участие 2099 человек, из них просьюмеров оказалось 382.
382 просьюмера из 2099 — это 18% в выборке (при разбросе среднего показателя
в пределах 10–25% в зависимости от страны). «Это довольно много, учитывая, что
во времена Советского Союза россияне не приобрели достаточного опыта для
выражения непосредственно несогласия или неудовлетворенности, и, конечно,
административно-командная система была абсолютно не заинтересована в обратной
связи с потребителями, — комментируют результаты исследования в Euro RSCG
Worldwide. — С другой стороны, именно существовавший информационный голод может
быть объяснением такого большого количества людей, заинтересованных в обмене
информацией».
Российские просьюмеры проявляют множество характерных черт, которые отличают
их от остальных, но в целом они еще не так резко выделяются, как просьюмеры на
некоторых других рынках, например в Японии и СШа.
«Соотношение мужчин и женщин в выборке было 2:1, и женщины-просью-меры
показали более прогрессивные тенденции, чем мужчины, — рассказывает Даниил
лентин. — Например, представительницы слабого пола более склонны причислять себя
к «гражданам мира» (52% против 35% среди мужчин), к большей заботе о своем
здоровье (32% против 26%), к самосовершенствованию (54% и 47%). женщины также
чаще причисляют себя к модернистам (56% и 52% среди мужчин) и исследователям
(81% и 77%)».
С демографической точки зрения просьюмеры в исследовании очень похожи на
своих соотечественников не-просьюмеров. В целом в выборке 68% мужчин, а у
просьюмеров по исследованию 67%. Средний возраст выборки 36 лет, в то время как
средний возраст просьюмеров 35. Одинокие составляют 34% выборки и 33%
просьюмеров; женатые 53% и в общей выборке, и среди просьюмеров.
Даже уровень дохода находится на одной отметке и составляет $11 тыс. в год.
Единственное заметное различие заключается в том, что среди просьюмеров больше
разведенных (14% против 11%) и у них чаще есть дети (61% против 57%).
авторитетное мнение
Просьюмеры по сравнению с непросьюмерами оказывают гораздо большее влияние на
людей и оказывают его на большее число людей. Это характерно и для России, хотя
разница между просьюмерами и остальными менее заметна, чем в других странах,
например в Японии.
«Просмотрев 11 рыночных сегментов, можно утверждать, что просьюмеры имеют
гораздо большее влияние в каждом из них, чем непросьюмеры; общий индекс по этим
11 сегментам — 4,1 человека, находящихся под влиянием просьюмера, по сравнению с
3,2, находящихся под влиянием других людей, что делает просьюмеров наиболее
влиятельным субсегментом», — говорит Даниил лентин.
Отношение к брендам
Насколько вы согласны с каждым из следующих утверждений
|
Просьюмеры |
Остальные |
Мужчины |
женщины |
Совокупность опрошенных, чел. |
382 |
1717 |
1431 |
668 |
Бренды — это всего лишь способ заставить людей платить больше, %
|
55 |
60 |
62 |
54 |
Признанная торговая марка — это гарантия качества и подлинности,
% |
32 |
26 |
28 |
24 |
Иностранные торговые марки интересны и привлекательны для меня,
% |
32 |
25 |
28 |
24 |
Лучше покупать продукты питания от всемирно известного
производителя, чем с локального рынка, % |
29 |
19 |
21 |
22 |
Чем популярней бренд, тем менее он для меня ценен, % |
19 |
11 |
12 |
13 |
Мне кажется, что на человека оказывают влияние те бренды, которые
он/она выбирает, % |
14 |
10 |
12 |
7 |
При взгляде на любую категорию (см. таблицу «Влияние просьюмеров»), можно
заметить, что у просьюмеров больше влияния, чем у любого другого субсегмента, за
некоторым исключением. В случае с журналами индекс влияния просьюмеров и женщин
на других в среднем составляет 5; в вопросах питания и диетических продуктов у
просью-меров индекс равен 3,6, в то время как у женщин — 4,3. Просьюмеры
определенно более влиятельны в том, что касается цифровых технологий (5,3 против
4,3), развлечений (5,4 против 3,9), а также книг и журналов (5,0 против 4,0).
Женщины более влиятельны, чем мужчины в целом, хотя каждый пол имеет свою
сферу наибольшего воздействия. Мужчины более авторитетны в вопросах, касающихся
сайтов, высоких технологий и финансовых продуктов; женщины оказывают большее
воздействие в остальных категориях, кроме музыки, в которой влияние полов
равнозначно.
Индекс влияния женщин-просьюмеров в среднем 4,1 среди людей в 11 категориях,
по сравнению с 3,7 среди мужчин, 3,2 у женщин-непросьюмеров и 3,0 у
мужчин-непросьюмеров.
брендоманы
Бренды — достаточно новое понятие для россиян. На большинстве развитых рынков
в мире инвестировались сотни миллионов долларов в становление и коммуникацию
брендов в течение многих десятилетий, чтобы завоевать предпочтения потребителей
в среде «избыточного выбора». В России доступность множества различных брендов и
разнообразие СМИ, в которых возможно размещать рекламу, — достаточно новое
явление.
В российском исследовании меньше половины опрошенных (44%) оценивают себя как
«очень осведомленных в вопросе брендов». Принимая во внимание заинтересованность
просьюмеров в информации, нет ничего удивительного в том, что уровень их
согласия с данным утверждением гораздо выше (59% против 41% среди
непросьюмеров). Общая узнаваемость брендов также увеличивается в зависимости от
уровня дохода в группе (от 38% в группе с низким уровнем дохода к 52% в группе с
высоким уровнем дохода). «Исследование еще раз подтверждает, что, проводя
исследования просьюмеров, маркетолог может получить намного более интересную и
глубокую информацию о своем бренде и брендах конкурентах, потому что просьюмеру
знать и разбираться в брендах намного интереснее и привычнее, чем обычному
потребителю», — считает лентин.
Интерес просьюмеров к торговым маркам полностью связан с тем, что большинство
просьюмеров рассматривает бренды как выражающие их сущность. Например,
практически половина про-сьюмеров (48% против 39%) согласны с тем, что их выбор
машины говорит многое о них самих. Как выяснилось, статусность в этом вопросе
более характерна для женщин: они более склонны соглашаться с данным
утверждением, чем мужчины (44% против 39%).
Влияние просьюмеров
В последние 3 месяца приблизительно на какое количество человек вы повлияли,
чтобы они купили что-то из следующих категорий?
|
Всего |
Просьюмеры |
Остальные |
Мужчины |
женщины |
Совокупность опрошенных, чел. |
2099 |
382 |
1717 |
1431 |
668 |
Сайты, % |
5,1 |
5,6 |
5,0 |
5,3 |
4,6 |
Цифровые технологии, % |
4,5 |
5,3 |
4,3 |
5,2 |
2,9 |
Развлечения – кино, тематические парки, % |
4,2 |
5,4 |
3,9 |
4,0 |
4,7 |
Книги или журналы, % |
4,2 |
5,0 |
4,0 |
3,8 |
5,0 |
Розничные магазины, % |
3,7 |
4,5 |
3,5 |
3,5 |
4,3 |
ТВ-программы, % |
3,3 |
3,9 |
3,1 |
3,2 |
3,5 |
Музыка, % |
3,2 |
3,9 |
3,1 |
3,2 |
3,2 |
Питание и диетические продукты, % |
3,0 |
3,6 |
2,9 |
2,4 |
4,3 |
Рестораны, % |
2,3 |
3,0 |
2,2 |
2,0 |
3,0 |
Финансовые продукты – банки, страхование, инвестиции, % |
2,1 |
2,8 |
1,9 |
2,3 |
1,8 |
Авиалинии
и туристические
дестинации, % |
1,8 |
2,4 |
1,7 |
1,6 |
2,3 |
В среднем |
3,4 |
4,1 |
3,2 |
3,3 |
3,6 |
Также уровень согласия просью-меров со следующим высказыванием: «Мой выбор
косметики и средств по уходу за собой говорит многое обо мне» — достаточно высок
(41% по сравнению с 34% среди непросью-меров). Неудивительно, что гораздо больше
женщин, чем мужчин согласны с данным утверждением (58% против 24%); при анализе
данных по подгруппам выясняется, что больший процент женщин-просьюмеров, чем
женщин-
непросьюмеров согласны с данным утверждением (66% по сравнению с 55%), и тот
же принцип прослеживается у мужчин (28% против 23%).
Невысок уровень согласия с утверждением: «Мне кажется, что на человека
оказывают влияние те бренды, которые он/она выбирает» — в целом всего 10%.
большее количество мужчин, чем женщин, склонны предполагать, что бренды,
выбираемые человеком, оказывают на него/нее влияние (12% против 7%).
«Результаты нашего исследования ставят под сомнение успешность коммуникаций
многих торговых марок, которые построены по принципу «если вы воспользуетесь
нашим продуктом, ваша жизнь, да и вы сами чудесным образом преобразитесь, —
отмечает Даниил лен-тин. — К слову, последняя кампания ИР обыгрывает как раз
этот вопрос: «Эта вода с пузырьками сделает тебя счастливым».
Представление о брендах в целом связано с некоторым недоверием. 59%
респондентов считают, что бренды — это всего лишь способ заставить людей платить
больше. Правда, согласных с этим утверждением среди просьюмеров меньше, чем
среди непросьюмеров (55% против 60%). Причем в России таких циников относительно
немного по сравнению с СШа (64% среди просью-меров), и примерно столько же,
сколько в германии (59%), и больше, чем в Китае (39%). Во всех странах число
скептиков среди просьюмеров ниже, чем процент остальных.
Только одна четвертая россиян, участвовавших в опросе, согласны с тем, что
признанная торговая марка — это гарантия качества и подлинности (в Китае
согласных 62%, в СШа 42%, в германии всего 24%).
Прошло время, когда американские товары были в России исключительной
ценностью. Сейчас только 25% непро-сьюмеров говорят о том, что иностранные
торговые марки интересны и привлекательны для них, наряду с тем, что 35% активно
отрицают это. Просью-меры демонстрируют большую заинтересованность в иностранных
брендах (по 32%).
Принимая во внимание низкий уровень доверия респондентов в России к пищевой
промышленности, неудивительно, что только 21% заявляет о том, что лучше покупать
продукты питания известного производителя, чем локального. Уровень согласия
просьюмеров с этим постулатом выше, чем у других категорий населения (29% по
сравнению с 19%).
brand momentum
Каждого опрошенного просьюмера в России просили дополнительно оценить 200
российских и международных брендов. Респонденты должны были определить тенденцию
развития марки в последнее время: делает она успехи, сдает свои позиции или
осталась на том же уровне. Чтобы определить место
бренда, Euro RSCG оценило соотношение числа респондентов, отметивших, что
марка «потеряла свои позиции», и считающих, что бренд «делает успехи».
Полученные результаты отражают текущий момент (восходящая или ниспадающая
тенденция) в развитии каждого бренда (brand momentum). агентство также приняло
во внимание процент респондентов, выбравших следующие ответы: «остался на той же
позиции» или «не уверен».
Россия выделяется среди остальных рынков как раз большим количеством ответов
«не уверен». Узнаваемость различных брендов невысока в России, и, как результат,
многие респонденты не смогли прокомментировать, какую именно позицию занимает та
или иная марка. Среди тех, кто может прокомментировать, в целом прослеживается
тенденция к оценке брендов как делающих успехи, а не теряющих свои позиции. Это
может быть определенной формой вежливости, но, скорее всего, это отражение
ситуации на рынке, когда все бренды относительно новы и еще не успели завоевать
устойчивых позиций, чтобы терять их.
В финансовом секторе самый большой прирост показала кредитная система Visa.
Master Card тем не менее сократил отрыв (разница между ними составляет 14 баллов
по 100-балльной шкале). Visa - самый успешный бренд среди всех финансовых
институтов, даже самые успешные банки отстают от нее как минимум на 30 баллов. В
первой тройке лидеров - Внешторгбанк 24 («набирает позиции»), альфа-банк
(«теряет позиции»), Citibank («теряет позиции»), тем не менее очевидна
тенденция, что западные банки (за исключением Citibank) становятся все более
привлекательными с точки зрения просьюмеров (на первом месте по динамике
развития Raifeisen Bank).
В категории «мобильные телефоны» в глазах просьюмеров самими успешными
(«набирает позиции») были названы Nokia (на первом месте), Sony Ericsson (марка
совершила прорыв в последнее время, по мнению просьюмеров, и практически дышит в
спину лидеру). замыкает тройку Motorola.
Самый успешный с точки зрения просьюмеров бренд в автомобильном секторе -
Toyota, в то время как детище отечественного автопрома «лада» продолжает терять
свои позиции. Просьюмеры считают, что «лада» потеряла 30 баллов из 100
возможных.
В споре между интернет-порталами Mail.ru
и Yandex.ru пальма первенства с точки
зрения просьюмеров принадлежит Mail.ru.
Отставание Yandex существенное - практически в полтора раза.
Что же касается сотовых операторов, то здесь на первом месте «билайн» с
предпочтением в 57 баллов и с высокой динамикой развития, на втором - МТС с 46
баллами. На третьем -«МегаФон» с минимальным отрывом от МТС - 44 балла, но
динамика развития «МегаФона» выше, чем МТС (2,1 против 1,5 у МТС). Впрочем, в
результате кампании по ребрендингу МТС ситуация может измениться.
02.08.2006
Журнал "Индустрия рекламы"