Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Особенности реструктуризации медиакомпаний

Владимир Гревцов, директор ООО «Агентство Владимира Гревцова-Холдинг» (Минск)
Андрей Иванов, зам. генерального директора по организационному развитию и управлению человеческими ресурсами медиахолдинга «Агентство Владимира Гревцова», канд. психол. наук (Минск)
Александр Громов, консультант НП «ТОП» (Санкт-Петербург)

На примере проекта создания холдинговой структуры, реализованного компанией «Агентство Владимира Гревцова» в 2003—2005 гг., рассматривается практика применения системно-модульного подхода к проведению организационных изменений, а также описывается уникальный опыт определения модели оргструктуры, адекватной уровню развития медиакомпании.

Логика развития издательских компаний

Для издательского бизнеса характерна тесная взаимосвязь между базовыми процессами и реализующими их подразделениями, основанная на единстве технологической цепочки. Сходство издательских проектов в технологиях производства и реализации позволяет компаниям, нашедшим прибыльную нишу для своего первого продукта, запускать и выводить на рынок новые продукты по той же схеме, используя налаженную производственную линию, накопленный интеллектуальный опыт и материальные ресурсы. Этот факт оказывает значительное влияние не только на существующую организационную структуру компании, но и на перспективы ее оптимизации и развития. Стратегия развития бизнеса путем «наращивания» новых проектов на сформированный каркас бизнес-процессов приводит к централизации звеньев цепочки основного бизнес-процесса, созданию новых подразделений, используемых несколькими издательскими проектами (такие подразделения мы сегодня называем совместно используемыми1), и естественной централизации ресурсов.

Когда возможности дальнейшего развития превращаются в угрозу

Возможность использовать эффект синергии для поддержки существующих и развития новых проектов составляет одно из преимуществ издательского бизнеса. Компания, как канатоходец, может балансировать на гранях постоянных и переменных затрат, используя совместные ресурсы налаженных подразделений — человеческие ресурсы, производственные мощности. Однако по мере увеличения численности новых продуктов любая развивающаяся издательская компания рано или поздно оказывается в ситуации, при которой то, что еще вчера было неоспоримым преимуществом, сегодня превращается в одну из самых существенных угроз развитию.

Поэтому одна из основных задач издательского бизнеса заключается в необходимости постоянно задаваться вопросом, какая организационная модель нужна компании на настоящей стадииразвития.

Реструктуризация медиахолдинга «Агентство Владимира Гревцова»

Бизнес-процессы и организационная структура компании «как есть»

На момент начала организационных преобразований такими совместно используемыми подразделениями в медиакомпании «Агентство Владимира Гревцова» (по основным бизнес-процессам) являлись:

- департамент маркетинга (функции: анализ рынков, разработка стратегии продвижения и продажи всех продуктов компании);

- департамент продажи и доставки (функции: продажа продуктов через розничные сети, работа с подписчиками, почтовая и курьерская доставка продуктов);

- производственный департамент(функции: материальное производство продуктов: набор, корректура, дизайн, верстка, организация печати издательских продуктов).

Такая структура в научно-технической литературе обозначается термином «проектно-централизованная» и является одной из разновидностей линейно-функциональной структуры (см. рис. 1).


рисунок 1(Открывается в новом окне)

Системно-модульный подход к проведению организационных преобразований

Руководство компании, в ответ на требование акционеров «повысить финансовую эффективность», определило в качестве одного из важнейших КФУ (ключевых факторов успеха) агентства эффективную организационную структуру. Топ-менеджмент медиахолдинга провел необходимые доработки и испробовал «на себе» один из методов решения задачи — проверил степень соответствия организационной структуры компании стадии ее развития. Рабочее название метода — системно-модульный подход (разработка А. Ю. Громова). Системный, поскольку развитие организационной структуры компании рассматривается как процесс, обусловленный системой факторов (см. рис. 2):

- рынками, на которые выведены продукты компании;

- стадией организационного развития (компетенций, накопленных менеджментом);

- особенностями группировки работ.

рисунок 2(Открывается в новом окне)


Модульный, поскольку вопрос о развитии компании разделяется на два модуля: предпринимательской (вопрос о стратегии компании) и инженерный (вопрос об организационной структуре). Причем по отношению к действующим компаниям (в отличие от компаний, проектируемых с «нуля») допускается возможность автономной и раздельной работы с модулем «организационная структура». Другими словами, для принятия решения об адекватности организационной структуры стадии развития бизнеса можно работать с модулем «организационная структура», не углубляясь в разработку блока «Стратегия».

Основные положения системно-модульного подхода, процедура и инструменты анализа

1. Организационную структуру неразумно оценивать в абстрактных терминах как более либо менее развитую. Как было показано выше, один и тот же тип организационной структуры (линейно-функциональная) в одних условиях (рыночных, временных, географических) может предоставлять возможность экономии, синергии, в других — создавать угрозы, чинить препятствия развитию бизнеса компании. Достаточно вспомнить динозавров, которые вымерли не потому, что имели неразвитую организационную структуру, а потому, что оказались не способны изменить ее в соответствии с новыми климатическими условиями.

2. В силу неоднородности развития регионов и рынков анализ соответствия организационной структуры предприятия рынкам, на которые выведены продукты компании, необходимо проводить не только для каждой отдельной организации, работающей в своей отрасли, но и для каждого отдельного направления бизнеса компании.

3. Для выяснения требуемого рынком типа организационной структуры необходимо ответить на два вопроса:

1) На какие рынки выведены продукты компании? Для анализа рынков используется соответствующий инструмент — классификатор конкурентности рынка (см. таблицу).

2) Требуется ли раздельное управление продуктами? В рамках системно-модульного подхода утверждается, что существует соответствие между типом рынка и организационной структурой, необходимой данному направлению.

таблица(Открывается в новом окне)

На стадии отсутствия рынка наиболее адекватным является чуткий маркетинг — выяснение вопроса о возможном направлении деятельности компании (продукте, рынке, сегменте, потребителе), формирование бизнес-идеи и определение подходящего момента для ее раскрутки.

На стадии формирования рынка целесообразно будет сделать акцент на отладку производства (закупок). Рынок находится в стадии формирования, спрос потребителя не удовлетворен. Другие занятия экономически неоправданны — у ворот очередь покупателей. Время производить (закупать). Реклама сводится к информированию.

На стадии экстенсивной конкурентное преимущество останется за тем, кто привлечет наибольшее количество покупателей. Пришло время заниматься эффективными продажами и отладкой каналов сбыта

На стадии интенсивной (тесно от конкурентов) следует выявить отдельные группы потребителей продукции. Продвижение обеспечивает сбыт. Пора продвигать продукцию. На стадии зрелости необходимо реализовывать индивидуальный подход к потребителю — бороться за каждого клиента. Надо лучше, чем конкуренты, удовлетворять потребности покупателя. Это дорого. Время улучшать обслуживание клиента.

Каждая из стадий задает свой стиль управления и требует применения адекватной конкретному направлению организационной структуры. Выбор совместного типа управления (как мы говорили выше, преимущество проектно-централизованной структуры состояло в возможности совместного управления всеми продуктами компании) продуктами, работающими на различных рынках, универсализирует («сплющивает») организационную структуру и тип управления. С этим, как правило, связана потеря рыночной мобильности и финансовой эффективности.

Результаты анализа и модель «как надо»

В результате проведенных работ (анализа «как есть» и проектирования «как нужно») стало очевидным, что проектно-централизованная модель, с одной стороны, снижает организационную, рыночную и финансовую эффективность реализуемых бизнес-процессов и тормозит запуск новых проектов. Продукты компании требуют раздельного управления и рыночной, а не функциональной группировки работ. С другой стороны, проектноцентрализованная модель в силу централизации совместно используемых подразделений позволяет существенно снижать затраты по отдельным продуктам и компании в целом, не умножая автономные технологические цепочки, а используя централизованную линию. Перед компанией встал непростой выбор: сформировать дивизионы и утратить возможность экономии за счет централизованного ресурса (соответственно, на некоторое время стать менее производительной и более затратной) либо сохранять проектно-централизованную структуру, быть недостаточно мобильной, утрачивать конкурентные преимущества (что опять-таки чревато утратой рыночных позиций и финансовой эффективности).

Заметим, что в такой ситуации компания может сохранять эффективное совместное управление с применением варианта сворачивания, что означает сосредоточение лишь на одном важнейшем рынке при одновременном сокращении направлений, заставляющих внедрять раздельное управление. Такой вариант также продумывался и был отвергнут как не соответствующий стратегии медиахолдинга. Решение этой непростой задачи пришло неожиданно — со стороны других инструментов менеджмента: управленческого учета, бюджетирования, внутреннего рынка и трансфертного ценообразования. Постановка управленческого учета и бюджетирования в центрах затрат, введение внутреннего рынка и трансфертного ценообразования позволили руководству компании провести «мягкую» дивизионализацию. Порядок обычной дивизионализации (которую можно назвать «жесткой») таков: после наделения полномочиями директоров дивизионов формируется отдельная дивизиональная структура. Мягкая дивизионализация также предполагает передач полномочий назначенным директорам (владельцам бизнес-процессов), но — при учете всех затрат по месту их совершения и доведении до их сведения плана по прибыли — у директоров бизнес-направлений появляется несколько альтернатив: сформировать весь процесс у себя в дивизионе, осуществлять покупку части процесса на внешнем рынке или на внутреннем — у директора другого дивизиона, коллективно (группой директоров дивизионов) управлять функциональным совместно используемым подразделением (см. рис. 3).

рисунок 3(Открывается в новом окне)


Такой ход позволил компании перейти, с одной стороны, к дивизиональной форме, а с другой стороны (пользуясь финансовыми инструментами), сохранить производительность проектно-централизованной структуры, удержав компанию от нецелесообразного (с точки зрения затрат) размножения подразделений. Известно, что дивизионализации обычно сопутствует увеличение затрат на формирование новых подразделений. Один из парадоксов дивизионализации с применением механизма внутреннего рынка состоял в том, что произошел «эффект отжима» и «вытеснения невостребованных функций» и затрат. Количество_персонала (при сохранении количества управляемых проектов и подразделений) и общая цифра затрат на услуги совместно используемых подразделений существенно уменьшились.

Журнал "Управление компанией"
12.01.2005 

12.01.2006



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2025, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов