Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Хобби хоббитов

Игорь Клоков заставил людей купить недешевый и совершенно новый товар, да еще на чужом языке

Игорь Клоков появился, как и положено, внезапно. Но я сам виноват, засмотрелся на разные яркие картинки, на фигурки и на плакатики: такие понятные каждому геймеру краски и сюжеты — гоблины, тролли. Такие вроде бы знакомые названия — Warcry, например: какой здравомыслящий человек не вспомнит компьютерную игрушку Warcraft? Любой вспомнит. Я уж не говорю про Властелинов колец, про Гарри Поттеров. Все это территория фэнтези. Некоторые читают фэнтези, те, что попроще, как я, скажем, с компьютером играют. А есть такие люди, которые воссоздают фэнтези с помощью карточек. Такие особенные люди покупают настольные коллекционные игры и, собираясь тревожными вечерами за столом на кухне или в ином культовом месте, ведут неспешные битвы между нечистью и светлыми силами.

Это специальные люди, это интеллектуальная элита игрового сообщества. Именно для таких работает компания «Саргона» и ее владелец Игорь Клоков, который появился неожиданно у меня за спиной. Я не в обиде, я готов.

Чужие
«Саргона» торгует настольными интеллектуальными играми. Как бы это объяснить...

Да как я могу это объяснить, если ничегошеньки не понял, даже прочитав внимательно правила, даже на русском языке. Нет, смысл в целом ясен: вот продаются всякие наборчики различных игр. Наборчики (сеты) — это карточки, красивые, с изображенными в фэнтези-стиле существами, полями и лугами. И инструкции на каждой карте— что может это существо или изображенная природа. И конкретные цифры — сила там, ловкость, магия. Вот купил ты такую колоду волшебных карт, пришел в специальное место, выложил на стол особым образом, в определенной последовательности, стратегически, значит, использовав ресурс этой колоды, и, получается, выиграл или проиграл.

Так я, в общих чертах, понял.

В частности же я ни черта не понял, но это уже совершенно не важно. Уверен, если сконцентрироваться, я тоже смогу постичь, просто сконцентрироваться на карточках с гоблинами нет времени. А может, это отмазка, про время. Так или иначе, я решил расспросить про все Игоря Клокова. Хотя еще до его почти бесшумного, а значит, по нашим временам, практически чудесного возникновения рядом со мной в офисе «Саргоны» на Сходненской улице, и, в общем, еще до начала разговора, просто заглянув в глаза Игорю, я понял, что дело это сложное, хотя и чрезвычайно интересное.

— Началось все году в 96-м,— эпически начал Игорь на мой стандартный и, в сложившихся обстоятельствах, бессмысленный вопрос.— Я по образованию инженер-компьютерщик. Всегда интересовался не только компьютерами, но и компьютерными игрушками. С момента их возникновения, когда это были еще текстовые ролевые игры.

Я кивнул, как бы вспомнив то время и те игры. Хотя сам ни разу в них не играл — слишком сложно, притом на английском.

— Всегда следил за новинками в этой области,— продолжал обстоятельный экскурс Клоков.— Причем мне всегда больше был интересен не сам игровой процесс, а то, как это устроено, по каким правилам строится игра. Так вот, кажется, именно в 1997 году мне попался диск знаменитой игровой компании Microprose (eе уже не существует, кажется) с игрой Magic: The Gathering, что можно перевести примерно как «Магия. Коллекционирование».

Я согласно кивнул. Microprose («Цивилизация», Unreal, например) я, конечно, знал, но о ее судьбе мне ничего не было известно.

Слова gathering в моем активном вокабуляре не было и подавно.

— На диске было описание игры, правила. В каком-то журнале про компьютерные игрушки прочитал, что Magic — очень сложная, но очень интересная игра, что миллионы играют в нее в США, Японии, Европе.

Мне это показалось любопытным. Я решил разобраться: выучил правила, расспросил знакомых за океаном, что это за штука. Они ответили, что лучше бы я не вникал: Magic — это наркотик. Но я пошел дальше.

Я связался с европейской фирмой, которая торговала игрой, и попросил прислать образец. Очень хорошо помню, когда пришла колода, произвело впечатление полиграфическое качество. Я даже расковырял одну карточку— проверял, на бумаге напечатано или на пластике.

Я вопросительно кивнул.

— На бумаге. Так вот, получил я эту колоду и задумался вот о чем. Если миллионы людей на разных континентах играют в эту игру, если они как заведенные покупают, коллекционируют колоды этой игры — значит, это не специфический менталитет американцев, которые придумали Magic, значит, наши граждане тоже легко должны подсесть на эту игрушку. И я решил попробовать вывести Magic на наш рынок.

Я кивнул удивленно.

— Согласен, риск большой. Хотя сначала я его не очень понимал.

Свои
— У меня к тому времени был некоторый опыт бизнеса — с компаньонами мы держали магазины, торговавшие компьютерным железом. Дело надежное, но очень жесткая конкуренция. Мне, честно говоря, показалось, что мое новое увлечение не противоречит нашему бизнесу, может быть, даже расширит границы этого бизнеса — тем более, что мы были первыми. Поэтому я вышел на производителей Magic, крупную компанию Wizards of the Coasts… Я удовлетворенно кивнул, я знал слово coast.

—…и после не очень продолжительной переписки, в ходе которой я доказал на основе своих бизнес-планов, что в России дело пойдет, мне дали испытательный срок. Фирма поставила первую партию товара. Это было, кажется, в июле 1998. Получил я эту партию и, конечно, призадумался. Сразу обозначились трудности предстоящего бизнеса, а именно: Первое. Игра на английском языке. Причем на сложном английском — и правила, и описания на карточках. Известно, в какой степени наши граждане знали и знают английский язык… Я согласно кивнул.

— А переводить на русский — это значит налаживать отдельное производство. Тогда это было просто нереально. Да и с точки зрения бизнеса неправильно. Второе — высокие цены. Хотя элементарный набор, базовая колода стоила недорого — три доллара, но чтобы нормально играть, надо накупить карточек не меньше, чем долларов на 100. В середине 90-х, если помните, это были серьезные деньги.

Я помнил.

— Да и теперь немалые.

Я кивнул, полностью соглашаясь.

— И третье. В России полностью отсутствует культура настольных игр. Ее не было и нет— я не беру в расчет советские настольные игры, когда надо бросать кубик и фишку передвигать на несколько кружочков вперед. «Магия» — это совершенно другой тип настолько игры, эта игра похожа на шахматы, только сложнее, в ней комбинаций больше. Вот такая задача: заставить людей купить недешевый и совершенно новый товар на чужом языке. Но вот так получилось, что я тем не менее отважился и начал этот бизнес. А мои компаньоны отказались. Я ушел из торговли компьютерами и полностью посвятил себя «Магии». Стартовый капитал составил $10 000.

Правила игры
— Пробная партия пришла в июле. Первым делом я, конечно, залезв интернет и провел разъяснительную работу на форуме FIDO.

Компьютерная публика— это ведь как раз целевая группа коллекционных игр: от 12 до 25, интеллектуально развитые, со знанием языка. Естественно, сначала я полностью копировал схему деятельности Wizards of the Coasts: мы должны были делать то же самое, но как бы в миниатюре. Впрочем, как то же самое? Ведь нам еще надо было объяснить согражданам, зачем им покупать наш продукт. Мы скопировали принципиальную схему, но действовали, как водится, в конкретных исторических условиях.

Это я прекрасно понимал, поэтому кивнул.

— А значило это, что мы не столько продавали игру, сколько ее пропагандировали, создавали условия для покупки игры. Это и реклама, и организация турниров, и создание клубов для игроков. В общем, если Wizards of the Coasts требовала от нас рекламного бюджета 12% от оборота компании, то мы тратили с самого начала и по сей день не менее 50%! Причем мы не даем обычной модульной рекламы — мы обязательно размещаем статью, в которой рассказывается об игре.

Разумеется, из-за нереально высокой стоимости рекламы сегодня мы ограничены в маневре.

Я кивнул удивленно, но с пониманием.

— Это значит, что все заработанные деньги мы тратим даже не на развитие предприятия, а на развитие среды, благоприятствующей торговле коллекционными карточными играми. Так было и так есть.

— Ну и как же вы живете?— не удержался я от вопроса.— Какова рентабельность бизнеса? — Если говорить честно, рентабельность близка к нулю. Но успехи бизнеса налицо.

Я кивнул. Машинально.

— Мы начали бизнес летом 98-го. Дефолт должен был оборвать наше дело, но не оборвал. Продажи первого года превзошли мои осторожные прогнозы — я укрепился в уверенности, что сделал правильный выбор.

Стало ясно, что нужно завоевывать рынки бывших стран СССР— Украины, Казахстана. Мы переехали из Питера в Москву… Да, я же не сказал, что все это в Питере начиналось. В Питере и магазины компьютерные были… Ну, если в Питере, тогда понятно, это многое объясняет. Я, разумеется, кивнул.

— Так вот, работать со странами СНГ можно только из Москвы — поэтому мы и переехали.

Я еще раз кивнул, мне не жалко. Я родился в Москве, я знаю преимущества этого города.

— В 1999-м открыли первый в стране клуб интеллектуальных настольных игр «Саргона» и стали официальными дистрибуторами Wizards of the Coasts на территории России, Украины и Белоруссии. Потом открывались другие клубы, у других людей, но с нашей помощью. Мы стали проводить национальные и международные чемпионаты по нашим играм. К тому времени торговали уже не только классической «Магией», появились карточные покемоны, Star Wars, Dungeons & Dragons, War Cry… В октябре 2002 года новый, важнейший этап — выход на рынок первой русскоязычной колоды популярной игры Warhammer 40 000. Сегодня мы продаем уже несколько переведенных на русский игр, на рынке есть и оригинальные русские игры.

Ав сентябре в Москве состоится знаковое событие — выход культовой Magic: The Gathering на русском языке. Приедут все ключевые фигуры этого игрового мира— руководители Wizards of the Coasts, чемпионы мира по «Магии». Можно сказать, круг замкнулся.

Главное — это дети
— Игорь, а вот вы ведь сказали, что и аудитория у вас в основном из компьютерного мира, рекламу вы даете в журналах, посвященных компьютерным игрушкам, тема вашего продукта — фэнтези… А чем ваши карточки лучше компьютерной игры в жанре РПГ или стратегии какой-нибудь? Той же War Craft или Morrowind? Не говоря уж про то, что и Гарри Поттер, и Властелин колец есть в виде компьютерной игры. Да и конкурировать с компьютерными играми сложно — там музыка, анимация, машина за тебя рутинные расчеты делает.

— Так смысл коллекционных игр в этом и состоит… Тут две важные вещи — во-первых, нужен интеллект. Во-вторых, приходится общаться, когда играешь. Ты общаешься в кругу семьи — на любительском уровне можно с мамой-папой играть, ты вынужден общаться в клубе, на турнире. Я в какой-то момент обнаружил, что моя компания занимается социальной адаптацией подростков — основных участников игр, главных наших покупателей.

Коллекционная карточная игра развивает, учит человека мыслить логически. Она обучает игрока и тогда, когда он, например, объясняет новичку правила игры. До последнего времени, чтобы играть, надо было неплохо знать английский. То есть совершенно бесплатно мы взяли на себя и государственные функции по социальной адаптации подростков. Сейчас мы этим пытаемся заниматься более осмысленно и системно— создали общественную организацию и вошли в некоммерческое партнерство «Город детства».

Я дежурно кивнул. Но не удержался, переспросил: — Ну а как же бизнес? Вы, ваша компания вывели на рынок совершенно новый продукт, стимулировали возникновение других российских и нероссийских фирм, которые занимаются смежным бизнесом,— а вы говорите, что едва сводите концы с концами. Парадокс какой-то.

— Может быть, и парадокс, но мне это интересно. Наверное, оправдались опасения моих знакомых, которые отговаривали от этого дела... Во вторых, я приобрел и продолжаю приобретать ценнейший бизнесопыт — опыт по выживанию компании.

Мыпоставлены в такие условия, что не имеем права на ошибку. Любой просчет действительно может поставить все дело под угрозу. И потом, надо учитывать все-таки, что наш, российский рынок еще очень мал по сравнению с мировым — всего полмиллиона долларов, по моим оценкам. Если не ошибаюсь, объем только германского рынка «Магии» где-то на уровне $15 млн (в розничных ценах). То есть у этого рынка и у нашей компании прекрасные перспективы: мой российский прогноз — рост за 5 лет в три раза.

Я согласно кивнул. Потому что понял, как использовать полученные от Игоря Клокова знания. Есть у меня одна подружка, любительница Гарри Поттера и разных там властелинов колец. С головой ушла во всяких эльфов, магов и маглов — даже в кино ее не вытащишь. Надо ей подбросить идею этой карточной игры — того и гляди, повидаемся, перебросимся парой карт, досуг свой обустроим, поговорим. А там, глядишь… Надо, надо скорее учить правила игры.

Что такое «Саргона», я даже и не стал спрашивать у Игоря — да ну ее, и так теперь забот хватает…

НИКОЛАЙ ФОХТ

Деловая газета "Бизнес"

24.08.2005



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов