Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

"Сначала у меня была бригада из 10 человек"

Что движет предпринимателем, когда приходит успех и сделано все, о чем мечталось на старте? Об этом - в интервью Елены Ткаченко с основателем и генеральным директором строительного концерна "Крост" Алексеем Добашиным

"Мы все делали вопреки обстоятельствам"

В 1990 году начальник участка Московского управления объединения "Союзспортстрой" Алексей Добашин решил, как тогда говорили, "пошабашить". Идея была простой: собрать толковых мужиков и начать работать на себя. Так появился на свет кооператив "Кровля и строительство" - сокращенно "Крост".
Какое-то время личный бизнес и "Союзспортстрой" существовали в жизни Добашина параллельно. Официальная работа не всегда радовала высокими заработками, но помогала заводить полезные знакомства в государственных структурах Москвы. Их заказы и сделали имя "Кросту". В 1992-1997 годах компания Добашина реконструировала ряд административных зданий. И хотя большой прибыли бюджетные проекты не принесли, они стали хорошим заделом на будущее. А в 1997 году Добашин построил свой первый жилой дом - неподалеку от Павелецкого вокзала.
Сегодня на счету концерна "Крост" почти 200 возведенных с нуля и рекон-струированных зданий. Только в прошлом году он ввел в строй 120 тыс. кв. м площадей. Но oснователь "Кроста" по-прежнему работает до 18 часов в сутки. А в отпуске не был 14 лет, с того самого момента, как у него появилось собственное дело.
- Знаете, о чем я мечтаю? - начал Алексей Добашин наш разговор, состоявшийся поздно вечером в офисе "Кроста". - О том, чтобы молодежь, которая открывает свой бизнес, научилась находить время на отдых. Для меня успешная предпринимательская деятельность - это прежде всего нервы, седые волосы и огромный труд.
- Но одного трудолюбия мало для успеха. Что еще нужно?
- Знания, опыт старших.
- Кто был вашими учителями?
- Меня многому научил Владимир Иосифович Ресин (первый заместитель мэра Москвы, руководитель строительного комплекса столицы - "СБ"). С ним я знаком еще со времен "Союзспортстроя". Стараюсь перенять его умение идти на компромиссы, порой договариваться себе в убыток (если дело того требует!). Это труднейший навык - гибкость…
А главное - Ресин научил меня порядочности. Задача номер один любого руководителя - вовремя платить людям достойную зарплату. Ведь наше благополучие создается теми, кто сам себя кормит. Для "Кроста" это люди, которые работают на линии, наши рабочие. Им я говорю "спасибо". На них опираюсь.
- У вас были такие ситуации, когда не удавалось выплатить вовремя зарплату?
- Два раза. В 1998 году, после дефолта. И еще раньше, в 1996 году, во время выборов президента Ельцина. Трудные были времена. Объемы работ сократились, техника встала. 70% водителей с московских строек я вообще отправил в отпуск. Они сидели дома, получая две трети от зарплаты. И никто не ушел!
- А заказчики вам вовремя платят?
- Только в 20% случаев деньги приходят вовремя. Впрочем, при моих оборотах это не так страшно.
Вообще, я убежден: нужно генерировать добро, не рассчитывая на благодарность. Потому что, скорее всего, вы ее и не дождетесь. Могу привести пример: в детстве вас качали в коляске, а рядом росло дерево, летом под ним было прохладно, хорошо. Но ни ваша мама, ни вы не знали, кто это дерево посадил. И не могли сказать этому человеку "спасибо". И это нормально. Деревья нужно просто сажать, не думая, что через много лет вас кто-то отблагодарит за это. Нужно делать свое дело каждый день. И не давать загубить его. Добро должно быть с кулаками.
- Часто кулаками приходилось работать?
- Когда я начинал, мы делали все вопреки обстоятельствам. И тысячи предпринимателей скажут то же самое. Недавно я беседовал с почтенными людьми, еще советской закалки, и один из них мне сказал: "Раньше мы думали: только бы чем помогали". А сейчас думаешь: лишь бы не мешали. Например, приезжает на стройку экологическая милиция. Видит: чуть-чуть ободрана кора на дереве. И это могут признать ненадлежащим сохранением природного фонда, могут штраф наложить, по судам затаскать.
Когда я только начинал свой бизнес и у меня была бригада всего из десяти человек, мне хотелось доказать, что русские умеют строить. Такая вот была детская цель. Но потом, с опытом, она трансформировалась в нечто большее… Хотя романтика, конечно, остается в любом возрасте, даже сейчас я смотрю на свою работу сквозь розовые очки. Это помогает радоваться жизни и не обращать внимания на локальные трудности, которые были, есть и останутся.
- Во что же трансформировалась ваша цель?
- Она расширилась. Теперь моя цель - воспитать смену, молодежь. Я считаю, что нужно поднять материальный уровень двадцатилетних, тридцатилетних. У молодых должны быть деньги, чтобы, например, поехать на субботу и воскресенье посмотреть строительную выставку в Копенгагене. Я начинаю осуществление этой цели со своих рабочих, своих сотрудников. Многие наши ребята учится в институтах, и компания им в этом помогает. На обучение в "Кросте" затрачиваются немалые средства.

"Проникнуть в будущее"

- Многие российские предприниматели до сих пор важнейшие решения принимают интуитивно. Вы доверяете своей интуиции?
- Я больше доверяю знаниям и опыту: это 95% правильного решения. На интуицию полагаться нельзя, это ненадежно. Она должна, конечно, присутствовать, но лучше, чтобы ее было меньше. Принимать интуитивные решения можно себе позволить только несколько раз в год, в качестве небольшого праздника.
- А было такое?
- Конечно. Например, я купил за $12 млн. два завода по производству коллекционной тротуарной плитки. Мы строим жилье для среднего класса, и я интуитивно уверен, что этим людям во дворе нужна коллекционная плитка, потому что каждый мечтает иметь дом, который выглядит оригинально. Убежден, что решение заняться производством плитки правильное, хотя опыта работы с такими стройматериалами у нас пока нет.
В 1998 году, сразу после дефолта, интуиция подсказала мне, что необходимо потратить $2 млн. на современное французское оборудование. Именно оно позволило "Кросту" первым в России реализовать метод скоростного монолитного строительства. Риск был очень большим: никто не знал, как быстро восстановится страна после кризиса. Но я рискнул. Оборудование окупилось через год-два.
- Что это было за оборудование?
- Так называемая тоннельная опалубка. При ее использовании одновременно заливаются бетоном стены и перекрытия. Качество поверхностей стен получается выше, скорость работы - тоже.
Эта технология, как локомотив, все потянула за собой: пришлось развивать вертикальный транспорт на стройке, укреплять дисциплину. Мы впервые составили такой график работы строителей, где все этапы работ рассчитаны даже не по часам, а по минутам. В результате этаж мы стали делать за трое суток, а обычно такая работа занимает дней пять-семь. Новая технология требовала и новых знаний. Чтобы освоить оборудование, мы ездили учиться во Францию и в США. И все же, чтобы сделать этот шаг, мне потребовалось не просчитать ситуацию, а интуитивно проникнуть в будущее.
- А этому можно научиться? У вас есть рецепт?
- В строительном бизнесе важно видеть весь процесс в целом. Быть стратегом. Для этого необходимо не только разбираться в своем деле, но и постоянно изучать смежные области. Это нам заложили еще в Московском инженерно-строительном институте. Как только ты замыкаешься внутри одной специальности, считай, что вынес себе приговор. Изучил строительство - изучай архитектуру. Изучил архитектуру - изучай функции технического заказчика. Постоянно расширяй круг своих знаний.
- Что вы делаете для этого в своей компании?
- Для всех сотрудников установлено обязательное посещение выставок, конференций. Категорическое требование - повышение квалификации. Круг познания так парадоксально устроен, что чем больше ты знаешь, тем чаще соприкасаешься с неведомым. Но при этом знания, находящиеся в центре круга, сильнее закрепляются и обогащаются.
Именно поэтому я привлекаю к проектам, которые реализует компания, крупных иностранных специалистов: архитектора Рема Колхаса, ландшафтного архитектора Марту Шварц. Чтобы хорошо строить, надо использовать опыт разных культур. Глупо надеяться, что монокультура родит что-то гениальное. Она замыкается и съедает сама себя.
Америка почему сильна? В этой стране соединились все культуры. Важно применять этот принцип и в результате слияния различных культур - мексиканской, английской, китайской, русской - добиваться грандиозных изменений.
Или, скажем, я собираю разные старые инструменты - молотки, стамески, гвозди. Знаете, почему? Инструменты вобрали в себя знания и навыки многих поколений. У нас уже целый музей, даже специалисты из Третьяковки к нам приезжали.
- В каких сферах знаний, которые не относятся напрямую к строительству, вы хорошо разбираетесь?
- В математике, в философии - царице всех знаний. Мне близко учение Гегеля, например. Такие законы и принципы, как переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, закон отрицания отрицания.
- А как на работе это отражается?
- Ну, возьмем борьбу противоположностей: с возрастом вы начинаете понимать, что после белой полосы непременно наступает черная. Вся жизнь состоит из удач и промахов. Закон отрицания отрицания проявляется в умении идти на компромисс: ты имеешь право сегодня сказать, что вчера был неправ, хотя тогда искренне верил, что был неуязвим. А переход количества в качество - это как раз тот процесс, когда ты обретаешь новые знания. Как только остановишься на пути расширения своего круга познания, ты превратишься в палочку штрих-кода и никому не будешь интересен. Но для того, чтобы использовать свои знания, нужна некоторая дерзость.
- Почему?
- Потому что, предлагая новое, ты нередко разрушаешь правила, устоявшиеся за многие и многие годы. Когда я работал в "Союзспортстрое", заметил, что обычную миллиметровую бумагу для черчения использовать не-
удобно. Расстояние между линейками на ней - пять миллиметров. А когда шаг составляет семь миллиметров - чертить одно удовольствие. Дело в том, что в природе существует определенная закономерность - золотое сечение. Все, что соответствует этому принципу, для человека удобно и гармонично. Вот семимиллиметровка как раз соответствует правилу золотого сечения, на ней удобнее всего писать, рисовать, чертить. Эффективность использования бумажного листа повышается на 30%. Я специально считал.
Сперва сам чертил на новой миллиметровке и стеснялся рассказывать коллегам, как это удобно. Для такого шага было необходимо немного "обнаглеть", вырасти… Теперь время пришло: мы в "Кросте" используем тетрадки и бумагу для черчения с расстоянием между линейками в семь миллиметров.

"Люблю работать руками"

- Многие, развивая бизнес, опираются на близких друзей. А как у вас?
- Мои главные партнеры - рабочие-строители. С коллегами по работе скорее товарищеские отношения, чем дружеские. Друзья у меня, конечно, есть, но они не работают со мной.
- Если бы обстоятельства заставили оставить бизнес, чем бы тогда занялись?
- Ушел бы в шабашники. Ответственно заявляю. Помните, в советское время многие инженеры подрабатывали в совхозах, колхозах? Строили по субботам и воскресеньям коровники и свинарники. Я тоже так строил. Шабашил. И с удовольствием снова стал бы работать руками. Люблю стройку, мне это нужно.
- А сейчас, если видите, что рабочий "криво" кирпич кладет, не подмывает показать, как правильно?
- Нет. Я три слова скажу - и человек все прекрасно поймет. Три хороших русских слова порой удивительно эффективно работают. Если надо, я умею сказать так и таким тоном, как на стройке все разговаривают.
- Не боитесь уронить свой авторитет?
- Знаете, есть хорошая поговорка: одежда монаха не делает. Главное, что в душе ты монах. Вот и у нас: если мы в галстуках, за столами, в кабинетах - это еще не значит, что мы предприниматели настоящие…


ЕЛЕНА ТКАЧЕНКО
16.06.2004  Журнал "Свой бизнес"

16.06.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2021, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов