Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Конкуренция: наш ответ иностранцам

Приход на отечественный рынок крупного иностранного игрока - страшный сон предпринимателя. Но ситуация не безнадежна. Опыт российских компаний показывает: с "заморскими" компаниями можно и успешно соревноваться, и плодотворно сотрудничать.

Приход на отечественный рынок крупного иностранного игрока – страшный сон предпринимателя. Но ситуация не безнадежна. Опыт российских компаний показывает: с «заморскими» компаниями можно и успешно соревноваться, и плодотворно сотрудничать.

Поле боя

Как бы мощно ни фонтанировали идеями лидеры молодых российских компаний, совершенно очевидно: лобовое столкновение с грандами мирового бизнеса не сулит им ничего хорошего. В арсенале известных зарубежных компаний – огромные финансовые ресурсы, новейшие технологии, филигранные методы менеджмента. Поэтому главной задачей россиян, сталкивающихся на одном рынке с многоопытными иностранцами, становится поиск правильной стратегии, позволяющей максимально задействовать все свои конкурентные преимущества.

– Для иностранцев в России наиболее интересны рынки с большой емкостью и платежеспособным спросом, например рынки массовых товаров и услуг. Они стремятся строить бизнес, который поддается масштабированию и обладает потенциалом для быстрого роста, – описывает основные зоны «боевых действий» бизнес-аналитик консалтинговой компании «Про-Инвест Консалтинг» Наталья Аразова. – И, конечно, борьбы не избежать на тех рынках, где отечественные производители были неконкурентоспособными в с советские времена. Это, к примеру, производство продуктов питания, напитков, одежды, обуви.

Часто иностранцев привлекает не весь рынок целиком, а лишь его самые лакомые сегменты. Взять, к примеру, рынок страхования, где в ближайшие годы ожидается обострение конкурентной борьбы.

– Едва ли крупные зарубежные игроки, которые придут в Россию, проявят интерес к потребительскому страхованию, той же обязательной автогражданке, – считает руководитель аналитической группы Всероссийского союза страховщиков Эдуард Гребенщиков. – Скорее всего, иностранцы займутся страхованием дорогих иностранных автомобилей, продаваемых через салоны официальных дилеров, или будут работать в области так называемых тяжелых рисков. Скажем, начнут страховать своих клиентов от раковых заболеваний. В отличие от россиян они владеют в этой области всеми необходимыми методами диагностики, статистической информацией.

Показательна с этой точки зрения и ситуация на туристическом рынке, основными игроками которого являются агентства, продающие туры в розницу, и туроператоры – оптовики, создающие этот продукт. Если среди агентств фирм с иностранным капиталом нет вообще, то среди тур-операторов в последние годы развернулась жесткая конкуренция между «нашими» и «не нашими».

– Около 70% операторов, работающих в России, – это иностранцы, – рассказывает директор по франчайзингу сети «Магазин горящих путевок» Владимир Четверкин. – Это турецкие компании «Пегас», «Мострэвел», немецкие ITS, TUI. Они продают в России свой стандартный продукт – те же отели, авиарейсы, экскурсии, что и в других странах мира. А создавать свою сеть по продаже путевок, работать с конечным потребителем им не интересно из-за малых объемов российского рынка. Ведь у нас отдыхает за рубежом всего 1-2% населения, в отличие от той же Германии, где заядлых путешественников около 70%.

Безопасная зона

По идее, более безопасно могут себя чувствовать отечественные компании, позиции которых защищены государством. На авторынке – это повышенные таможенные тарифы на ввоз зарубежных машин, на страховом – ограничение доли иностранных компаний в целом (по закону суммарный капитал западных страховщиков в России не может превышать 25% от капитала всех страховых компаний).

Сложнее работать иностранцам и там, где они сталкиваются с естественными монополиями или мощной бюрократической машиной. К примеру, если бизнес связан с отправкой грузов по российской железной дороге или строительством.

Однако по-настоящему сильных зарубежных игроков эти препоны не останавливают. Для них не составляет большой проблемы найти форму собственности, при которой им можно было бы с минимумом издержек работать в России. К примеру, крупнейшая в мире американская компания по страхованию жизни AIG Life делала успешный бизнес в нашей стране еще за много лет до того, как в 2003 году у нас был принят закон, разрешающий иностранцам официально работать в этой области страхования.

– После того как двери зарубежным страховщикам на российский рынок были официально открыты, по сути, ничего не изменилось, – рассказывает Эдуард Гребенщиков. – Они и раньше приходили в Россию, становясь акционерами отечественных компаний или приобретая небольшие отечественные фирмы – своего рода «юридическую оболочку» для бизнеса. Принятие закона было принципиально только для очень крупных компаний, которые ждут полной юридической ясности. Однако, принимая решение – работать или не работать в России, они будут ориентироваться на другие вещи, в частности на спрос на страховые продукты. Сейчас в России он мизерный по сравнению с европейскими странами и Америкой. Поэтому многие зарубежные «монстры» пока занимают выжидательную позицию.

Что касается такого преимущества российских компаний, как знание рынка, умение работать с чиновниками и представителями естественных монополий, – оно тоже весьма сомнительно. Как показывает практика, крупные международные корпорации предпочитают ставить во главе своих российских представительств местных менеджеров, наработавших уже немалый опыт практического бизнеса. К примеру, российское отделение ITS – крупнейшего немецкого туроператора, пришедшего в Россию в прошлом году, возглавил бывший владелец российской компании «Золотой век», оператора по Египту, Индии и некоторым другим странам.

К тому же, как считают многие эксперты, не за горами вступление в ВТО, которое отменит большинство формальных преград. Что же смогут тогда российские компании записать в свой актив, позволяющий соревноваться с иностранцами на свободном конкурентном поле?

Брэнд крепчает в борьбе

Интересная ситуация сложилась в области производства продуктов питания и товаров народного потребления. Главный инструмент большинства российских компаний – это собственный известный брэнд. Но его для успеха недостаточно.

По мнению Натальи Аразовой, работающей с некоторыми подобными компаниями, главная проблема, ослабляющая их позиции в конкурентной борьбе, – это позиционирование:

– Сейчас многие промышленные предприятия болезненно пытаются найти свое место между двумя группами конкурентов. С одной стороны, им приходится конкурировать с компаниями из Западной Европы и Америки, выпускающими брэндированные товары высокого качества. Как правило – это очень серьезные соперники. Выходя на любой рынок, они почти всегда метят в пятерку лидеров. С другой – игроки из Китая и Юго-Восточной Азии, которые предлагают чаще всего небрэндированные, менее качественные, чем у россиян, но более дешевые товары. Азиаты значительнее мобильнее отечественных предприятий, они быстрее адаптируют продукцию под нужды потребителя. И эти две группы конкурентов одинаково опасны для наших компаний.

В такой ситуации главная задача российских предприятий – осознать свое «срединное» позиционирование и попытаться извлечь из него пользу. Однако сделать это удается не всем.

– Стратегический фокус большинства отечественных компаний размыт, – полагает Аразова. – Они действуют стихийно, собирая в своем портфеле продукты, нацеленные на разные группы потребителей, что неэффективно с точки зрения маркетинга, делает их неповоротливыми в противоборстве с иностранцами, и постепенно они уступают свои позиции на рынке.

Помимо правильного и четкого позиционирования, козырем в конку-рентной борьбе становится качество управления.

– Исследования показывают, что в последнее время приверженность потребителей к брэндам снижается, известные марки умирают тысячами, ноу-хау быстро копируются, – говорит Аразова. – Это значит, что наиболее очевидных маркетинговых методов недостаточно для успешного конкурирования – конкуренция идет за счет более мелких факторов, которые достигаются только благодаря высокому качеству управления. Победит на рынке тот, кто построит наиболее эффективную систему управления. Российские руководители не уступают иностранцам в лидерских качествах, смекалке, харизме, бизнес-интуиции, но они чаще всего отстают во всем, что касается «приобретаемых» менеджерских навыков – использования современных инструментов управления, планирования, контроля. Они «рулят» бизнесом интуитивно.

Неудивительно, что самое лучшее управление, вполне сопоставимое с западным, сейчас можно встретить именно на предприятиях, действующих на высококонкурентных рынках: производство продуктов питания, мебели, сектор товаров и услуг для бизнеса. Острая борьба заставляет быстро осваивать новые методы.

Наличие брэнда, правильное позиционирование, современное управление – именно эти технологии бизнеса вывели вперед российские предприятия, лидирующие на своих рынках. Такова компания «Шатура» – национальный игрок № 1 по продажам мебели. С одной стороны, ей приходится конкурировать со шведской компанией IKEA, обладающей известным брэндом, отлаженной системой логистики и технологиями продаж. С другой – с более дешевыми, небрэндированными товарами мелких российских фабрик. Успех «Шатуры» заключается в том, что она закрепилась в среднем сегменте рынка – создала исчерпывающий ассортимент продукции для среднего класса: спальни, детские, гостиные, кухни. В начале девяностых эта компания одной из первых среди российских мебельщиков создала брэнд. Это позволило ей не только добиться узнаваемости среди покупателей, но и с минимальными издержками развивать региональную сеть с помощью системы франчайзинга. А поддерживать необходимый уровень цен «Шатуре» удалось во многом благодаря построению вертикально интегрированного холдинга.

Успешно конкурируют с иностранцами на рынке мороженого российская компания «Талосто» (основной конкурент – Nestle), пивоваренная компания «Тинькофф» (основной конкурент – Sun Interbrew), разработчик антивирусных программ «Лаборатория Касперского» (основной конкурент – компания (Micro-soft), парфюмерно-косметическая компания «Концерн Калина» (конкуренты – Nivea и L’Оreal).

Однако на некоторых рынках глобальная победа зависит от успеха на более узких участках конкурентной борьбы. К примеру, прочность позиций игроков на том же рынке туроператоров зависит в первую очередь от цены на конечный продукт.

– Зарубежные туроператоры теснят отечественных благодаря гигантским объемам заказов, которыми обеспечивают их многочисленные офисы, расположенные в различных странах мира, – рассказывает Владимир Четверкин. – Такие компании имеют возможность еще до начала сезона полностью выкупать гостиницы на курортах, бронировать самолеты. И российские операторы, работающие на массовых направлениях, никаких обходных маневров предпринять в этой ситуации не могут. Они выиграют только при условии, что будут точно так же наращивать объемы продаж, заключать эксклюзивные договоры с гостиницами, поднимать в воздух собственные самолеты. Ведь чем больше опт – тем ниже стоимость каждой конкретной путевки.

Как понравиться соотечественникам?

Не менее сложно россиянам найти свое место на рынках, где иностранцы изначально выступают законодателями мод. Взять, к примеру, рынок аудиторских услуг, на котором наиболее уважаемыми компаниями считаются аудиторы так называемой «большой четверки». Или рынок рекламы, где примерно 75% всех продаж обеспечивают международные сетевые агентства. Но и здесь есть успешные российские компании, нашедшие свой путь и выработавшие уникальные конкурентные преимущества.

Одно из таких предприятий – агентство коммуникаций Magic Box, начинавшее как небольшая рекламная фирма и обслуживающее сегодня примерно 50 клиентов, среди которых «Сибнефть», СК «ВСК», «Собинбанк», издательство «ЭКСМО».

Как отмечает владелец агентства Олег Лещук, в прошлом году конкуренция на этом рынке, особенно в области создания рекламы, еще больше ожесточилась.

– Безусловно, таким компаниям, как наша, бессмысленно бороться за крупных иностранных клиентов, – говорит Олег Лещук. – В России они работают с представительствами тех же агентств, которые обслуживают их по всему миру и связаны с ними долгосрочными контрактами. Поэтому российские рекламщики борются в основном за российских заказчиков, часть из которых тоже отдает предпочтение нашим иностранным конкурентам.

Российских клиентов можно поделить на три группы. Первая доверяет только иностранцам. Самые распространенные аргументы таковы: у сетевиков работают высокопрофессиональные креативные и медийные команды, которые в курсе всех современных тенденций в области рекламы благодаря постоянной связи со штаб-квартирой агентства, находящейся в Европе или Америке. Однако, на самом деле, ведущие отечественные агентства, в том числе и наше, уже давно почти наполовину укомплектованы специалистами, получившими опыт в сетевых компаниях. А на иностранцев в России работают те же российские менеджеры и дизайнеры.

Однако другая группа российских клиентов считает тарифы сетевиков завышенными и принципиально сотрудничает только с россиянами. И еще одна большая группа отечественных предприятий проводит между своими подрядчиками тендеры, для участия в которых приглашает и российские, и иностранные рекламные агентства. Вот за таких заказчиков и разворачивается самая острая борьба. И агентству Magic Box удается в ней побеждать. Например, в прошлом году оно выиграло тендер с участием одного очень уважаемого сетевого агентства на создание рекламы для группы компаний «Капитал».

Но так было не всегда. Как считает Олег Лещук, он сделал три основных шага в борьбе за зарубежных клиентов, позволяющих теперь Magic Box конкурировать с зарубежными сетевиками. Во-первых, он приблизил структуру своего агентства к структуре крупных иностранных компаний и сформировал так называемое агентство коммуникаций, которое не только создает рекламные тексты и ролики, но и способно полностью выстроить стратегию развития брэнда, провести рекламную кампанию, используя все необходимые медианосители, организовать для заказчика кампании по PR и Sales promotion. По сути, это уменьшенная модель горизонтально интегрированного холдинга, которые создают зарубежные рекламные игроки. Такой подход позволяет предоставлять клиентам полный спектр услуг и удерживать их по мере развития брэнда и появления новых потребностей.

Во-вторых, в Magic Box сформировалась сильная команда – 60 человек, лояльных своей компании. По словам Лещука, это связано с конкурентоспособной заработной платой, выгодной для сотрудников системой премиальных и определенного рода творческой свободой, демократичной обстановкой внутри агентства.

И, в-третьих, как выразился владелец Magic Box, в его компании существует «многофункциональная система опеки» клиентов.

– Предприниматель, обратившийся в российское агентство, общается с его первыми лицами, в нашем случае – со мной, – говорит Лещук. – Бывает, что клиенту срочно нужно проконсультироваться по какому-то вопросу, порой даже не напрямую связанному с нашим контрактом. И он звонит мне. Кроме этого, мы помогаем заказчикам рекламы расширять бизнес с помощью наших профессиональных контактов, «лоббируем» их интересы. Например, одному помогли выйти в нужный регион благодаря моим личным связям в местной администрации, а другому – поучаствовать в очень важном для него тендере. Отношения же между заказчиком и международным сетевым агентством, как правило, не выходят за рамки формального договора.

Взаимовыгодные союзы

Но позиция по разные стороны баррикад не всегда самая эффективная. Для того чтобы получить доступ к зарубежным технологиям и возможность работать с более взыскательными клиентами, многие российские фирмы вступают в альянсы с иностранцами.

Подобных союзов можно насчитать сотни. Например, российская аудиторская компания «Пачоли» недавно объединилась с международной аудиторской сетью Nexia International.

– За последние годы тенденции развития рынка аудита и консалтинга таковы, что все чаще происходит слияние средних российских и крупных зарубежных компаний в аудиторско-консалтинговые группы путем создания национальных сетей, – рассказывает генеральный директор компании «Нексия Пачоли Мариллион» Светлана Романова. – В этом случае отечественная компания приобретает международный статус, а предоставляемые ей услуги – международное признание. Так появляются фирмы с «двойными» именами, например «БДО Юникон», «РСМ-Топ-Аудит», «Бейкер Тилли Русаудит», наша компания.

Такие компании очень привлекательны для российских клиентов. С одной стороны, их расценки значительно ниже, чем предлагают члены «большой четверки», и в то же время, они работают по международным стандартам финансовой отчетности, а значит, могут выдавать аудиторские заключения с международным признанием.

Фирмы, желающие приобрести подобные возможности, но остаться независимыми, могут вступить в отраслевые ассоциации. Например, Magic Box является членом международной сети независимых рекламных агентств ICOM.

Тем же компаниям, для которых подобные союзы не представляют интереса, стоит тщательно готовиться к бою, занимая лучшую диспозицию. Бороться есть за что. Вряд ли бы успешные иностранные фирмы привлек рынок, на котором нельзя хорошо заработать.


Мария Зуева
11.02.2004  Журнал "Свой бизнес"

11.02.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов