Интервью с генеральным директором ООО «Центр Дистрибуции Прессы» группы компаний «Логос» Дмитрием Гранкиным
Позиция договариваться – это позиция слабого
На рынке распространения печатной продукции назревает передел – различные издательские группы и компании по распространению стремятся заполучить как можно большую долю рынка, который экспертами оценивается в 700-800 млн долларов в год. По мнению гильдии распространителей печатной продукции, усиление одних и ослабление других компаний способно повлечь за собой и передел рынка СМИ. Одним из проявлений новых тенденций на рынке стал конфликт между группой компаний «Логос» и ИД «Бурда» за право распространения прессы в сети «Седьмой континент» (RBC daily писала о нем в конце августа). О происходящих на рынке распространения СМИ изменениях свою точку зрения RBC daily высказал генеральный директор ООО «Центр Дистрибуции Прессы» группы компаний «Логос» Дмитрий Гранкин.
- Дмитрий Евгеньевич, у всех на слуху скандал из-за смены сетью «Седьмой континент» поставщика печатной продукции, в результате которого с вашей компанией был разорван контракт? Вы может пояснить, что там произошло?
- С «Седьмым континентом» мы плодотворно работали в течение четырех лет, всегда считали эту сеть наиболее продвинутой в Москве с точки зрения внедрения западного опыта и наших креативных разработок. Все наши новые программы и технологии мы внедряли через «Седьмой континент». Мы вместе пережили дефолт. А сейчас сложилась довольно странная ситуация, когда нам было заявлено, что появился другой участник рынка.
- Другой участник?..
- Компания «Пресс-экспо», принадлежащая в равных долях издательскому дому «Бурда» и Independent Media. Они, как нам было заявлено, предложили кардинально иные условия, которые нам и было предложено повторить. Если бы мы согласились на них, то договор с нами был бы перезаключен. Однако, рассмотрев эти условия, мы пришли к выводу, что они принесут нам прямые убытки, и отказались.
- И что же вам предложили?
- Снизить цену поставки и принять участие в маркетинговых фондах «Седьмого
континента», а также сократить ассортимент. Мы должны были об этих условиях объявить издателям, и не думаю, что они обрадовались бы. Финансовой возможности участвовать в развитии «Седьмого континента» у нас нет, политического интереса тоже, поскольку мы занимаемся не политикой, а бизнесом, и руководствуемся только экономической целесообразностью. Мы отказались, а «Пресс-экспо» стало работать на предложенных условиях.
- В прессе появлялись публикации, в которых шла речь о том, что «Пресс-экспо» переманивает у вас топ-менеджеров. Это соответствует действительности?
- Да, в порядке хед-хантинга были «вышиблены мозги». От нас действительно ушел человек именно в эту компанию. Я не знаю, какими путями его удалось переманить, очевидно, что были предложены принципиально другие условия, но я не считаю это незаконным.
- Это нанесло вам какой-то ущерб?
- Ушла ключевая фигура, унесла с собой определенную информацию, которая являлась собственностью компании. Но я не думаю, что это способно нанести какой-то уж очень большой ущерб. Хотя неприятно.
- Скажите, это частный конфликт между «Логосом» и «Пресс-экспо», или можно говорить о начавшемся переделе рынка?
- «Пресс-экспо» предложило явно заниженные цены. Они могут это сделать, потому что их распространительский бизнес дотируется за счет прибыли издательского бизнеса. В «Логосе», например, издательская и распространительская ветка отделены друг от друга, и никакие дотации здесь невозможны. Каждый зарабатывает свою прибыль самостоятельно. А издательства Independent Media и «Бурда», имея огромные рекламные поступления, сегодня могут дотировать собственную распространительскую ветку. Единственное, чего я не понимаю – это целей «Седьмого континента». У меня есть достоверная информация о том, что после смены поставщика у них упала доходность этой части бизнеса. Сеть сама признает, что они только потеряли от этой замены. Между прочим, сейчас мы продолжаем встречаться с их представителями в поисках пути возобновления сотрудничества, – они недовольны тем, что потеряли контроль за товародвижением, доходом и оборотом.
- Кстати, в какой стадии находится конфликт сейчас? Вам удалось поделить сферы влияния?
- Я ни с кем ничего делить не собираюсь. Позиция договариваться – это позиция слабого. Я не считают себя слабым. Делить этот рынок невозможно, потому что у всех разные технологии, подходы, концепции. Отрасль слабая, незащищенная, общественные организации не управляют отраслью. Поэтому и возможны нецивилизованные методы конкуренции – в виде дотаций.
- Скажите, все-таки можно говорить о переделе рынка или нет?
- Наверное, можно и так сказать.
- Рынок распространения печатной продукции – совершенно особый рынок, даже если смотреть с точки зрения общественного внимания к нему. В этой связи можете ли вы сказать о вероятных последствиях отсутствия регулирования и каких-либо правил игры на этом рынке?
- Хаос и ангажированное распространение. В итоге человек не получит того, что он хочет.
- Это может отразиться на достоверности получаемой населением информации?
- Может. «Логос» – беспристрастный игрок, который руководствуется маркетинговыми отчетами по рынку и предоставляет достоверную информацию издателю. Я не могу сказать такого же о всех компаниях на рынке.
- Они могут отказать издателю в распространении его продукции?
- Если из «Седьмого континента» исчезли наиболее рейтинговые издания, такие как «Семь дней», «Караван историй» и «Итоги», это означает, что отказывают. Было бы понятно, если были бы выброшены низкорейтинговые издания, которые не приносили никакого дохода. Но сомневаться в высоком рейтинге «Семи дней» сегодня сложно. У нас нет претензий к «Седьмому континенту» – это их площадка, пусть продают, что хотят. Но они же делают громкие заявления о том, что, сократив ассортимент, они сохранили доходность. Заявление само по себе сомнительное, потому что были выкинуты наиболее доходные издания, но даже если это и так, то можно провести параллель с колбасным магазином. Представьте, что у вас не двадцать пять видов колбасы, атолько три, как было в советское время. Уверен, что доходность магазина останется прежней, – ведь народу надо что-то есть. Но у людей не будет выбора.
- Создает ли эта ситуация, на Ваш взгляд, возможности для политической спекуляции на этом рынке?
- Огромные. Если посмотреть на стеллажи, то сразу станет понятно, кто там продает свою продукцию и зачем. Просто сегодня это сделала коммерческая структура в интересах своего бизнеса, а завтра сделает политическая – в интересах того или иного деятеля.
- Скажем, такого гиганта как «Коммерсант» можно удалить с рынка?
- Не хотелось бы касаться таких вещей, но на самом деле ситуация тревожная.
- А что нужно сделать, чтобы на этом навести порядок на этом рынке?
- Необходимо вернуться к практике нанесения цены издания типографским способом. Такая практика существовала в советское время, она существует сейчас во всех цивилизованных странах, поэтому у них нет демпинга. У них все комиссии – оптовых, розничных продавцов, посредников – узаконены. Для нашей страны сегодня это звучит утопично, но к этому надо стремиться. И я уверен, что рано или поздно мы к этому придем. Сегодня же у нас существует прямо противоположная ситуация, когда издатель перестает быть владельцем товара сразу же, как только продает его распространителю. Да, он пишет на издании рекомендуемую цену, но это абсолютно ничего не значит. Потому что в одном ларьке газета продается по пять рублей, а в соседнем – по семь, и издатель не может спросить с распространителя за завышенную цену, потому что он в этот момент своим изданием уже не владеет. Оно становится собственностью распространителя, который волен продавать по той цене, которую он считает нужной.
- Скажите, а каков объем распространительского рынка?
- На самом деле существуют разные оценки, но мне кажется наиболее достоверной оценка в 700-800 млн долларов в год.
- В связи с этим логичный вопрос: ваша борьба с «Пресс-экспо» – война за
прибыли?
- Распространительский бизнес приносит прибыль в том случае, если он очень большой, – тогда на маленькой марже получается приличная доходность. Но рентабельность крайне низкая. В компании «Логос», например, долгое время была плановая убыточность, сейчас вышли мы на прибыль, но очень небольшую. А маленькие структуры появляются для решения каких-то сиюминутных проблем.
21.10.2003
RBC Daily