Универмаг или торговый центр?
Московские магазины пытаются
вернуться в свой привычный формат
Старые советские магазины - такие как ЦУМ, ГУМ, "Детский
мир" в Москве; ДЛТ, "Большой гостиный двор"
и "Пассаж" в Ленинграде - были по-настоящему
универсальными. В них можно было купить почти все -
от шубы до сковородки. Однако после приватизации во
всех крупных универмагах обосновались арендаторы. В
результате торговый формат универмага, или, как его
принято называть на Западе, department store, в России
практически канул в Лету. Но не так давно об идее возрождения
универмагов заговорили такие гиганты, как ЦУМ, ГУМ,
"Лейпциг" и "Бухарест". Однако вряд
ли у них что-то получится.
В западном понимании универмаги (department store) - это
многоэтажные магазины с универсальным ассортиментом промышленных
товаров, включающим преимущественно одежду, обувь, косметику
и различные аксессуары, иногда бытовую технику, товары для
дома и даже продукты. В классическом представлении универмаг
подразумевает единое пространство, где торговлю осуществляет
один оператор. Товарные группы плавно перетекают одна в другую
или распределены по этажам: обычно на первом этаже располагаются
косметика, парфюмерия, галантерея, на втором - женские товары
(одежда, обувь, белье и т. д.), второй-третий этажи занимают
детские товары, затем товары для мужчин, выше - товары для
дома, мелкая бытовая техника и электроника и т. д. Отдельные
марки мало выделяются, хоть и бывают исключения, но при всем
при этом сохраняется единый стиль оборудования и концепция
продаж.
Универмаг превращается...
Все российские магазины-гиганты когда-то существовали в формате
универмага. В советские времена крупнейшими универмагами страны
были ЦУМ, ГУМ, "Детский мир", "Лейпциг",
"Бухарест", "Будапешт" в Москве, а также
ДЛТ, "Большой гостиный двор" и "Пассаж"
в Ленинграде (Петербурге). Универмаги были в центре каждого
крупного города и полностью подпадали под западное определение
не только благодаря своим большим площадям и универсальному
ассортименту, но и благодаря признаку узнаваемости. Все знали,
что можно купить в ГУМе, какого качества будет эта вещь и
т. д. Конечно, у советских универмагов было много недостатков,
начиная скудным ассортиментом и заканчивая примитивным торговым
оборудованием. Но несомненным плюсом являлось то, что редко
можно увидеть в современных торговых центрах - единство дизайна
торгового зала и размещенного там оборудования, прозрачность
расположения секций, отсутствие различных закутков и т. д.
В 1990-х гг. после приватизации большинство крупных универмагов
было акционировано, многие - проданы и перепрофилированы.
Всем крупным магазинам пришлось сдать свои площади в аренду
различным владельцам и превратиться в обычные торговые центры.
Исключением оставался разве что ГУМ, который до 1998 г. на
95% площади вел собственную торговлю. Но после кризиса и этот
универмаг был вынужден привлечь новых арендаторов. Сегодня
в ГУМе сдается в аренду больше половины площадей. Естественно,
что вместо понятных покупателю универмагов, где традиционно
на первом этаже располагался продовольственный отдел, на втором
- товары для женщин, на третьем - товары для мужчин и т. д.,
возникли лабиринты с перегородками и киосками. Размещение
товарных групп стало определяться только взаимным расположением
арендаторов. Но тогда у универмагов не было другого выхода.
Сдача в аренду - это легкие деньги и минимизация рисков. Самостоятельная
торговля повысила бы риски, потребовала бы общения с множеством
поставщиков и проведения исследований покупательских предпочтений.
Владельцы "советских" универмагов были к этому просто
не готовы.
Сейчас в России в торговом формате department store работают
единицы. Это прежде всего финская компания Stockmann, арендующая
площади в "Смоленском пассаже". Однако недавно о
намерении вернуться к исконному формату заявили владельцы
сразу нескольких советских магазинов. Так, московский ГУМ
заявил о намерении увеличить долю собственной торговли. Концепцию
department store внедряют в ЦУМе. Компания "Холдинг-Центр"
- новый владелец столичных магазинов "Лейпциг" и
"Бухарест" - объявила о намерении снова сделать
их универмагами, причем по западному образцу. Однако на этом
пути их могут ждать серьезные проблемы.
Универмаг по-русски
Многие помнят закрытие "Британского дома" на Новом
Арбате. Официальными причинами закрытия магазинов АО "Britansky
Dom Limited" были названы политическая нестабильность
в России и Москве, низкая покупательная способность населения,
высокие пошлины на импорт, высокие накладные и эксплуатационные
расходы по содержанию магазинов. Но, по словам его посетителей,
там просто продавали вещи по ценам, не соответствующим их
качеству. К сожалению, похожее мнение можно услышать и о других
(и не только иностранных) универмагах в России. На сегодняшний
день чистый формат department store хранит лишь "Смоленский
пассаж", рассчитанный на покупателей с достатком намного
выше среднего. Другие московские магазины, претендующие на
название department store, представляют собой лишь гибрид
торгового центра с пережитками "советского" универмага.
Практически все российские магазины сегодня строятся по принципу
сепаратизма. Каждая специализированная секция, независимо
от того, принадлежит она самому владельцу универмага или арендатору,
имеет собственную кассу, систему безопасности и т. д.
То есть, чтобы подобрать к костюму сорочку, необходимо сначала
купить костюм и перейти с ним в другую секцию. Обменять его
потом будет уже затруднительно. Обоснованием нежелания работать
в едином торговом зале обычно служит "необходимость уменьшить
потери от воровства". В огромном магазине уследить за
товаром будет гораздо сложнее. Кроме того, изменяя многое
в организации работы магазина, применяя новую технику и прогрессивный
дизайн, владельцы и директора магазинов не решаются трогать
сложившуюся десятилетиями организационную структуру, где традиционно
"разделяют и властвуют" заведующие специализированными
секциями. Конечно, удобно распределить ответственность между
десятками, если не сотнями завсекциями, а уж они проследят
за ассортиментом, покупателями и продавцами в секции с площадью
в 20 кв. м.
Второй момент - в России попросту нет таких торговых операторов,
которым было бы под силу "единолично" собрать под
одной крышей полноценный универмаг. Например, в универмаге
"Лейпциг" порядка 20% площадей будут сданы в аренду
другим операторам рынка. Дело в том, что владелец универмагов
"Бухарест" и "Лейпциг" компания "Холдинг-Центр"
специализируется на торговле дорогой одеждой. Компания владеет
cетью магазинов "Х-магазин" и "ХЦ", представляет
компанию Hugo Boss AG, а ее менеджеры входят в число акционеров
"Рублевского". "Чтобы восстановить формат универмага,
но не заниматься, например, непрофильной для "Холдинг-Центра"
торговлей аксессуарами, часть торговых площадей будет сдана
в аренду профессиональным операторам", - рассказал "Фокусу"
руководитель отдела маркетинга компании "Холдинг-Центр"
Николай Капранов. Остальные операторы, несмотря на заявленные
планы, тоже не хотят мгновенно выгонять арендаторов и переходить
на собственную торговлю.
И, наконец, третье - для раскрутки универмага необходимо
создание собственного сильного брэнда. На Западе, к примеру,
универмаг может стать полноценной торговой маркой, как, например,
английский Harrods. Вещи из Harrods говорят о принадлежности
покупателя к определенному слою общества или указывают на
его благосостояние. В России имя универмага не может стать
предметом гордости владельца купленной там вещи, равно как
не скажет о ее качестве - брюки с лейблом "ГУМ"
вряд ли кто купит. А чтобы это изменить, нужно много времени
и денег.
ОЛЬГА ГОВЕРДОВСКАЯ
17.09.2003
Русский Фокус