Органичный бизнес
Здоровое питание в масштабах супермаркета
Джон Маккей даже не смог получить высшего образования - в свое время его выставили из колледжа. Но это не помешало ему добиться успеха в бизнесе. Маккей раньше других понял, что ряды любителей здоровой пищи в Америке начнут стремительно расти, и основал специализированную сеть супермаркетов Whole Foods Market. Сегодня ее оборот превышает $2,7 млрд.Свежие овощи и фрукты без пестицидов, мясо животных, не получавших гормоны, сыр без консервантов и мюсли без искусственных подсластителей можно было купить на американском рынке и до появления сети Whole Foods Market. Но они продавались лишь на рынках и в маленьких специализированных магазинчиках. Маккей решил продавать эти продукты в супермаркетах.
В последние годы в Америке стало модно питаться "по-другому". По данным Ассоциации торговли органикой (к органике относят продукты, созданные без использования искусственных добавок, гормонов и генной инженерии) , этот рынок, оценивавшийся в 1990 г. всего в $1 млрд, сейчас составляет $11 млрд и, по прогнозам, к 2005 г. достигнет $20 млрд. Узкая ниша, которая некогда была рассчитана на хиппи и прочих альтернативщиков, становится мейнстримом: теперь Whole Foods приходится конкурировать не только с такими же специализированными сетями, но и с традиционными супермаркетами, начавшими продавать органику.
Сегодня Whole Foods предлагает покупателям более 1200 наименований продукции в четырех линиях private-label марок: марка премиум Whole Foods, марка 365 Organic эконом-класса, марка для детей Whole Kids и кофе Allegro. Маккей также начал кампанию по поддержке местных фермеров - их продукты обозначаются специальным знаком.
Производство органики строго сертифицируется, к ней могут относиться только продукты, ни на одной из стадий производства которых не применялись химические средства, гормоны, генная инженерия и т. д. .
Whole Foods торгуют преимущественно органическими продуктами питания, хотя на их прилавках можно найти и традиционные продукты вроде кетчупов Heinz.
Последние два года стоимость акций Whole Foods Market росла на 39% в год - при общем падении индекса Standard & Poor's на 13%. Интерес потребителей к здоровому питанию, который уловил Маккей, не угас даже во время рецессии. "Я думаю, если уж человек решает изменить свой стиль жизни в отношении еды, он не возвращается к прежнему, даже если экономика идет вниз", - объяснял Джон Маккей в интервью CNN.
Неорганический рост.
49-летний президент Whole Foods Market Джон П. Маккей вырос в семье университетского преподавателя бухгалтерии. Молодого человека интересовали философия и религия, однако попытка получить высшее образование успехом не увенчалась. В поисках новых ощущений Маккей вступает в вегетарианский кооператив и начинает работать в магазине здорового питания. Это в корне изменило взгляд юноши на еду и дало ему необходимый опыт для будущего бизнеса.
В 1978 г. 24-летний Маккей, заняв у отца $10 000, основал магазинчик Safer Way Natural Foods в родном городке Остин, штат Техас. Поначалу бизнес шел неважно, но все изменилось, когда два года спустя Маккей, объединившись с другим бизнесменом, открыл супермаркет Whole Foods Market площадью 11 000 кв. м. Магазин, в котором работали всего 19 человек, сразу стал популярным среди местных представителей альтернативной культуры, и через полтора года в пригороде Остина Маккей открыл вторую точку. В середине 80-х начали работать два новых магазина компании в Техасе, а в 1988 г. она двинулась в Луизиану, купив в Новом Орлеане небольшой, но очень успешный магазин со схожим названием: Whole Food Co. Эта сделка стала первой в череде многих поглощений, которые провела компания Джона Маккея.
Whole Foods Markets продолжила экспансию по стране, уделяя особое внимание университетским городам, где можно было найти много образованных и задумывающихся о своем питании потребителей. В 1992 г. компания запустила первую линию продуктов под собственной маркой. Интенсивное развитие требовало средств, и Whole Foods Market, насчитывавшая уже 12 магазинов, вышла на фондовый рынок и смогла привлечь $23 млн инвестиций.
Сеть быстро расширялась за счет покупки независимых магазинов и небольших сетей, специализирующихся на натуральной еде. Крупнейшая сделка состоялась в 1996 г. , когда Whole Foods купила Fresh Fields с 22 магазинами на Восточном побережье и в Чикаго. К 1997 г. продажи Whole Foods, включавшей уже 70 магазинов, достигли $1 млрд.
Маккей покупал не только торговые точки. В 1997 г. в Whole Foods вошли производитель биологически активных пищевых добавок Amrion (после этой сделки, стоимость которой составила $146 млн, компания стала торговать БАДами он-лайн) , кофейная компания Allegro Coffee и сеть магазинов Merchant of Vino. После того как Whole Foods Market Inc. поглотила все, что было можно, Джон Маккей заявил, что теперь его компания "будет развиваться органическим путем".
Трудности лидера.
Сейчас в Whole Foods Market входит 145 магазинов, на нее работает 25 000 сотрудников. Ближайший конкурент - Wild Oats - владеет сетью из 102 магазинов, в которых работает 8400 человек. Но, хотя Whole Foods продолжает оставаться безусловным лидером, в последнее время компания столкнулась с трудностями. Аналитики обеспокоены снижением темпов роста торговой сети, активизацией ее профсоюзов и растущей конкуренцией.
Стратегическая цель компании - 300 магазинов и оборот в $10 млрд к 2010 г. По оценкам аналитиков, для этого потребуется открывать как минимум 20 магазинов в год. Однако "органическим путем" сеть растет не очень быстро: в 2001-м и 2002-м к ней прибавлялось всего по девять магазинов в год, планы на этот год - 11.
В ближайшем будущем руководство сети намерено наверстать упущенное и открыть в следующем году 29 магазинов. Новые супермаркеты будут просторнее - в среднем по 45 000 кв. м, что на 45% больше, чем площадь нынешних магазинов сети. Там будет больше пространства для выпечки, морепродуктов, деликатесов и секций для продуктов с коротким сроком хранения, на которые приходится 65% продаж компании.
Между тем Whole Foods Market привлекает все большее внимание общественности. Крупнейший в мире ритейлор органики стал объектом нападок со стороны защитников животных, профсоюзов и т. п.
Профсоюз наступает.
"Профсоюз - это как герпес. Он вас не убивает, но это неприятно и неудобно и мешает иметь много любовников", - цитирует Маккея сайт профсоюза его компании www.wholeworkersunite.org. Прошлым летом работники одного из супермаркетов в Висконсине присоединились к национальному Объединенному союзу пищевых и коммерческих работников (UFC).
Маккей - непримиримый противник профсоюзов. Недавно его компания, которая шесть лет подряд оказывается в списке 100 лучших работодателей Fortune, была включена также в другой список - бойкотируемых профсоюзами работодателей, оказавшись в одной компании с Wal-Mart.
Аналитики опасаются, что активизация профсоюзов может плохо сказаться на бизнесе компании, вызвав повышение издержек и подорвав нынешнюю корпоративную культуру.
Корпоративная культура Whole Foods Market - один из факторов успеха компании. Она обеспечила, например, более низкую текучесть кадров по сравнению с другими розничными сетями. В компании поощряются командная работа и участие рядовых сотрудников в процессе управления магазинами. Людей продвигают в зависимости от их личного вклада, а не от стажа работы. Зарплата Маккея (в прошлом году она составила $452 000) ненамного превышает заработки других топ-менеджеров.
Тем не менее случай в Висконсине стал "звоночком" для Джона Маккея.
Недавно в компании ввели новую систему оплаты труда. Сотрудники сами голосуют за понравившиеся им пакеты льгот из нескольких вариантов, предложенных компанией. Выбранный пакет будет использоваться в течение трех лет. Президент Whole Foods Market считает эту практику "беспрецедентной для корпоративной Америки".
Ольга Промптова
08.09.2003
Ведомости