Интервью: Марк Хауф, президент Metromedia International Group
Распродажа заканчивается. Metromedia поменяла стратегию.
До недавних пор Metromedia являлась одним из основных инвесторов в телекоммуникационный сектор России и СНГ. Купив в 1999 г. другого активного игрока в этом секторе - американскую PLD Telekom, в 2000 г. Metromedia самостоятельно совершила свою крупнейшую сделку в российской связи: за $60 млн она купила 50% акций столичного ЗАО "Комстар" у британской Marconi Communi-cations. Однако год спустя Metromedia столкнулась с проблемой в обслуживании долга по облигациям, выпущенным для покупки PLD. В итоге компания была вынуждена начать распродажу активов. Весь 2002 год прошел для Metromedia под знаком борьбы за восстановление ликвидности. В течение 2002 г. она распродала компании Caspian American Tele-communications (беспроводной доступ, Азербайджан) , "БелСел" (сотовая связь, Белоруссия) , CPY Yellow Pages (издатель телефонных справочников в Петербурге) , Altel (сотовая связь, Казахстан) , Alma TV (кабельное ТВ, Казахстан) и Snapper (производитель садовой техники, США). Продажа этих шести компаний позволила Metro-media выручить $33 млн.
Распродажа активов продолжалась и в 2003 г. В апреле Metromedia продала свои доли в компаниях "Комстар", "Космос-ТВ" и нескольких российских радиостанциях в обмен на собственные облигации номинальной стоимостью $58,6 млн и $5 млн наличными. Покупателем выступила офшорная фирма Adamant Advisory Services Inc. , которая, как выяснилось впоследствии, действовала в интересах АФК "Система".
А в феврале 2003 г. президентом Metromedia International Group Inc. стал Марк Хауф, который смог переломить ситуацию. Компания закрыла представительство в Петербурге, практически свернула свой офис в Вене и до минимума сократила штат в Москве и Нью-Йорке. Главное для Metromedia решение, принятое с приходом Хауфа, - компания остается на российском рынке связи. О том, что для этого сделано и каковы будут ближайшие шаги компании, Марк Хауф рассказывает в своем первом интервью в должности президента.
- В начале августа Metromedia объявила, что располагает достаточными средствами для поддержания ликвидности компании как минимум в течение года. Значит ли это, что Metromedia прекращает распродажу активов?
- Некоторое время назад мы приняли решение прекратить попытки продать наши ключевые телекоммуникационные активы. Долгое время мы пытались распродать все свои компании, включая основные - "Комстар", "ПетерСтар", BCL, грузинского GSM-оператора Magticom. В апреле 2003 г. совет директоров Metromedia пришел к выводу, что такие действия - далеко не лучшая стратегия для компании. Этому решению предшествовала смена топ-менеджмента, которая произошла в феврале 2003 г. Когда я был назначен президентом Metromedia, из-за этой стратегии ликвидации компания в значительной степени потеряла всякую надежду сохранить позиции на рынке. Наша стратегия сегодня такова: мы будем сохранять свои доли в ключевых компаниях - "ПетерСтар", BCL и Magticom. Что касается остальных компаний - сетей кабельного телевидения (КТВ) и радиостанций, мы решили избавиться от всех этих активов.
Продажа латвийского оператора кабельного телевидения Baltcom TV имела для компании особую значимость. Нам удалось договориться с покупателем (фирмой SIA Alina, латвийским совладельцем этого оператора. - "Ведомости") об очень выгодных для нас условиях. Средства от этой продажи плюс наличные, которые мы аккумулировали на уровне головного офиса с начала 2003 г. , позволяют нам поддерживать ликвидность компании и обслуживать все обязательства как минимум в течение 12 месяцев, а возможно, и дольше. Это значительное изменение в нашей внутренней финансовой ситуации.
Тем не менее мы продолжаем распродажу наших кабельных и радиоактивов. Причем в некоторые из них мы в последнее время сделали инвестиции, для того чтобы увеличить или сохранить их стоимость. Сейчас у нас нет необходимости спешно распродавать эти компании для восстановления собственной ликвидности, и мы можем спокойно вести переговоры и добиваться наиболее выгодных для себя условий продажи.
- В последние месяцы появилась информация о том, что Metromedia хочет объединить петербургские компании "ПетерСтар" и BCL. Когда можно этого ожидать?
- Окончательного решения на этот счет нет. Мы рассматриваем такой шаг как один из путей развития. Но решение этого вопроса зависит не от нас. В "ПетерСтаре" есть второй акционер - "Телекоминвест" (ему принадлежит 29% акций. - "Ведомости") , а слияние "ПетерСтара" и BCL - это сделка с нашей заинтересованностью. По российским законам на собрании акционеров "ПетерСтара" мы не можем голосовать по этому вопросу, поэтому судьба этого решения зависит от "Телекоминвеста". На мой взгляд, объединение "ПетерСтара" и BCL было бы полезно и акционерам, и клиентам обоих операторов, и даже их сотрудникам. Объединившись, компании могли бы значительно экономить за счет уменьшения расходов, эффективнее противостоять конкурентам и избавиться от соперничества друг с другом.
- "Комстар" четко подпадал под ваше определение ключевого бизнеса. Почему Metromedia все же продала в апреле свою долю в нем - из-за того, что 50% -ный пакет акций не позволял управлять компанией в полной мере, или по другим причинам?
- "Комстар" смог реализовать свой потенциал на московском рынке. Но компании действительно было необходимо стать участником процесса объединения операторов фиксированной связи, которые управляются холдингом "Система Телеком". Иначе "Комстару" все труднее было бы конкурировать на рынке. Мы оценили возможности нашего участия в этом объединительном процессе, хотя количество вариантов было весьма ограниченным. В конечном итоге мы поняли, что гораздо логичнее выйти из этого бизнеса, получив за него справедливую цену, - очевидно, что мы в любом случае не смогли бы содействовать его развитию. У нас были прекрасные отношения с акционерами "Комстара" - МГТС и "Системой", но наш выход из бизнеса дал "Комстару" новые возможности.
- Еще в середине 2002 г. представители "Системы" говорили, что существует потенциальная возможность вхождения Metromedia в состав акционеров объединенного оператора, причем для увеличения ее доли могут быть использованы не только 50% акций "Комстара", но и 71% акций "ПетерСтара". Почему этого не произошло?
- Я ответственно заявляю: я не вел переговоры на эту тему. Я считал и считаю, что нам не нужно продавать "ПетерСтар" - мы должны его развивать. Конечно, когда-нибудь наступит момент, когда "ПетерСтару" нужно будет вступить в тот или иной альянс с другими телекоммуникационными операторами в России. Телекоммуникации - такой вид бизнеса, для которого процесс консолидации является естественным. Но "ПетерСтар" сам по себе является финансово здоровым, ценным и растущим бизнесом, и моя задача - сделать его еще более крепким, ценным и растущим. Я уверен, что и "Система Телеком", и "Голден Телеком" были бы счастливы добавить "ПетерСтар" к своим коллекциям операторов. "Телекоминвест", который сейчас пытается консолидировать свои активы в сфере фиксированной связи, также пошел бы на это. Но я не вижу никаких дополнительных возможностей, которые могло бы дать такое присоединение сегодня, - ни для наших акционеров, ни для самого "ПетерСтара".
- Располагали ли вы предварительной информацией о том, что компания Adamant Advisory Services Inc. или кто-либо другой активно скупает облигации Metromedia?
- Мы знали, что есть такая активность. Но до конца 2002 г. мы не знали, какое количество облигаций удалось собрать в одних руках. Скупка облигаций не стала для нас сюрпризом - еще в начале 2002 г. наши консультанты предупреждали нас о вероятности интереса к нашим облигациям со стороны российского бизнеса.
- Когда вы поняли, что офшор Adamant действует в интересах "Системы"?
- Мы чувствовали, что за всем этим процессом стоит "Система". Но даже сегодня я не знаю, есть ли какая-либо связь между "Системой" и Adamant. Переговоры от имени Adamant вел его владелец - Андрей Волгин, что также косвенно указывало на российские интересы.
- В большинстве операторских компаний Metromedia владеет акциями через офшоры. Например, акции "ПетерСтара" принадлежат вам через кипрские офшоры NEW Capital/Cyprus и PLD Holding Ltd. С чем связан такой способ построения бизнеса?
- Все эти офшоры являются нашими 100% -ными "дочками". И несмотря на их обилие, компания достаточно прозрачна. Большинство этих офшоров достались нам от американской фирмы PLD Telekom, которую мы приобрели в 1999 г. "ПетерСтар", BCL, "Телепорт-ТП", "МТР-Связь", "БелСел" и некоторые другие компании принадлежали PLD Telekom, и именно она предпочитала действовать через офшоры. Каждый из них создавался специально под то или иное приобретение. После завершения реструктуризации я хочу избавиться от этих офшорных структур - из-за них сегодня у нас компаний больше, чем сотрудников.
- В марте 2003 г. Американская фондовая биржа (AMEX) прекратила торги по акциям Metromedia из-за проблем со сдачей финансовой отчетности. Сейчас, когда ликвидность компании восстановлена, будете ли вы предпринимать попытку возврата на биржу?
- Несомненно, мы будем возвращать компанию в листинг и уже ведем переговоры с биржей об этом. Правда, предварительно мне бы хотелось окончательно завершить реструктуризацию компании и определить долгосрочную стратегию.
- Не опасаетесь ли вы, что оставшиеся на рынке облигации Metromedia также могут быть скуплены фирмами типа Adamant и их последующие требования разрушат принятую стратегию?
- Действительно, теоретически облигации можно скупить, вопрос лишь в том, зачем это делать. Мы продолжим обслуживание этих облигаций, и у нас есть прозрачные экономические рычаги для этого. В течение 2002 г. вопрос о том, сможет ли Metromedia обслуживать долг, стоял весьма остро, и я думаю, что это создало ощущение кризиса, создало имидж компании, обращающей в наличные все активы. Мы полностью переломили эту ситуацию. Сегодня мы располагаем средствами, для того чтобы выплачивать купоны по облигациям как минимум до конца 2004 г. Мы владеем бизнесами, которые генерируют прибыли и наращивают обороты. Мы сократили расходы головного офиса до минимума - на 70 - 80%! Сложите все это вместе и получите ответ на свой вопрос. Да, у нас есть долг - это исключительно финансовый, а не стратегический вопрос, - и мы будем его обслуживать. Так что возможность скупки облигаций существует, но мотивация отсутствует.
БИОГРАФИЯ: Марк Хауф родился в США в 1948 г. Получил степени бакалавра технических наук и MBA в Университете штата Висконсин. Он начал карьеру в телекоммуникационной компании Wisconsin Bell в 1968 г. , а после разделения корпорации Bell поступил на работу в Ameritech - региональную дочернюю структуру Bell. В Wisconsin Bell и Ameritech Марк Хауф занимал различные управленческие посты в сфере операций, информационных технологий и маркетинга. В 1992 г. Хауф ушел из Ameritech и запустил свой старт-ап бизнес в области кабельного телевидения, а также выступал консультантом в нескольких новых телекоммуникационных проектах. В 1996 г. он был приглашен на позицию президента в китайское подразделение корпорации Metromedia International Group - Metromedia China Corporation. В этой роли он управлял всеми проектами Metromedia в Китае, включая беспроводную и фиксированную телефонию, а также бизнесы в сфере информационных технологий. В феврале 2002 г. Марк Хауф стал управляющим директором Metromedia International Telecommunications Inc. - компании, через которую Metromedia ведет весь бизнес за пределами США. На этом посту он курировал все телекоммуникационные и медиа-бизнесы компании в Восточной Европе и СНГ. В феврале 2003 г. Марк Хауф стал президентом Metromedia International Group.
О КОМПАНИИ: Американская компания Metromedia International Group Inc. (MIG) работает на рынке СНГ с начала 90-х гг. До 1999 г. основными объектами инвестиций MIG являлись пейджинговые компании, радиостанции и сети кабельного телевидения. Новый виток развития MIG начался в середине 1999 г. , когда она поглотила другую американскую фирму - PLD Telekom Inc. Последняя самостоятельно действовала в России с 1992 г. и владела крупными пакетами акций телекоммуникационных компаний "ПетерСтар", BCL, "Телепорт-ТП", "МТР-Связь", Altel (Казахстан) , "БелСел" (Белоруссия) , а также издателя телефонных справочников C.P.Y. Yellow Pages. Поглощение PLD обошлось Metromedia в $306 млн, которые были привлечены в основном за счет выпуска облигаций MIG. Именно эти долги потянули всю MIG на дно и заставили распродавать бизнесы. В итоге компания объявила, что сохранит за собой три компании - петербургские "ПетерСтар" и BCL, а также грузинского GSM-оператора Magticom.
Леонид Коник
26.08.2003
Ведомости
|