Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Анатолий Лысенко, президент Международной академии телевидения и радио

Молчать им не о чем, и они говорят

Анатолий Лысенко, создавший два федеральных общественно-политических канала, последнее время наблюдает за телевидением,

Когда о нем пишут, то чаще всего употребляют фразу "стоял у истоков" - КВНа, "Взгляда", ВГТРК, ТВЦ... Но он там все-таки не стоял. Он активно двигался у истоков. И действительно в результате из четырех выходящих сегодня федеральных общественно-политических каналов два созданы с нуля им.

Анатолий Лысенко на телевидении с 1958 года. Но большую часть жизни оставался за кадром. Хотя когда-то вел программы "Комсомольский прожектор", "Аукцион" и даже первым в нашей стране в передаче "Диалог" рассказал с экрана телевизора о журнале "Плейбой" (трудно определить, у истоков чего он в данном случае стоял). Возможно, в ближайшее время Анатолий Лысенко вновь появится на экране - в качестве ведущего программы АТВ - о том, старом, телевидении.

О сегодняшнем и прошлом ТВ президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко беседует с корреспондентом "Московских новостей":

- Несколько лет назад казалось, что телевидение кончилось и мое время тоже кончилось: зубодробительные политические передачи, убогие сериалы... Сейчас же вопреки общим рыданиям, что экран развращает и опошляет, я вижу начало возрождения телевидения. Хотя порой, когда что-то смотришь, хочется убить создателей передачи.

Лысенко считает, если задаться целью, то за вечер можно получить удовольствие от телевизора и узнать что-то полезное. Только вот у нас, в отличие от всего мира, никто не планирует, что будет смотреть вечером. Говорит, это из-за того, что в нашей стране сейчас вообще ничего не планируют, кроме как с понедельника начать новую жизнь.

- С понедельника, 1 сентября, начнется новая жизнь телевидения. Как вы оценили бы завершившийся сезон и спрогнозировали новый?

- Появилось очень много хорошего: документальные фильмы (мне кажется, их будет больше), научно-популярное телевидение. Оно, правда, загнано за полночь. Видимо, считается, что ночью люди умнеют. Мне раньше страшно не нравился Гордон, но сейчас я не пропускаю ни одной его передачи. В этом сезоне стали качественнее сериалы. А они - основа телевидения. Мы не умели делать сериалы, потому что советские, такие, как "Семнадцать мгновений весны", снимались, исходя из нормативов, сроков и денег большого кино, а сейчас все это просто невозможно. Тогда, кстати, киношники не хотели делать сериалы. Это как когда-то Михаил Ромм говорил своим студентам: "Не снимайте комедии и музыкальные фильмы - они очень нравятся зрителям". И вдруг выяснилось, что мы освоили технологию. А со временем появилось и качество. "По имени Барон" - выдающаяся работа. Про "Бригаду" столько написали: гимн бандитам. Скажите, "Однажды в Америке" - это гимн бандитам? Это трагедия. А разве "Бригада" не трагедия? Александр Митта замечательно сделал "Гран ицу". И как вершина, конечно, "Идиот".

Когда-то Анатолий Лысенко стоял, не побоимся этого слова, у истоков популярности "Ментов", - будучи гендиректором ВГТРК, купил новый сериал. Считает, что его создатели нашли очень хорошие образы, но актеры перестали на эти образы работать, а режиссер не знает, чем актеров занять. Поэтому они, как и герои многих других сериалов, или стреляют, или пьют. Лысенко как-то подсчитал, сколько менты выпили. Получилось, что за день они выпивают больше, чем им позволяет зарплата.

Можем подсказать режиссеру занятие для ментов - пусть ищут среди себя оборотней в погонах.

- Вам не кажется, что эфир начал оживляться перед выборами?

- Выборы вряд ли принесут что-то новое. Президентские ничего не принесут, потому что и так понятно, что Путин их выиграет. С думскими тоже очевидно. На каналах - одни и те же лица. Что они скажут, ты уже знаешь заранее. Мне даже иногда хочется посмотреть передачу, в которой сидел бы кто-то из крупных политических деятелей и молчал. Но так как молчать им не о чем, они говорят. Если сейчас выпустить поочередно на экран лидеров всех партий, чтобы они за эти пять минут изложили свое кредо, разницы не будет никакой. Мы все говорили: "Республиканцы и демократы - это же одно и то же". Но там хоть какую-то разницу можно найти. Здесь же - только в прическе.

Заметим, что по прическам-то как раз у нас всегда и определяли, кто возглавит государство... Почти все нынешние политики - волосатые и не очень, брюнеты, блондины и рыжие (или в последнем случае в единственном числе?) - прошли через созданный Анатолием Лысенко "Взгляд". Он помнит, например, как Элла Памфилова первый раз появилась в программе. Говорит, она единственный человек, который на всю жизнь сохранила себя такой, какая есть. Вспоминает, как приехал к ней в первый день ее работы министром. Памфилова была вся опухшая - она так сопереживала людям, приходившим к ней с проблемами, что весь день плакала.

- Вы тоже сделали тогда карьеру неожиданно?

- Да, мы все взлетали фантастически. Я всю жизнь был редактором-консультантом. И вдруг за два часа стал генеральным директором ВГТРК, заместителем министра печати России, вошел в правительство. В общем, карьеру я начал в 54 года.

Анатолий Лысенко вышел, как сейчас принято говорить, из уникального журналистского коллектива. Только дало его не бывшее НТВ, а молодежная редакция Центрального телевидения, созданная перед фестивалем молодежи и студентов в Москве. Ее руководителями были Валерий Иванов и Маргарита Эскина, возглавляющая сейчас Дом актера. Лысенко говорит, что Эскина была единственным руководителем за всю его жизнь, которого он считает умнее себя. В молодежной редакции в разные годы работали Масляков, Лесин, Сагалаев, Прошутинская, Малкин, Пономарев, Якубович, Эрнст, Парфенов, Дибров, Млечин, Флярковский, Демидов, Любимов, Политковский...

- Вы с журналистами "Взгляда" поддерживаете отношения?

- Поздравляем друг друга с днем рождения. Они мне очень много дали, сделали меня более смелым. Я, наверное, тоже им что-то дал. Но это другое поколение. Представьте себе, что я в свое время ухаживал за мамой Саши Любимова.

Из молодежной редакции вышел и Владимир Ворошилов. Фотография ведущего "Что? Где? Когда?" с дочкой на руках, сделанная за полгода до его смерти, стоит дома на столе у Лысенко.

- Когда вы с ним подружились?

- В 68-м. Началось с того, что я зарезал его передачу. Он сделал очень хорошую программу, связанную с кем-то из чешских авторов. Но в 68-м году, после событий в Чехословакии, было ясно: если передача выйдет, редакции не будет. И я посоветовал Эскиной ее не выпускать. Дед (так его у нас звали) сначала возмутился, а на другой день предложил мне работать вместе. И мы год делали "Аукцион". Последний раз я говорил с Дедом за два часа до его смерти. Он пришел из магазина с капустой (у него болел желудок, и он все время ел капусту, из-за чего дочка называла его "папа-зайчик"). Он уже завязывал с передачей, и мы хотели преподавать и написать книжку о телевидении "Диалог ворчунов".

Сам Лысенко книжек не пишет. Он их в большом количестве читает, а одно время даже распространял. Уйдя с ТВЦ, Лысенко стал директором "Роскниги". Ему удалось сохранить в Москве систему государственной книжной торговли. И этим он гордится больше, чем сделанным на телевидении.

- Что вас раздражает сегодня на телевидении?

- Клонирование. Все каналы - это клоны. Ведь ни одна страна мира не имеет столько общественно-политических художественных каналов. У нас же есть только два канала с необщим выражением лица - "Культура", которая просто стала кайфом для души, и новый "Спорт". Все остальное - это набор: информация, аналитическая программа, ток-шоу, скандальное шоу, юмор, музыка... Будущее телевидения - за специализированными каналами. Только вот они не могут быть бесплатными. А пока существует клонирование, самый простой путь - купить такую же передачу, как у конкурента. Своих программ - очень мало. Ну ладно, раньше можно было украсть "Колесо Фортуны" и сделать из него "Поле чудес". Сам его и украл, кстати.

- Нельзя ли подробнее?

- Я его увидел, когда первый раз попал во Францию, и мне понравилось. "А ну-ка, девушки" ведь тоже по сути дела клон западных конкурсов красоты. Хотя американцы говорили, что у них такой передачи нет. У них просто ножкой дрыгают. А вот у КВНа - нет аналогов, у "Что? Где? Когда?" - нет. Даже у существовавшей 34 года назад рекламной передачи "Аукцион" - нет. В стране, где не было рекламы, кроме "Повидло и джем полезны всем", "Пейте томатный сок", "Летайте самолетами "Аэрофлота" и "Храните деньги в сберегательной кассе", мы сделали рекламное шоу.

- Ток-шоу вы тоже украли или же вы все-таки стояли у его истоков?

- Первое ток-шоу у нас в стране действительно сделали мы. Саша Любимов, по-моему, так его назвал. Было несколько гостей в студии - митрополит Ювеналий, Виталий Игнатенко... И они отвечали на вопросы журналистов, спорили с ними. Это был день, когда свергли Чаушеску. Сегодня уже делают не ток-шоу, а просто шоу, придуманное от начала до конца.

- И один из тех, кто этим занимается, - вышедший из молодежной редакции Валерий Комиссаров...

- Над Комиссаровым можно, конечно, издеваться, но, имея возможность наблюдать его с первых дней, могу сказать, что он парень незаурядный. У него бешено работающая фантазия - пусть с заскоками и завихрениями. Он сумел поднять какой-то пласт. Да, это женский роман. Да, это телевидение для бедных. Но, на мой взгляд, пусть лучше будет Комиссаров, чем Степаненко. Что не меняется, к сожалению, на нашем телевидении, так это юмор. Но ужасает даже другое. Сейчас иногда показывают куски старых передач "Вокруг смеха". Вы посмотрите на тот зал и на этот. Сегодня сразу видны все недостатки отечественной стоматологии и все золотые запасы страны.

"Золотые запасы" самого телевидения - программы прошлых лет - будут продемонстрированы в новой передаче Анатолия Лысенко. Это будет воспоминание о старом телевидении. О людях, которые уходят, о передачах, каких уже нет. "Кто сегодня помнит политобозревателя Анатолия Овсянникова, который владел чуть ли не тридцатью языками? Кто помнит Володю Цветова, на мой взгляд, эталона телевизионного журналиста?" - спрашивает Лысенко.

- Кажется, уже можно делать воспоминания и о более позднем телевидении - ТВС. Людей не видно, передачи не сохранились. Почему вы не упомянули главное событие сезона - закрытие канала?

- Понимаю, что полетят в меня кирпичи, но я в закрытии ТВС трагедии не вижу. Это была искусственно созданная структура. Я не верю в независимое телевидение. Оно возможно только в случае, если оно общественное, существующее на деньги телезрителей. Журналисты ТВС найдут себе место на других каналах. Там убежденные люди - лишь Шендерович и Кара-Мурза.

- Вы в этом разговоре вовсе не выступили тем ворчуном, каким собирались быть в книжке о телевидении...

- Конечно, можно ругаться. Но во всем мире телевидение значительно хуже, чем у нас. Если говорить о кинопоказе, то такого шикарного, как у нас, нигде в мире нет. Ни один американский канал, который значительно богаче российских, не может позволить себе показывать фильм через год-два после его выхода на экран. А сериал показывают у них раз в неделю. Наши же зрители привыкли смотреть пять раз в неделю. Понятие повтора у нас вообще исчезает. Главное - не сделать телевидение, как у них.

ДОСЬЕ МН
Анатолий Лысенко, как и его родители, окончил МИИТ. Играл в КВНе за команду МИИТа. Занимался преподавательской деятельностью. В конце 60-х бросил профессию и ушел на телевидение, из-за чего отец несколько лет не разговаривал с ним. С 1968 года - редактор, редактор-консультант, а затем - зам. главного редактора главной редакции программ для молодежи ЦТ. В 1987-м создал и возглавил программу "Взгляд", в 1990-м - ВГТРК, с 1996 по 2000-й курировал СМИ в Правительстве Москвы. Женат на выпускнице МИИТа, имеет не захотевшую оканчивать МИИТ дочь-врача и маленького внука.


Юлия Ларина
06.08.2003  Московские новости

06.08.2003



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов