Интервью с исполнительным директором Ассоциации российских производителей мороженого и замороженных продуктов Эдуардом Багиряном
Доля иностранного капитала на российском рынке мороженого рекордно мала
Потребление мороженого в России пока значительно отстает от зарубежного уровня. Например, в Западной Европе в среднем ежегодно потребляется более 7 кг мороженого на душу населения, тогда как в России – около 2,5 кг. В настоящий момент спрос на мороженое в России растет очень незначительно. По данным Ассоциации российских производителей мороженого и замороженных продуктов, Россия по спросу на мороженое еще даже не достигла уровня 1990 года. В те времена из-за неразвитой сети киосков за мороженым даже стояли очереди. Сейчас же, несмотря на то что распространение этого продукта полностью соответствует спросу на него, мороженого потребляется меньше.
В Ассоциации говорят, что причина кроется в том, что жизненный уровень в начале 90-х был все-таки выше, люди могли позволить себе есть больше мороженого.
Кроме того, тогда еще не было такой колоссальной конкуренции с товарами-«заменителями», которые обеспечивают те же потребности, что и мороженое, или близкие к ним. О текущем состоянии и перспективах отрасли по производству мороженого корреспонденту RBC daily Андрею Сердечнову рассказал исполнительный директор Ассоциации российских производителей мороженого и замороженных продуктов Эдуард Багирян.
- Эдуард Апкарович, вы очень резко выступаете против присутствия на нашем рынке мороженого зарубежных производителей и утверждаете, что это мороженое далеко не лучшего качества. Но если мороженое, приготовленное по зарубежным рецептурам, продается в России, значит, оно пользуется спросом…
- Остановить пришествие на российский рынок мороженого швейцарских или, к примеру, американских компаний мы не можем, они присутствуют на нашем рынке. Начался этот процесс примерно 10 лет назад, когда на наш рынок хлынула продукция из других стран. Можно сказать, что тогда наш покупатель на несколько лет отвернулся от российского мороженого и предпочел ему мороженое из Польши, Греции, Дании и других стран. Это была продукция в яркой упаковке, с сильным ароматом ягод и фруктов, что было необычно для нашего потребителя.
Но прошло время, и покупатель разобрался, понял, что аромат импортного мороженого неестественный, что он достигнут за счет ароматизаторов. Западное мороженое – это все-таки мороженое непривычного вкуса, как правило, имеющее очень низкое содержание жира, к чему россияне не привыкли. Постепенно импорт европейского мороженого у нас снизился, и сейчас он составляет 2–3% – очень незначительная величина, которая нас особенно сильно не смущает.
А наше мороженое сейчас и внешне (я имею в виду красочность этикетки), и по содержанию ничем не уступает иностранному, а в чем-то даже и превосходит его. Западные производители перенесли свое производство в Россию, но при этом не конкурируют с нами своей продукцией, а подстраиваются под нашу, например, Nestle выпускает традиционные российские марки мороженого: «48 копеек», «Лакомка», «Розочка».
Вообще, мы гордимся тем, что иностранный капитал в настоящее время занимает на российском рынке мороженого не более 5–6% – в отличие от пивоваренной, табачной, кондитерской и от всей пищевой промышленности в целом, где уже сейчас до 50–60% рынка принадлежит иностранному капиталу.
- Что происходит сегодня со спросом на мороженое?
- Спрос растет, но не теми темпами, которыми нам хотелось бы. За первое полугодие 2003 года рост в отрасли по сравнению с первым полугодием прошлого года составил 3,5%. Мы еще даже не достигли уровня 1990 года, и сегодняшний объем спроса составляет лишь 80% от этого уровня. Интересно, что тогда из-за неразвитой сети киосков за мороженым стояли очереди. Сейчас же распространение мороженого полностью соответствует спросу на него, и, тем не менее, мороженого тогда поедалось больше. Жизненный уровень был все-таки выше, и люди могли позволить себе есть больше мороженого. Кроме того, в начале 90-х еще не было такой колоссальной конкуренции с товарами-«заменителями», которые обеспечивают те же потребности, что и мороженое, или близкие к ним.
Набивший оскомину пример – это пиво. Его реклама сегодня колоссальна, и поэтому молодежь, как правило, предпочитает мороженому пиво. Это вредит здоровью нации, это во всех отношениях плохо. Я ничего не хочу сказать, пусть бизнес пивоваров процветает, но факт остается фактом. Мы не можем похвастаться такой рекламой, которую могут позволить себе пивовары. И видим, что, несмотря на очень существенные сдвиги в производстве мороженого, на качественные подвижки, тем не менее мы еще не достигли того уровня производства мороженого, который был 10 лет назад.
- Почему мороженщики не проводят таких же масштабных рекламных кампаний?
- У производителей есть понимание того, что реклама мороженого совершенно необходима, и постепенно появляется возможность вкладывать средства в рекламу. Например, сегодня вы можете видеть рекламу «Талосто» и «Альтер-ВЕСТ». По нашим оценкам, рубль, вложенный в рекламу мороженого, дает 3–4 рубля прибыли. Вместе с тем, к сожалению, пока что только крупные производители могут позволить себе проводить широкомасштабные рекламные кампании. Так, широко рекламируют свою продукцию в России ведущие мировые производители мороженого – Nestle и Unilever.
- Каким образом сегодня происходит конкуренция между крупными столичными игроками и региональными производителями мороженого? По наблюдениям, региональные компании очень активно внедряются на столичный рынок.
- Московский рынок мороженого наиболее привлекательный. Мы оцениваем его емкость в 10–12% всего производства мороженого в России (примерно 40–50 тысяч тонн мороженого в год). Также надо добавить, что в столице покупательский спрос существенно выше, чем по всей России, потому-то региональные производители и стремятся в Москву. Здесь работают и барнаульский, и владимирский, и узловский, и смоленский хладокомбинаты. Многие другие компании из регионов сегодня также стараются закрепиться в Москве. Мы считаем, что это нормальный процесс, и не видим в этом проблемы. Эта тенденция заставляет «шевелиться» московских производителей.
- Осенью этого года Минимущества собирается распродавать акции региональных хладокомбинатов. На ваш взгляд, как это повлияет на отрасль по производству мороженого?
- Все будет зависеть от того, в чьих руках окажутся эти хладокомбинаты. В отрасли активно идет процесс слияний и поглощений, и выброс на рынок сорока хладокомбинатов резко ускорит этот процесс.
- Эдуард Апкарович, возвращаясь к теме качества российского мороженого, хотелось уточнить: верно ли, что по действующему ГОСТу сегодня в России при производстве всех видов мороженого разрешено применять растительные жиры и сою?
- В настоящее время ГОСТ на мороженое находится в стадии разработки. Наша ассоциация, ознакомившись с первой редакцией ГОСТа, выразила резкие возражения по его концепции и содержанию. В первой редакции ГОСТа разрешалось производить все существующие на тот момент виды мороженого, в том числе и мороженое с добавками сои. Такое мороженое мы называем суррогатом. Наша ассоциация выступила за то, чтобы мороженое изготавливалось исключительно на молочных жирах. Нас поддержал в этом и Фонд защиты потребителей, и Молочный союз. В итоге в сотрудничестве с этими организациями нам все-таки удалось «вычистить» из первой редакции ГОСТа положения о допустимости использования сои и растительных жиров. Исключение было сделано только для кокосового жира, который, в отличие от других растительных жиров, является доброкачественным продуктом. Сегодня мы активно участвуем в создании ГОСТа и добиваемся того, чтобы в его последней редакции пломбиром, сливочным и молочным мороженым называлось мороженое только на молочной основе. Это означает, что если вы увидите на этикетке мороженого слова «сливочное, молочное, пломбир», то вы можете быть уверены, что растительных жиров в нем нет.
- Можно ли по вкусу отличить мороженое, в котором используются натуральные молочные жиры, от суррогата?
- Очень легко и просто. Если вы после того, как съели мороженое, ощущаете налет во рту, значит, вы съели продукт, содержащий растительные жиры. Этот налет, естественно, проходит, и это мороженое безопасно, но у растительных жиров другая температура плавления, и поэтому избавиться от ощущения этого налета очень трудно. Кокосовый жир имеет меньше таких последствий, но он примерно в три раза дороже других растительных жиров и по своей цене приближается к молочному жиру.
- По данным Союза мороженщиков России, до 80% отечественных производителей мороженого применяют растительные жиры при производстве мороженого. Вы подтверждаете эту цифру?
- Мы не имеем собственного подтверждения этому, поскольку такого исследования не проводили, но Союзу мороженщиков России верим. К сожалению, производителей мороженого идти на использование растительных жиров заставляют требования реализаторов. Мороженое, как и любой другой товар, практически всегда проходит стадию опта, затем – стадию розницы. И когда оптовик приходит к производителю и диктует отпускные цены, производитель просто вынужден их снижать для того, чтобы не остановить свое производство. Но трудно снижать цену и сохранять при этом качество продукта.
- В одной из публикаций я прочитал ваше высказывание о том, что мороженое, в котором не используются традиционные ингредиенты, вообще не должно называться мороженым. Насколько эта идея осуществима на практике?
- Еще буквально 7–8 лет назад мы не знали других ингредиентов, кроме сладкосливочного масла, сгущенного молока, шоколада и т.д. Это традиционные продукты, которые ассоциируются с отечественным мороженым, но сейчас используются новые ингредиенты. Поэтому два года назад, когда начиналась работа по ГОСТу, мы выдвинули такое предложение: продукт, называемый мороженым, должен включать сырье только на молочной основе. В этом плане мы идем в соответствии с общепринятыми мировыми нормами. Например, в США есть понятие ice-cream – мороженое на молочной основе. А для мороженого с растительными жирами, чтобы не вводить в заблуждение потребителей, существует название «мелорин». По их градации мелорин – это замороженный десерт с растительным жиром до 6%. Сегодня, исключая ice-cream на молочной основе, остальное мороженое там подразделяется на шербет, ice-water, мелорин.
- Вы выступаете за аналогичную классификацию в России?
- За эти два года мы немного изменили свою позицию. Например, я думаю, что мы не найдем понимания, если будем отрицать, что мороженым являются, например, наши знаменитые стаканчики «за 7 копеек», где нет молочного сырья, а есть только протертая ягода. Кроме того, совсем немного молочного жира, например, в шербете. Мы считаем, что и фруктовые стаканчики, и шербет все-таки имеют право называться мороженым. Но отсечь от мороженого все суррогаты, сделанные на сырье, нетрадиционном для России, – наша задача. Помимо этого мы предложили ввести градацию мороженого. Это мороженое «премиум», «экстра» и «стандарт». Само слово «стандарт» говорит, что это мороженое сделано в соответствии с ГОСТом. «Экстра» – выше «стандарта». И мороженое «премиум» – существенно выше «стандарта». Если я пишу на обертке «премиум» и рассчитываю на большую цену, то я должен подтвердить, что это действительно так. Выпуск мороженого «премиум» – это не только сырьевая составляющая, это более высокие технологические и технические требования.
- В настоящий момент вы отслеживаете нарушителей стандартов?
- Мы создали программу «Общественный контроль качества на рынке мороженого». И в прошлом году выехали по этой программе на проверку производителей Ставропольского края, участвовали в проверке Московской области вместе с Госторгинспекцией. В этом году мы провели проверку в Татарстане. Главная цель этих проверок – сверить, что написано на этикетке и из чего фактически изготовлено мороженое. Мы ни в коей мере не заменяем государственные органы контроля. Ассоциация берет на себя контроль с точки зрения покупателя. Если соответствия по массе, по составу, по жиру, указанным на этикетке, фактически нет, мы предупреждаем производителя. Если же наше предупреждение не вызывает никаких ответных действий, то в этом случае мы подключаем государственные органы и СМИ, чтобы воздействовать на нарушителя.
- Ваша инициатива по проведению проверок региональных производителей не является ли желанием вытеснить с рынка более мелких игроков, которые сбивают цену на рынке и тем самым переходят дорогу крупным производителям мороженого?
- Наша задача – не убрать с рынка мелкие предприятия, а оградить потребителя от некачественной продукции и сделать бизнес честным. Мы поддерживаем и мелких, и крупных добросовестных производителей и стараемся воспитать грамотного потребителя.
01.08.2003
RBC Daily