Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Пионерский бизнес

Фирма "Мир детства XXI век" управляет шестью лагерями на берегу Черного моря, а ее оборот составляет более $600 000.

Трудовой лагерь для школьников - вовсе не пережиток советского прошлого. Андрей и Лариса Шадрухины, владельцы фирмы, специализирующейся на детском летнем отдыхе, считают, что это довольно перспективное направление бизнеса. Шадрухины знают, о чем говорят. Они начинали свое дело с $200 в кармане. Сейчас их фирма "Мир детства XXI век" управляет шестью лагерями на берегу Черного моря, а ее оборот составляет более $600 000.

По данным Министерства образования, ежегодно в летних оздоровительных лагерях отдыхает около 12 млн российских детей. Отдыхают они не только на территории нашей страны. Крымский "Артек" (в прошлом году принял 25 000 школьников) , а также две другие элитные экс-советские здравницы - "Орленок" и "Океан" - до последнего времени доминировали на рынке детского отдыха на территории стран СНГ.

Однако ситуация стала меняться: у них появились конкуренты в лице новых частных лагерей, считает исполнительный директор агентства "Артек-тур" Николай Будович. До нынешнего сезона его агентство работало только с "Артеком" и в прошлом году продало туда 9000 путевок. Но с этого сезона путевки в крупнейшую детскую здравницу подорожали с $400 - 420 до $480 (без учета агентских комиссионных и стоимости дороги). Такая цена за 21 день проживания ребенка на берегу моря устраивает не всех клиентов. Поэтому агентство Будовича начало работать с двумя частными лагерями, "Дельфин" и "Аврора", в районе Херсонеса. Первый - всего на 280 детей, второй - на 480. "За небольшими частными лагерями - будущее", - уверен Будович. Они мобильнее и легко могут реагировать на рыночные изменения.

Не частные клиенты.

Ассоциация детского и юношеского туризма "Мир детства XXI век" начала работать на рынке гораздо раньше, чем частные лагеря последней волны, о которых говорит Будович. В среднем путевка в такие лагеря стоит на 20 - 25% дешевле, чем в знаменитый "Артек". 20-дневный отдых в одном из лагерей "Мира детства" обойдется еще дешевле - около $200. С момента своего появления в 1993 г. компания практически не работает с клиентами из числа физических лиц - родителей, частным порядком отправляющих своих детей на отдых.

Клиенты "Мира детства" - это организованные детские группы из школ, интернатов и детских домов. Для их привлечения Шадрухиным приходится немало работать с различными госорганами, отвечающими за детский отдых. На этот год, например, им удалось победить в конкурсе московского Департамента образования на право принимать детей из столицы России (80% дохода "Миру детства" приносят российские дети).

Государство оказалось для компании надежным партнером. Скажем, только на 2003 г. в бюджете Фонда социального страхования России на оздоровление детей выделено 8,3 млрд руб. За счет средств обязательного социального страхования отдых ребенка может оплачиваться из расчета 400 руб. в сутки. Например, в московской экспериментальной Школе самоопределения (N 734) на родителей приходится лишь около 40% расходов. Остальное идет из средств соцстраха.

Бюджетные средства составляют около половины дохода "Мира детства". Такая традиционная политика и позволила "Миру детства" стать крупнейшей частной лагерной компанией в Крыму. В общей сложности годовые продажи компании составляют от $600 000 до $700 000, в шести ее лагерях ежегодно отдыхает более 2000 детей.

Главное - вода.

Между тем собственно лагеря появились в активе "Мира детства" не сразу. Этим направлением туризма Шадрухины занялись по воле случая. В 1993 г. капитан-лейтенант Тихоокеанского флота Андрей Шадрухин уволился из рядов ВМФ и стал думать, чем заняться на гражданке. В поселке Старый Просвет Курганской области, откуда родом Шадрухин, работы не было. И тогда Шадрухины поехали в Севастополь - город, где выросла Лариса и где Андрей закончил в свое время Военно-морское училище им. Нахимова. Переезд в южный город отвечал появившимся у Шадрухина еще во время службы мыслям о туристическом бизнесе.

Начать он решил со своей альма-матер. Он вспомнил, что в училище им. Нахимова отличное общежитие на берегу моря. Летом это общежитие - с комнатами по четыре человека, умывальниками и туалетами на этаже, всей необходимой инфраструктурой и, наконец, чудесным песочным пляжем - пустовало. На тот момент у Шадрухиных было ровно $200. Однако помогли старые связи: он арендовал несколько комнат в общежитии для пятого курса и договорился со столовой. Условились, что деньги за аренду начинающие предприниматели отдадут, когда отработают. "Это была своего рода афера: мало ли что, приедут - не приедут? " - вспоминает Шадрухин.

Но Шадрухиным сразу же повезло. Вообще-то в общежитии они собирались размещать взрослых отдыхающих, но случайное знакомство по-другому определило направление бизнеса семьи Шадрухиных на ближайшие годы. Андрей поехал получать разрешение на туруслуги в Киев и в поезде познакомился с директором бывшего государственного турагентства Киевской области. Агентство как раз искало место, куда бы направить на лето группу школьников. Так к Шадрухиным приехали первые 50 детей. Помимо моря и крыши над головой, в проживании в общежитии было немаловажное достоинство: училище предоставило возможность детям пройти краткий курс военной подготовки.

Поначалу некоторых клиентов находили прямо на вокзале - например, группу молдавских детей, ставших после этого их постоянными клиентами. "В Крыму вообще такая "добыча" клиентов очень распространена. Если, не дай бог, какая-то турфирма пропустила момент встречи своей группы, опоздала минут на 20 - этой организованной группе тут же начинают предлагать другие варианты", - рассказывает Лариса Шадрухина, отвечающая в семейной компании за финансы.

В конце лета с училищем расплатились двумя факсами (тогда госорганизациям нельзя было принимать деньги). На факсы супруги потратили $250 из $1000, заработанных в свой первый сезон. Идея использования пустующих летом общежитий понравилась предпринимателям. На следующий сезон они арендовали общежитие ПТУ. Это было ошибкой. Там был комплекс проблем, но самая тяжелая - отсутствие воды. Приходилось арендовать пожарную машину и подавать шланг на четвертый этаж.

Шадрухины хорошо усвоили урок: вода должна быть обязательно, даже при тогдашней дешевизне проживания - $3 на человека в день. В каждом из своих нынешних лагерей они пробурили скважину. Это выгодно отличает учреждения "Мира детства" от прочих крымских здравниц, которые, как правило, не могут обеспечить постоянное водоснабжение, утверждает руководитель выездных лагерей школы N 734 Вадим Злотников.

Лагерный маркетинг.

Несмотря на трудности, тем летом оборот семейного дела составил почти $40 000 (четыре смены, приезжало по 160 человек). С полученной прибылью - $2000 - Шадрухины на следующий сезон уже могли арендовать два настоящих пионерлагеря по 2,5 га каждый. Позднее эти лагеря, "Прибой" и "Нахимовец", компания приобрела в собственность. "Нахимовец" до этого принадлежал совхозу. "Практически это был уже не лагерь, а только остов здания: без окон, без дверей, без полов, без электричества, - в него вложили практически все заработанные деньги", - рассказывает Андрей.

Со временем Шадрухины взяли в долгосрочную аренду еще четыре лагеря. Все лагеря тематические. В военно-патриотическом лагере проводится "Зарница" - с полосой препятствий, стрельбой из автомата, погружением под воду и т. п. В конце смены детей награждают беретом и тельняшкой. Эту программу лагерь устраивает по договору с Черноморским флотом России, базирующимся в Севастополе. Военно-патриотическая программа самая дорогая - скажем, показательный бой с участием морской пехоты Черноморского флота обходится примерно в 300 руб. в сутки на человека.

Еще в структуре "Мира детства" есть историко-археологический лагерь, адаптационный (там учат выживать в диких природных условиях) , эколого-биологический (на базе Института биологии южных морей).

Последний проект - трудовой лагерь. Идею подали в 1997 г. два московских интерната, в которых были уже довольно взрослые дети. Но сделать это было не так-то легко. "Это не идет на ура в совхозах. Потому что детские нормы производительности почти в два раза ниже. А платить им нужно полностью. Первые два года мы убеждали их, что это нужно для детей. В обмен на группу детей работников совхозов брали отдыхать по льготным ценам", - рассказывает Андрей Шадрухин.

В конце концов трудовой лагерь организовали на базе совхоза-завода им. Осипенко. Его директор согласился, что труд - это действительно важно в плане воспитания детей. Детьми руководят бригадиры, которые постоянно настраивают их на работу, подводят итоги, поощряют и порицают с помощью традиционных педагогических приемов. Например, если ты не делаешь норму, то ты подводишь всю группу, а если завтра не исправляешься, остаешься дежурным по корпусу.

Одно из приятных условий - труд заключается в собирании черешни, персиков, винограда и тому подобных даров природы, которые разрешается есть без ограничения. Организаторы постарались внести дух соцсоревнования: скажем, бригаду, которая собирает больше, награждают переходящим вымпелом и поощряют материально. Очень трудолюбивый ребенок при стоимости путевки $130 может заработать за смену $80 - 90. "Мы хотим, чтобы они на самом деле прочувствовали, что они сами могут заработать и насколько тяжело их родителям зарабатывать", - с гордостью говорят Шадрухины.

В последнее время Шадрухины подумывают о том, чтобы применить свои разработки для детей в отношении взрослых людей. Все-таки рентабельность детского отдыха низковата (например, дети не очень бережливы: $100 000 приходится ежегодно вкладывать в ремонт и замену различного имущества). А туры по выживанию в горной местности или военно-патриотические игры наверняка будут пользоваться спросом и у взрослых, уверены севастопольские предприниматели.


Ольга Промптова
24.06.2003  Ведомости

24.06.2003



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов