Интервью: Владимир Карнаухов, член совета директоров торговой сети "Седьмой континент"
Владимир Карнаухов: "Седьмой континент" не будет заниматься региональной экспансией".
За последний год компания "Седьмой континент" превратилась в одного из самых активных ньюсмейкеров на розничном рынке. Осенью 25% акций "7К инвест-холдинга" (крупнейшего акционера "Седьмого континента") купил бывший глава Собинбанка Александр Занадворов. Вскоре после этого "Семерка" объявила о создании национальной сети гипермаркетов с названием "Мосмарт" - весьма похожим на название крупнейшего ритейлора в мире Wal-Mart. Недавно было объявлено о масштабной реорганизации структуры и о готовящемся IPO сети "Седьмой континент" весной 2004 г. Сегодня компания открывает первый гипермаркет этой сети. Член совета директоров "Седьмого континента" и гендиректор ОАО "Столичные гастрономы "Смоленский", "Центральный", "Охотный Ряд" и другие" (владелец имущества "Седьмого континента") Владимир Карнаухов рассказал о перспективах этого проекта и других планах компании в интервью "Ведомостям".
- В 2002 г. "Седьмой континент" объявил, что построит в Москве 20 гипермаркетов cash & carry. Теперь вы открываете гипермаркет совместно с "Гиперцентром". Одним вам проект оказался не по силам?
- Строительство оптово-розничных гипермаркетов площадью 15 000 - 30 000 кв. м - проект довольно дорогой. Реализовать его нам одним действительно было бы тяжело. Но не в этом дело. [Владельцы ООО "Гиперцентр"] Безелянский и Шелухин предложили нам реализовать этот проект совместно. У них были собственные планы по развитию аналогичной концепции магазинов. Было решено на паритетных началах создать ООО "Мосмарт", которое будет заниматься исключительно строительством гипермаркетов, а "Седьмой континент" останется в более привычных для себя форматах - супермаркет, универсам и др. Теперь все, что строится площадью более 10 000 кв. м, будет прерогативой "Мосмарта", а все, что меньше, - прерогативой "Седьмого континента". На сегодняшний день на эту программу мы консолидировали порядка $150 млн. Уже на этот год в рамках "Мосмарта" мы запланировали товарооборот $50 млн, на 2004 г. - $200 млн и в 2005 г. - $500 млн.
- Есть мнение, что вы пошли на альянс с "Гиперцентром" потому, у него есть участки под застройку, а вам город еще ничего не дал. Вы это подтверждаете?
- Нет, это не так. Участки площадью 4 - 5 га, которые мы могли бы быстро освоить, в Москве найти очень сложно. Кроме того, желающих получить землю много: "Перекресток", "Рамстор", Real и др. , и Москва не может отдать все участки только в одни руки. Сегодня мы видим около 7 - 10 площадок, на которых в 2003 - 2005 гг. можно реализовать концепцию "Мосмарта".
Но мы, естественно, будем строиться и на земле "Гиперцентра". Первый гипермаркет, на Ярославском шоссе, скоро открывается, а на Дмитровском шоссе откроется в феврале-марте 2004 г. Дальше будем строить на своих участках, которые получили под нашу программу: на улице Сталеваров (район шоссе Энтузиастов) и Кировоградской (район Варшавского шоссе). В будущем все участки площадью 5 - 6 га, выделяемые нам, тоже будут использоваться под "Мосмарты".
- В 2001 г. "Седьмой континент" анонсировал собственную программу региональной экспансии, в частности в Петербург. Не будет ли там конкуренции между "Семеркой" и "Росмартом"?
- Такой проблемы не возникнет. Я впервые заявляю: "Седьмой континент" не будет заниматься региональной экспансией, а сконцентрирует свои усилия только на московском регионе. Зимой мы вышли из совместного строительного проекта с ЦКБ "Рубин" в Петербурге. Решение было принято после создания СП с "Гиперцентром". "Росмарт" с его 60 кассами и ассортиментом 40 000 - 50 000 наименований - более престижное предложение для регионов. Выходить же в регионы с небольшими магазинами довольно рискованно. Желание покупать продукты в "Седьмом континенте", мы уверены, там будет. А вот спокойно приобрести их и быстро рассчитаться при 12 кассах и большом потоке покупателей в первых региональных магазинах будет крайне тяжело. От свалки и давки может пострадать торговая марка сети "Семерки".
- Гипермаркет в "Атриуме" обошелся вам в $24,5 млн. Не планируете ли после запуска проекта "Мосмарт" отказаться от столь крупных и дорогих покупок?
- Цифру по "Атриуму" я сегодня подтвердить не могу. Скажу лишь, что супермаркет в ТЦ "Западный" мы купили за $5,5 млн. Но "Западный" и "Гвоздь", открытые в начале 2002 г. , мы уже окупили. "Атриум" и "Вэймарт" планируем окупить к лету 2004 г. Поэтому не будем отходить от практики покупки супермаркетов в торговых центрах. Сейчас у нас ведутся переговоры о покупке магазина в торговых центрах в Марьине, Бибиреве, на Беловежской улице напротив "Ашана" и т. д. Но вместе с тем мы в этом году начали брать магазины в аренду, чего раньше не практиковали. Это более экономичная практика, и она позволит динамичней развиваться. Первый арендованный магазин открыт недавно на Вешняковской улице.
- Это связано с реструктуризацией компании?
- Это связано с несколькими причинами. Во-первых, нам нужно быстрее развиваться. Ведь сейчас идет формирование сетей, которые будут устойчиво работать на московском, а затем и на региональном рынке. И нам надо овладеть максимальным сегментом рынка. А сейчас формат универсамов, в котором мы работали в 90-х, практически исчерпал себя - свободных магазинов площадью 2000 кв. м в Москве не осталось. Поэтому мы помимо строительства будем арендовать и небольшие так называемые "магазины у дома" - с торговым залом от 300 до 700 кв. м. Сегодня в Москве таких магазинов, которых еще не касались сетевики, около 600.
Сегодня в "Ашанах" очень много покупателей. По словам самих французов, в субботу-воскресенье в гипермаркете на Осташковском бывает до 30 000 покупателей. Это очень много. А у нас на сегодня за день проходит 90 000 - 100 000 человек во всей сети, включающей 38 магазинов. Но у "Ашана" наценка невысокая (в 2002 г. они начинали с наценки 0 - 5% ), на которую российским сетям, живущим преимущественно на собственные средства, развиваться сложно. Чтобы максимально охватить свою аудиторию и увеличить свою долю рынка и поток покупателей, мы выходим с четырьмя разными форматами магазинов, в том числе и с небольшими "магазинами у дома".
- О какой доле рынка вы сейчас говорите?
- Когда в 2001 г. Владимир Груздев уходил из компании, он поставил задачу достичь той доли, которую позволяет антимонопольное законодательство, - порядка 35% рынка Москвы. Думаю, это вполне достижимая перспектива.
- Недавно ваши основные акционеры заявили о планах выхода на IPO в 2004 г. , когда оборот компании вырастет до $500 млн. Почему взята именно эта цифра?
- Компания с оборотом меньше $500 млн, на наш взгляд, не столь интересна потенциальным инвесторам. Ведь есть пример аптек "36,6". У них прошло IPO, но котировок нет вследствие низкой ликвидности акций.
Но дата размещения IPO - 2004 г. - обусловлена не только тем, что через год мы планируем выйти на $0,5 млрд. Мы хотим произвести размещение 5 - 10% -ного пакета за 2 - 3 недели до выборов президента или через 2 - 3 недели после. Они, как известно, пройдут весной 2004 г. В момент выборов сильны ожидания инвесторов, а значит, и продажа акций может состояться по максимальной цене. Вспомните, когда были прошлые выборы президента в марте 2000 г. , акции РАО ЕЭС стоили 14 - 16 центов, в период выборов - неделя до и после - они выросли до 24 центов. Позже они опустились до 10 центов за акцию.
- Как выглядит структура компании сейчас?
- Есть три компании: ЗАО "7К инвест-холдинг", принадлежащее ему ОАО "Седьмой континент" (98,7% ), специализирующееся на розничной торговле, и девелоперская компания "ОАО "Столичные гастрономы". 50% "7К инвест-холдинга" принадлежит Александру Занадворову, 35% - семье Груздевых и 8% и 7% - соответственно Юрию Гаврилову и Евгению Мыльникову. Они были одними из основателей "Седьмого континента".
В "Столичных гастрономах" "7К инвест-холдингу" принадлежит 27% , Занадворову - 35,969% , Груздевым - 25,178% , Гаврилову и Мыльникову - около 5%.
Мы разделили два бизнеса: девелоперский ( "Столичные гастрономы" владеют недвижимостью и сдают ее в аренду "Седьмому континенту") и розничный ( "Семерка" занимается только розницей). Такая структура, на наш взгляд, более прозрачная и простая. Это важно в преддверии нашего выхода на IPO. Ведь потенциальных покупателей IPO интересует не недвижимость, а только операционная компания.
- Недавно вы обнародовали размер торговой наценки в магазинах новых форматов. В "Пяти звездах" (бывшие de luxe. - "Ведомости") она доходит до 50%. Как это увязывается с намерением ритейлоров снижать цены с января 2004 г. , к которому вы тоже присоединились?
- Наценка в 50% касается только эксклюзивных товаров, а товары повседневного спроса будут продаваться с наценкой 15 - 20%. И вообще, вопрос наценки сегодня не однозначен с точки зрения той розничной цены, которую покупатель видит в магазине на ценнике. Гораздо большее значение, чем наценка, сегодня имеют размер сети, количество магазинов в ней, товарооборот, ее отношения с поставщиками и т. д. Ведь при объемах продаж, которые имеет сегодня "Седьмой континент", и наценка в 30 - 40% дает существенно меньшую цену, чем наценка в 20 - 25% в небольшом одиночном магазине, потому что отпускные цены поставщиков для нас существенно ниже.
- Каковы ближайшие перспективы российского розничного рынка?
- Ситуация будет развиваться по общемировому пути. Будет усиливаться конкурентная борьба. Сейчас в Москве порядка 30 компаний с оборотом от $3 млн до $500 млн, которые именуют себя сетями и которые в совокупности контролируют не более 15% рынка. Но через 5 - 7 лет, я думаю, в московском регионе останется не более 3 - 5 российских продуктовых сетей (среди них - "Седьмой континент") и столько же иностранных. Мелкие российские операторы, я думаю, будут сливаться или поглощаться только российскими конкурентами - иностранцам нет смысла покупать сети с оборотом $10 - 25 млн и непонятной управленческой структурой.
- Каким будет соотношение долей рынка отечественных и иностранных ритейлоров?
- Сложно сказать. Мне кажется, что на рынке супермаркетов и "магазинов у дома" у иностранцев нет вообще никаких шансов. В этих форматах велика концентрация российских компаний, которые, в принципе, выросли на этих форматах. Что касается рынка гипермаркетов, то на нем в будущем я вижу только три компании: "Ашан", "Мосмарт" и Real. С 1 января 2004 г. , когда будет отменен налог с продаж (НсП) , возможно, в этом формате легально станут работать магазины Metro Cash & Carry. Сегодня она себя позиционирует как магазины для юрлиц, чтобы уйти от уплаты налога с продаж. Но, насколько нам известно по отзывам покупателей Metro, сегодня около 70 - 85% покупок, которые они там совершают, индивидуальные.
- Недавно вы в составе пула топ-менеджеров столичной розницы выступали против сохранения НсП. Вам удалось организовать мощный пиар своей акции. Планируете ли вы и дальше так же отстаивать совместные интересы?
- Это необходимо делать, у ритейлоров нет выбора. В рамках обсуждения судьбы НсП мне пришлось выступать на налоговом подкомитете Госдумы. Знаете, что меня поразило? Там ни разу не прозвучало понимание того, что торговля - это крупная отрасль, которая сегодня дает колоссальные отчисления в бюджет, у которой есть свои интересы и т. д. И это при том, что только официально известный объем рынка в 2002 г. - порядка $100 млрд. Это в четыре раза больше объема всего нефтяного рынка России.
На мой взгляд, наши отраслевые интересы сегодня нужно отстаивались на государственном уровне. А это могут делать лишь те люди, которые выдвинуты в выборные органы из нашей среды и хорошо понимают интересы торговли.
- Видимо, вы имеете в виду основателя компании Владимира Груздева, который планирует баллотироваться в Госдуму? Однако от многих ритейлоров приходилось слышать мнение, что с 2001 г. , работая в Мосгордуме, он делал не столько для торговли в целом, сколько для "Семерки".
- Я не соглашусь с этим. С помощью группы депутатов, в числе которых был и Владимир Груздев, удалось, например, решить проблему аренды земли в Центральном административном округе Москвы. Раньше сети не могли оформлять в аренду землю под магазинами более чем на 10 лет (в то время как в других округах это ограничение составляло 25 - 49 лет). Сейчас это ограничение снято. На днях должен быть опубликован закон о том, что земля в черте Москвы под капитальными сооружениями оформляется в аренду как минимум на 25 лет. Это сильно повысит интерес инвесторов к операторам, работающим в центре. А ведь это не только мы. В центре находятся "Новоарбатский", "Перекресток" в ТЦ "Тишинка" и т. д. Завтра в центре может появиться кто-то новый. И у него уже не будет возникать наших проблем.
- Если говорить о защите интересов отечественной розницы, то не планируете ли вы добиваться через пул топ-менеджеров или Госдуму государственных мер по сдерживанию экспансии западных ритейлоров?
- Мне кажется, с учетом того, что ни одна другая отрасль не может сравниться с розницей по обороту, государство должно думать о том, чтобы интересы отечественной розницы учитывались. Например, доля иностранных сетей в общем товарообороте не должна превышать 50%.
Защитные меры должны предусматривать интересы отечественных компаний. В данном случае, как мне кажется, нужно готовить документы, которые могли бы регулировать деятельность отрасли в целом. Мы же имеем закон о банках или страховых компаниях, в котором четко прописано, какая доля иностранного капитала может быть в российских компаниях. Правда, оппоненты этого закона говорят, что и без закона эта доля никогда не превышалась. Да, действительно, не превышалась. Но до тех пор, пока Россия не имела сегодняшней инвестиционной привлекательности.
Или доля товаров отечественного производства в российских сетях должна быть не менее скольких-то процентов. Думаю, наши интересы совпадают с интересами продовольственной безопасности государства. Ведь от розничных сетей в будущем будет очень сильно зависеть производство продуктов. Те товары, которые будут покупать сети, и будут производиться. А кто обещал, что западные сети будут торговать российскими товарами?
БИОГРАФИЯ: Родился 5 февраля 1946 г. в Восточной Германии в семье военного. В 1965 - 1969 гг. учился в Новосибирском институте кооперативной торговли (специальность - "товаровед высшей квалификации и организации торговли"). С 1969 по 1983 г. работал на административной и партийной работе в Томской области. С 1983 г. - начальник главка в Минторге РСФСР, заместитель министра торговли РСФСР. В 1986 - 1990 гг. - начальник главного управ- ления торговли Москвы. В 1990 - 1992 гг. - вице-премьер правительства Москвы. С сентября 1996 г. работает в "Седьмом континенте". Женат, имеет двух дочерей.
О КОМПАНИИ: ОАО "Столичные гастрономы "Смоленский", "Центральный", Охотный Ряд" и другие" создано в 1996 г. Владелец 38 магазинов в Москве, в которых торгует сеть "Седьмой континент". Общая площадь принадлежащих ОАО магазинов составляет сегодня 139 500 кв. м, торговая - 51 300 кв. м. Выручка компании от сдачи площадей в аренду "Седьмому континенту" в 2002 г. составила $40 млн.
ОАО "Седьмой континент" создано в 1994 г. Оборот в 2002 г. составил $300,5 млн, EBITDA - $33 млн.
Сергей Канунников
20.06.2003
Ведомости
|