Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кузница мастеров

Спрос и цены на образование по программам MBA растут намного быстрее, чем расширяется качественное предложение

В России растет спрос на бизнес-образование, что связано не только с положительной динамикой развития образовательного рынка в целом. Как не раз отмечал "Эксперт Северо-Запад", российский бизнес выходит на новый этап развития: приоритетом для компаний становится не решение тактических задач, а выстраивание долгосрочных стратегий. Теперь владельцам бизнеса и менеджерам мало быть энергичными, квалифицированными специалистами, уметь "решать вопросы" и "разруливать проблемы". Нужны систематизация накопленных знаний, их дополнение "чужим" опытом, определение собственного взгляда на развитие экономики.

В удовлетворении новых потребностей предпринимателей и видят свою основную задачу бизнес-школы. Большинство из них предлагает одновременно несколько образовательных программ, с разным содержанием, историей и репутацией. Пожалуй, самая перспективная из них - MBA (Master of Business Administration, или Мастер делового администрирования). Эта программа ориентирована на людей, уже имеющих довольно богатый административный опыт, желающих его грамотно проанализировать и расширить. Таким образом, MBA оптимально соответствует сегодняшним задачам российского бизнеса.

Перспективный малыш

На рынке дополнительного бизнес-образования Петербурга представлено несколько форм обучения: краткосрочные курсы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (в частности, так называемая президентская программа - "Профессиональная переподготовка в рамках программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации") и MBA.

Курсы повышения квалификации наиболее популярны среди узких специалистов - бухгалтеров, менеджеров по персоналу, рекламе и т.д. Плюсы таких курсов: "заточенные" годами программы, краткий срок обучения (до двух месяцев), доступные цены (до 800 долларов за два месяца). Профессиональная переподготовка ориентирована в основном на людей, желающих получить глубокие теоретические знания в области экономики. Срок обучения в рамках программ переподготовки достигает 9 месяцев, стоимость - 3 тыс. долларов.

Два названных вида обучения занимают основную часть "бизнес-образовательного" рынка, общий объем которого составляет в Петербурге около 40 млн долларов. Программы MBA и по числу выпускников (в среднем до 500 человек в год на весь город), и по обороту (около 2,5 млн долларов) значительно им уступают. Примечательно, что почти все ректоры вузов, с которыми общался корреспондент журнала "Эксперт С-З", задавали вопрос: "Почему вас интересует главным образом MBA? Ведь это самый маленький сегмент рынка бизнес-образования". И тут же оговаривались: "Правда, самый перспективный".

Программа-брэнд

МВА - бесспорно, "раскрученный" брэнд, или даже культовый символ мирового рынка образования. В западной предпринимательской среде данная аббревиатура символизирует "головокружительный карьерный рост и умопомрачительный успех" (так описывается эта программа на сайте одной из западных бизнес-школ). Оттуда же: "Безработный выпускник МВА - это нонсенс. Выпускник MBA, прозябающий на плохой, низкооплачиваемой должности, - еще больший нонсенс". На Западе распространена легенда о том, что выпускник хорошей бизнес-школы уже на своей первой (после получения диплома МВА) работе получает не менее 100 тыс. долларов в год.

Заметим: как и в случае с любым другим брэндом, связанные с MBA ассоциации далеко не всегда соответствуют действительности. Бесспорно одно: данная программа во всем мире считается высшей ступенью бизнес-образования, открывающей возможности для развития карьеры. По сути, МВА - магистратура для людей, ранее получивших высшее образование и ставших менеджерами минимум среднего звена. Эта программа дает дополнительное образование, знания и навыки в области менеджмента, финансов и маркетинга. На ее занятиях учат грамотно принимать управленческие решения и выстраивать стратегию бизнеса. У MBA есть еще одна особенность, которая, собственно, и отличает ее от других программ бизнес-образования, - метод case study, то есть детальный разбор реальных ситуаций, в которых оказывались разные компании. Преподаватели MBA занимаются сase study до 60% академических часов.

Наша школа!

Если в Европе первые программы МВА появились в 1960-е годы, то в России этот сектор начал формироваться только в начале 1990-х годов, и с тех пор бизнес-школы множатся, как грибы после дождя. Однако учреждений, заслуживающих доверия, в Петербурге, по оценкам специалистов, не наберется и десятка.

Стоит сделать небольшое отступление: в мире существуют две традиции МBА. В США все ведущие школы бизнеса (Гарвардская, Стэнфордская, Уортонская, Слоуновская и др.) развиваются в рамках крупных университетов, в нашей терминологии это просто факультеты. В Старом Свете ситуация иная: бизнес-школы, даже учрежденные крупными университетами, развиваются в качестве самостоятельных учебных заведений. Среди них наиболее известны INSEAD (Франция), IMD (Швейцария), RSM (Нидерланды), Cranfield (Великобритания). В Петербурге представлены оба типа бизнес-школ. Классический пример - два проекта, созданных на базе Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ): факультет менеджмента развивается в соответствии с американской моделью - внутри университета, а Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП), имеющий того же учредителя, работает самостоятельно.

Сейчас на городском рынке программ МВА работают около 150 петербургских бизнес-школ, филиалы западных образовательных учреждений (Стокгольмская школа экономики и филиал Открытого университета Великобритании - Открытая школа бизнеса), а также московские структуры (например, Международный институт). Значительную часть рынка занимают мелкие игроки - школы при небольших частных вузах, которые нередко презрительно называют junk MBA - "мусорный МВА". Эти школы обычно не имеют аккредитации, их программы (ни по содержанию, ни по ценам, ни по длительности) не соответствуют принятым на этом рынке стандартам. Между тем брэнд МВА верно им служит - слушателями (довольно многочисленными) junk MBA становятся люди, желающие за скромную плату (от 800 долларов) формально получить "корочки" всемирно известной программы.

Другой сектор рынка представлен девяткой крупных игроков. В пятерку лидеров (по числу клиентов) входят факультет менеджмента СПбГУ, ИМИСП, Стокгольмская школа экономики, Высшая экономическая школа при Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов и Открытая школа бизнеса. В прошлом году они вместе набрали около 300 слушателей.

Далее следуют Российско-бельгийская Международная школа менеджмента (при ЛЭТИ), Международный банковский институт, Международная высшая школа управления при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Институт международного бизнеса и коммуникаций при Балтийском государственном техническом университете. В минувшем году они обучили по программе MBA не более 90 студентов.

Лимиты предложения

Впрочем, число слушателей будет расти: уже в следующем году, по оценкам экспертов, набор по программе МВА расширится в городе примерно на 30%. Все игроки отмечают: если еще два-три года назад спрос на МВА был стабильным, то сейчас он резко возрастает. "В двухтысячном году мы проводили первый набор на программу MBA, - рассказывает декан факультета менеджмента СПбГУ Валерий Катькало. - При небольшом конкурсе на программу, очень успешно сформировали первую группу из 32 человек. В 2001 году - уже 60 человек. В этом году к нам на программу поступило 100 человек. Причем мы имели достаточно хорошие возможности отбора среди абитуриентов".

Всплеск спроса, особенно на дистанционную форму курса MBA, отмечает и директор Отрытой школы бизнеса Борис Федоров. Впрочем, добавляют специалисты, понадобится еще 10-15 лет, чтобы объем этого рынка достиг среднеевропейских показателей.

Интересно, что, по словам Валерия Катькало, рост спроса происходит на фоне постоянного увеличения цен на МВА. Если в первый год цена за программу МВА на факультете менеджмента СПбГУ была 5300 долларов, то в этом году она вышла на уровень 8900 долларов США. Как полагает ректор ИМИСП Сергей Мордовин, следует ожидать и дальнейшего роста цен. "Средняя цена качественных программ MBA поднимется в городе с сегодняшних примерно 10 тыс. долларов до 20 тыс. через три-четыре года", - говорит он. Указанная динамика показывает, что качество бизнес-образования является для петербургских менеджеров существенно более важным фактором, чем цена. Иными словами, люди не хотят отказываться от диплома MBA и выбирать другие программы обучения из-за того, что этот диплом стал дороже.

С другой стороны, лояльность петербуржцев к MBA имеет естественные ограничения. Если указанный выше уровень цен в 20 тыс. долларов будет достигнут не через три года, а сегодня, рост рынка точно остановится, потому что большинство потенциальных клиентов оплатить обучение при всем желании не смогут. В то же время в Европе цена 20-30 тыс. долларов за курс MBA считается минимально необходимой для поддержания должного уровня обучения. Таким образом, ограниченная платежеспособность среднего петербургского менеджера является фактором, существенно сдерживающим развитие рынка. Этот фактор объясняет, почему при росте спроса в Петербурге не расширяется качественное предложение программ MBA.

Как отмечает Валерий Катькало, "порог входа на петербургский рынок "качественного" МВА весьма высок. Чтобы начать работу, требуются либо очень большие инвестиции, которые могут себе позволить только крупные западные школы, либо длительная подготовка школы". Например, ИМИСП готовил программу МВА к выходу на рынок почти три года. По всем прогнозам, новых сильных игроков в этом сегменте в ближайшие годы не появится. Когда городские менеджеры материально окрепнут, ситуация, конечно, изменится: возможность серьезно увеличить цены на образовательные услуги привлечет в Петербург западных игроков, которые будут конкурировать с "местными" школами-лидерами. По мере ужесточения конкуренции российским игрокам неизбежно придется увеличивать инвестиции в качество своих программ, что вызовет новую волну подорожания услуг.

Можно констатировать, что сегодняшняя "недоразвитость" петербургского рынка имеет свои плюсы: априори элитное MBA-образование пока является относительно доступным.



Петр Биргер

Развиваться вместе с компанией

Петербургские менеджеры идут учиться в бизнес-школы по разным причинам, но в то же время можно назвать и общие мотивы. Каждый из слушателей программы MBA, с которыми беседовал корреспондент журнала "Эксперт Северо-Запад", столкнулся с новыми задачами развития бизнеса либо вышел на новый этап карьерного роста.

Председатель совета директоров ЗАО "Искрасофт"Владимир Неровный, поступивший в текущем году на курс МВА факультета менеджмента СПбГУ, отмечает, что после 10 лет работы в бизнесе у него возникло устойчивое ощущение дефицита знаний, "которое дополнилось чувством ответственности за новый большой проект. Эти факторы подтолкнули меня получить дополнительное образование - подковаться перед началом нового серьезного дела". Начальник отдела off-trade ООО "Уайтхолл - Санкт-Петербург"Вера Дмитриева объясняет решение пойти учиться по программе MBA скачком в развитии ее фирмы: "С 2002 по 2003 год оборот фирмы вырос на 80%. Я должна была развиваться вместе с компанией". Директор коммерческого отдела ЗАО "А.Д.Д." Эдуард Голубков говорит, что руководство компании направило его получать диплом МВА, поскольку решило "вырастить команду сильных менеджеров, способных достигать не только тактических, но и стратегических целей".

Никита Андреев
Никита Андреев: "Обучение по программе МВА - самый рентабельный проект в моей жизни"

Представитель в России Triza Express Incorporated Вероника Карпухина связывает получение МВА с развитием своей карьеры: "За последние два года я сменила несколько мест работы. Появилась задача - систематизировать знания, которые я получила, работая на совершенно разных рынках. Кроме того, мне порой не хватало навыков и специальных знаний, чтобы корректировать свою деятельность по отношению к новым подчиненным и новому начальству".

Андрей Овчинкин
Андрей Овчинкин: "Крайне важны всязи, приобретенные в процессе обучения"

Сегодняшним слушателям еще предстоит оценить эффективность вложений в МВА, а выпускники бизнес-школ свои оценки уже сделали. Большая часть менеджеров, получивших дополнительное образование по этой программе, утверждают, что вложения в учебу себя оправдывают. Характерно высказывание выпускника Открытой школы бизнеса, ныне менеджера корпоративного планирования операций группы компаний Borealis Никиты Андреева: "Обучение по программе MBA оказалось самым рентабельным инвестиционным проектом в моей жизни". Поясняя это утверждение, Андреев говорит: "Я не только стал успешным специалистом в управлении бизнесом, но и приобрел иной, более полный взгляд на мир - это главный нематериальный дивиденд, полученный в результате обучения". Как подчеркивает Андреев, "когда я только начинал обучение, думал, что мне важен сам факт получения диплома, но в процессе продвижения по этому тернистому пути акценты смещались. В какой-то момент я понял: документ - диплом MBA, - хоть и престижен, принципиального значения не имеет. Что действительно важно - результаты в работе, которых вы достигнете благодаря полученному образованию, и знание того, "как я могу это сделать". Эти два фактора серьезно повышают стоимость менеджера на рынке труда, и моя карьера это подтверждает".

Выпускник той же школы, региональный менеджер по развитию сервиса (Ближний Восток) шведской компании Scania Андрей Овчинкин тоже говорит об оправданных ожиданиях: "Я искал профессиональные ответы на вопросы, которые возникали в процессе работы, и нашел их. Кроме того, трудно недооценить значение связей, которые вы приобретаете в процессе обучения. Эти связи важны не только для развития вашего бизнеса и карьеры - обмен опытом и идеями между людьми, принадлежащими к своеобразному клубу, дают сильный стимул к собственному развитию".

Знаки качества

Валерий Катькало
Валерий Катькало

Поскольку рынок MBA в России сформировался недавно, потенциальным клиентам сложно решить, как выбирать бизнес-школу, чтобы пройти обучение по этой программе. Декан факультета менеджмента СПбГУ (Санкт-Петербургского государственного университета) Валерий Катькало предлагает следующие критерии выбора: "Образовательное учреждение должно иметь сильный брэнд, длительные контакты с авторитетной западной школой бизнеса, постоянных партнеров в лице крупных российских компаний, направляющих сотрудников на обучение. Также очень важно, на мой взгляд, чтобы бизнес-школа опиралась только на собственных преподавателей".

Преподаватели - пожалуй, наиважнейший критерий. На Западе человек, обучающий слушателей в рамках программы MBA, не может быть теоретиком - он должен работать в бизнесе или заниматься консультированием. В России же пока преподавательский состав - ахиллесова пята бизнес-школ. Как отмечает выпускник программы МВА Открытого университета Великобритании (представитель в Петербурге - Открытая школа бизнеса) менеджер корпоративного планирования операций группы компании Borealis Никита Андреев, "МВА - прикладная программа, а в российских вузах ее зачастую ведут бывшие преподаватели политэкономии. Чему эти люди могут научить действующих управленцев крупных компаний? Учитывая это обстоятельство, я отмел всех российских "поставщиков" МВА".

Борис Федоров
Борис Федоров

Впрочем, отечественные бизнес-школы стараются доказать, что понимают проблему и работают над ней. Так, по словам ректора Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП) Сергея Мордовина, "у нас обязательным условием для учителя является наличие предпринимательского или производственного опыта. Кроме того, наши преподаватели вовлечены в управление институтом и занимаются бизнес-консультированием, что дает дополнительные знания, позволяет формировать кейсы".

Дополнительная гарантия качества бизнес-школы, в том числе квалификации ее преподавателей, - наличие аккредитации. В Петербурге государственную аккредитацию по программам МВА прошли только пять организаций: ИМИСП, факультет менеджмента СПбГУ, Российско-бельгийская Международная школа менеджмента, Международная высшая школа при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете и Высшая экономическая школа при Санкт-Петербургском университете экономики и финансов (СПбУЭиФ). Помимо российской государственной программы аккредитации существуют западные программы - их осуществляют, например, Американская ассамблея школ бизнеса, Европейская система улучшения качества (EQUIS) и Ассоциация MBA (AMBA). Аккредитации AMBA и EQUIS в Петербурге имеет Открытый университет Великобритании. Большинство других петербургских школ возмещают отсутствие западной аккредитации наличием партнеров за рубежом.

Сергей Мордовин
Сергей Мордовин

Кроме названных факторов важным для клиентов критерием выбора бизнес-школы является формат (регламент) обучения. Сейчас на рынке MBA доминируют очно-заочный и модульный форматы, позволяющие учиться, что называется, без отрыва от производства. Пример модульного обучения - Стокгольмская школа экономики в Петербурге. Слушатели приезжают в школу всего 15 раз для тренингов и сдачи экзаменов. Это происходит раз в полтора месяца, и каждый такой модуль длится несколько дней. Менее распространена полноценная очная форма обучения (full-time) - ее предлагает, например, Высшая экономическая школа. Наконец, Открытая школа бизнеса продвигает дистанционное обучение.

При таком формате студент занимается самостоятельно, но поддерживает постоянный контакт с тьютором, который его консультирует и дает задания. По мнению директора Отрытой школы бизнеса Бориса Федорова, дистанционное обучение позволяет добиться большего эффекта, чем очное: "В дистанционных программах сделан акцент на индивидуальную работу студентов. Они выполняют задания, где им предлагается применить концепции курса для совершенствования бизнеса".

Зачастую слушатели выбирают не самый эффективный, а единственно возможный для них вариант обучения. Не всем менеджерам позволено покидать службу на время занятий, поэтому для многих дистанционный формат оптимален.



Мнение выпускников MBA факультета менеджмента СПбГУ

Осипов Е. А., генеральный директор ОАО "Слотекс":

Осипов Е. А.
Осипов Е. А.

- Выбирая программу МВА факультета менеджмента СПбГУ, я ожидал получить лучшее базовое образование на факультете, где есть превосходные преподаватели, хорошие традиции. Все оказалось именно так, как мне хотелось.

За время обучения сформировалось понимание процессов, связанных с управлением бизнесом. В программе МВА очень хорошо сбалансирован курс обучения основным дисциплинам, есть возможность получения не только знаний, но и всевозможных консультаций, что для руководителей предприятий очень важно. За это время поменялось мировоззрение, отношение к бизнесу и методам ведения бизнеса, понятие "этика бизнеса" наполнилось для меня глубоким смыслом.

Маров В.И., региональный директор по Северо-Западу России, генеральный директор OOО "ОТИС Лифт":

Маров В.И.
Маров В.И.

- Программа МВА факультета менеджмента СПбГУ привлекает как содержанием (полученные знания применяются в работе немедленно), так и подачей материала, высоким уровнем преподавания и преподавателей. Не менее важна для меня и третья сторона - общение с коллегами по курсу - яркими и интересными людьми.

Баранов С.В., генеральный директор ОАО "Эра-Хенкель":

Баранов С.В.
Баранов С.В.

- Программа факультета менеджмента рассчитана на творческих и целеустремленных людей, ее курсы составлены таким образом, что позволяют учиться, не отрываясь от основной работы, значительно обогащая ее в процессе обучения. Занятия не только дают новые знания, но и структурируют уже имеющиеся, открывают возможность для реализации накопленного опыта, формируют представление о перспективах отечественного рынка, что важно для профессионального роста и развития бизнеса.

Стрельцова Е. В., директор торгового центра Cash&Carry "Лента-3" (Пулково):

Стрельцова Е.В.
Стрельцова Е. В.

- Обучение на факультете менеджмента СПбГУ построено таким образом, что позволяет понять все сферы деятельности предприятия. Это дает возможность выпускникам свободно, на одном языке, обсуждать проблемы, касающиеся разных аспектов работы организации. В программе преобладают уникальные авторские курсы, большая часть материала основана на конкретных примерах из жизни как западных, так и российских предприятий. Существенную роль в обучении играет также общение с сокурсниками. Как правило, среди обучающихся по программе МВА не бывает неинтересных людей, и наша группа не была исключением. Я горжусь, что закончила факультет менеджмента именно в университете.

Корнилова О.А., менеджер по обучению и развитию персонала Пивоварни "Хейнекен":

Корнилова О.А.
Корнилова О.А.

- Санкт-Петербургский государственный университет всегда был и остается лидером в области подготовки высококвалифицированных специалистов, и когда я узнала об открытии программы МВА на факультете менеджмента, то без колебаний подала туда документы.

В 2000 году я думала о дальнейшем развитии карьеры и полагала, что занятия по этой программе помогут мне в этом. Действительно, программа систематизировала и серьезно обогатила мои знания в области экономических и управленческих дисциплин, значительно расширила кругозор. Пришло осознание того, что многое можно делать по-иному, не так, как мы привыкли, более эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Хочется сказать большое спасибо преподавательскому составу за энтузиазм, гибкость при работе со слушателями и отличную подготовку учебных материалов. Помимо этого я приобрела новые деловые контакты и друзей. Изучение опыта коллег, методов управления, применяемых ими в своих компаниях, обогатили имеющийся у меня опыт.

20.06.2003  Журнал Эксперт

20.06.2003



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов