Как заработать на маргарине и майонезе
Масложиркомбинат. За этим пугающим своей кондовостью
названием скрывается прибыльный бизнес. Такие комбинаты,
с одной стороны, удовлетворяют постоянно растущий спрос
на сырье многих секторов "пищевки" (для выпуска
мороженого, конфет, тортов и т. д.), а с другой - спрос
населения на майонезы и маргарины, прячущиеся за красивыми
названиями типа "масло легкое" да "масло
мягкое".
Рынок бутербродных маргаринов в России начал активно развиваться
в 90-е гг. Главная заслуга в его формировании принадлежит
англо-голландской компании Unilever, которая определила стандарты
качества на этом рынке и потратила немало средств на его раскрутку.
Еще памятна реклама, где модели с лицами домохозяек рассуждали
о вкусе и полезности Rama. Этот продукт напоминает сливочное
масло по вкусу, его легко намазывать на хлеб, он менее калориен
и не содержит холестерина, но главное - такое масло обходится
намного дешевле сливочного. Чтобы лишний раз не смущать граждан
словом "маргарин", был придуман оригинальный термин
- "мягкое масло".
Инициатива была подхвачена, и скоро разобраться в "масляных"
названиях стало решительно невозможно: появились "наливные
масла", "комбинированные", "спреды",
"легкие", "диетические". Кто-то копировал
пластмассовую упаковку Rama, кто-то выпускал свой бутербродный
маргарин брикетами в фольге или пергаменте, что придавало
сходство с традиционным сливочным маслом, при этом называли
такой маргарин "Сливочным", "Деревенским"
(разве что "Вологодского" не появилось)…
У "всеобщей маргаринизации" были объективные причины.
Отечественное животноводство находилось в упадке, для выпуска
сливочного масла элементарно не хватало молока. Производство
масла из животных жиров упало с 883 000 т в 1990 г. до 265
000 т в 2000 г. - более чем в 3 раза. Многие производители
были вынуждены добавлять в масло растительные жиры, называя
такой продукт "комбинированным" маслом. Ситуацию
усугубил кризис 1998 г.
В результате "Рама" и ее подобия завоевали крепкие
позиции. Если в 1994 г. потребление маргарина составляло 1,96
кг на человека (по данным Санкт-Петербургского ВНИИ жиров),
то в 2002 г. - уже 4,4 кг. Хотя россиянам еще есть к чему
стремиться: этот показатель примерно вдвое ниже, чем в Европе,
и примерно в 3,5 раза - чем в США.
Для дома, для семьи - и не только
Львиная доля продукции масложировых комбинатов (МЖК) - это
маргарины и специальные жиры, предназначенные для промышленной
переработки. И доля полуфабрикатов для промышленности стремительно
растет. Если в начале 1990 г. она составляла 25% всего ассортимента,
то в 2002 г. - уже 60%.
Растительные жиры используются в хлебобулочной и кондитерской
промышленности, при производстве молочной продукции, пищеконцентратов,
в общепите (от "Макдоналдса" до банальной столовой).
В молочной, кондитерской и других отраслях специальными жирами
нередко заменяют молочные жиры или масло какао. Показательный
пример - производство мороженого. Многие мороженщики жалуются
на своих коллег, которые демпингуют благодаря использованию
при производстве мороженого более дешевых растительных спецжиров
- вместо животных масел. Хотя вкус у мороженого получается
не особенно сливочный, зато цена - подходящая.
Спецжиры производятся в России в недостаточном количестве
и поэтому импортируются из Швеции, Бельгии, Дании и даже Малайзии.
Лишь некоторые крупные предприятия - обычно лидеры отрасли
- могут позволить себе выпуск специализированных жиров. Это
Нижегородский МЖК, группа компаний "Букет", "Эфко"
и ряд других.
Производство спецжиров для дальнейшей промышленной переработки
- одно из самых перспективных направлений (и самых сложных)
в масложировой промышленности. Осуществляется оно под заказ
определенного клиента и требует в каждом случае варьирования
рецептуры и технологии.
По мнению главы компании "Русагро-Масло" (входит
в холдинг "Русагро") Федора Огаркова, "рынок
спецжиров выглядит более привлекательно благодаря тому, что
темпы роста промышленного потребления маргариновой продукции
превышают темпы роста потребления домохозяйствами. Кроме того,
большую долю российского рынка жиров и маргаринов промышленного
назначения занимает импортная продукция высокого качества,
которая может быть вытеснена за счет освоения современных
технологий переработки".
Стратегический майонез
В стране, где салат оливье сопровождает едва ли не каждое
застолье, соус майонез превращается в стратегический продукт.
Каждый уважающий себя масложировой комбинат имеет цех по производству
майонезов, тем более что сырье для маргаринов и майонезов
общее - растительное масло. В середине 1990 гг. рынок майонезов
очень активно развивался - по 20% в год, но после насыщения
рынка темпы роста упали - лишь 1% роста в прошлом году.
Технологически производство майонеза - процедура несложная.
При должной сноровке для этого дела можно использовать хоть
стиральную машину: залил масла, накидал яиц или яичного порошка,
перемешал - и можно разливать ковшиком по майонезным банкам.
Из-за этой простоты значительная доля рынка майонезов занята
кустарной или вовсе нелегальной продукцией.
Как отмечает брэнд-менеджер по майонезам Саратовского жирового
комбината (группа "Букет") Наталья Троицкая, "точно
определить емкость рынка майонезов достаточно сложно. По экспертным
оценкам, она составляет около 450 000 т в год. Горожане едят
больше майонезов, сельские жители - сметаны. Летом объемы
производства майонезов падают, потому что едят больше овощных
салатов, которые заправляют растительным маслом, а в зиму-осень
идут мясные салаты, оливье, которые заправляют майонезами".
Почти треть рынка - более 100 000 т - занимает кустарный
рынок. "Крупные производители постепенно увеличивают
свое присутствие на региональных рынках, - отмечает менеджер
компании "Эфко" Андрей Борисов, - за счет вытеснения
мелких игроков, продукция которых часто невысокого качества.
Полностью вытеснить мелких производителей с региональных рынков
никогда не удастся - они всегда будут занимать свой сегмент
в регионах за счет меньших транспортных издержек и благодаря
местным предпочтениям".
Кстати, майонез в России намного популярнее своего конкурента
- кетчупа. Объемы рынка кетчупа составляет 200 000-250 000
т в год, что почти в два раза меньше объема рынка майонеза.
Президент холдинга "Букет" Владислав Буров считает,
что рынок майонезов в России перспективнее рынка кетчупов.
Так что с точки зрения культуры соусов можно смело заявить,
что Россия идет не по американскому, а по европейскому пути
развития.
Дистрибьюция - двигатель производства
Сейчас в отрасли идут активно процессы консолидации. Конкуренция
усиливается, и тех, кто не успел или не смог занять свой сегмент
рынка, поглощают более успешным игроки.
Одна из последних сделок - приобретение пермского комбината
"Сдобри" Нижегородским масложировым комбинатом (НМЖК).
"Сдобри" сравнительно недавно обзавелся новым оборудованием,
это единственный в стране производитель заменителей молочного
жира для производства сгущенки, кроме того, там есть линия
по производству тугоплавких маргаринов для слоеного теста.
Но объемы продаж стремительно падали. Пермяки не смогли выстроить
сбытовую сеть, иначе говоря, оказались плохими продавцами.
Как итог - при едва ли не лучшем в отрасли оборудовании они
были поглощены Нижегородским комбинатом. Кстати, схожая ситуация
сложилась с Новосибирским комбинатом, который был куплен саратовской
группой "Букет".
АНДРЕЙ ЧЕРКАСОВ
19.06.2003
Русский Фокус