Как открыть свое турагентство
Этот рынок стал очень тесным, однако качественных услуг по-прежнему мало
Когда российская туристическая отрасль только зарождалась,
а открытые границы лишь снились потенциальным туристам,
новоиспеченные бизнесмены отрывали от сердца единственную
"шестерку" и на вырученные деньги открывали
первые турагентства. Сейчас, когда египетский город
Хургада "переименован" в Хургадинск и добраться
до него подчас проще, чем до подмосковной дачи, "Жигулей"
уже явно не хватит, чтобы въехать на туристический рынок.
На организацию скромного турагентства с персоналом в
3 -5 человек придется потратить $70 000 - 100 000. И
не стоит ждать быстрого возврата этих денег.
Ходят легенды, что в конце 80-х - начале 90-х туристические
компании и вправду приносили баснословные прибыли своим владельцам,
потому что спрос значительно превышал предложение. Нынешние
бизнесмены от туризма вспоминают о тех днях с ностальгией:
сегодня они в тесном конкурентном окружении заняты рутинной
борьбой за каждого нового клиента, готового отдохнуть хотя
бы в том же Хургадинске. И все-таки каждый год появляются
новые желающие заработать на туристах - пик оформления новых
агентств приходится на январь-март, чтобы к летнему сезону
новая фирма уже могла работать.
Виды и подвиды
Классический вариант туристического агентства - маленькая
фирма с тремя - пятью сотрудниками. Частенько они приходятся
друг другу родственниками или хорошими знакомыми. Основной
вид деятельности - поиск клиентов, подбор и продажа им готовых
турпакетов. Турпакеты создаются не ими, а операторскими компаниями.
Операторы бронируют отели и организуют чартерные перелеты
к далеким берегам, а также таскают в посольства толстые пачки
документов для оформления виз (если таковые требуются).
Логичен вопрос: а зачем вообще нужны такие маленькие турагентства-посредники,
если турист может пойти и купить путевку напрямую у оператора.
Ведь, на первый взгляд, у производителя турпродукта, т. е.
оператора, все должно быть дешевле. На деле, чтобы купить
тур напрямую у оператора, придется потратить немало времени
и сил для изучения обстановки на рынке и для того, чтобы понять,
какая компания надежная, а какая - нет, у кого стоит покупать,
а кого - обойти стороной.
Кроме того, в теории у операторов поездка дешевле стоить
не должна, поскольку цена на нее, объявленная в начале сезона,
по идее, включает в себя агентскую комиссию. И если покупать
тур напрямую, комиссия из стоимости исключаться не будет,
она просто пойдет в прибыль оператору. Но на практике многие
операторские компании действительно предлагают скидки своим
клиентам (положим, публикуют в туристических изданиях скидочные
купоны). Агентства из-за этого ругаются, спор этот длится
уже не один год, а рассуждать об этичности и неэтичности ведения
бизнеса можно и вовсе до бесконечности. Правда, как показывают
проведенные сотрудниками "Фокуса" опыты, агент,
заинтересованный в своей комиссии, будет на вас именно работать.
А в операторской фирме нередко можно попасть на менеджера,
который получает фиксированную зарплату и ему все равно, уедет
отдельно взятый турист или нет. Поэтому и возиться с вами
ему не с руки, и у туриста не будет гарантий, что он получит
в срок то, что хочет.
Более сложный вид агентства - фирма, которая продает не только
готовые путевки, но и авиабилеты на регулярные рейсы. Чтобы
из простого агентства перебраться в разряд билетных, для начала
можно стать субагентом по продаже авиабилетов крупной компании,
у которой уже есть контракты с авиакомпаниями. Следующий шаг
- самому агентству заключить контракты с авиакомпаниями (но
для этого, во-первых, нужно иметь стабильную клиентскую базу,
а во-вторых, потребуются различные финансовые инструменты
- депозиты и финансовые гарантии банков, получить которые
нелегко, если ты на рынке сравнительно недавно).
Третий вид - агентства, которые стремятся стать операторами.
То есть поездки в одни страны они покупают у крупных операторов,
но на отдельных курортах пытаются сами бронировать отели,
выкупают блоки мест в самолетах и создают собственную путевку
на популярное направление.
У агентств-операторов есть подвид, рассчитанный на клиентов
с достатком выше среднего. Это фирмы, которые занимаются организацией
индивидуальных туров - они сами бронируют гостиницы, сами
покупают билеты в авиакомпаниях для своих клиентов, организовывают
трансферы. И с жизнедеятельностью крупных операторов никак
не пересекаются.
Сеть агентств - высшая форма существования одного маленького
классического турагентства. Если бизнес идет хорошо, то нет
смысла расширять существующий офис, потому что количество
клиентов на отдельно взятом пространстве рано или поздно будет
выработано полностью. Поэтому более успешные турбизнесмены
открывают новые точки продаж. Но нередко сети создают операторские
компании, чтобы более выгодно продавать собственные туры,
а также, чтобы диверсифицировать бизнес (как это не странно,
но сейчас продажа туров конечному покупателю может приносить
больше прибыли, чем их создание).
"Категорически не надо этого делать!"
Такой ответ дают сейчас представители турфирм в ответ на
вопрос: "Стоит ли открывать агентство?" Форма неутешительного
заключения может быть разной, но суть одна. Агентский рынок
переполнен, клиентов на всех уже не хватает. По данным департамента
туризма Минэкономразвития сейчас в России 6271 компания имеет
лицензию на турагентскую деятельность, из них в Москве - 4343
компании. Цифра эта если и меняется, то незначительно. "Как
правило, на месте одних закрывшихся фирм, возникают другие,
поэтому общее число агентств остается стабильным", -
заметил директор компании "Чемодан" Вадим Тюрин.
Меняется лишь состав желающих вложить накопленные денежки
в русских туристов. "Год назад было много инвестиционных
проектов, то есть компании из других отраслей вкладывали деньги
в туризм, - заметил глава юридической компании Persona Grata
Георгий Мохов. - Сейчас документы на регистрацию новых фирм
подают в основном участники старых компаний - работали раньше
вместе, потом поделились, разошлись, создали пару-тройку новых
агентств".
Создавать новое агентство имеет смысл лишь тем, кто уже проработал
на рынке определенное количество времени и сформировал собственную
клиентскую базу. Доверие туристов к рекламным объявлениям
невелико - люди не верят печатному слову, они предпочитают
доверять тому, что скажут их отдохнувшие друзья. Если потенциальные
клиенты уже есть, а также присмотрен подходящий офис на бойком
месте и с большой витриной, то для старта потребуется около
$70 000-100 000. На регистрацию и лицензию уходит соответственно
1300 руб. и 2000 руб., но это если все оформлять самому. Если
пользоваться услугами юридической компании, то тогда придется
потратить еще минимум $400 за сбор всех документов, их правильное
оформление и стояние в очередях в государственных органах.
Ожидание бумаг займет два месяца. В юридических компаниях
говорят, что, конечно, можно оформить все самому, только при
регистрации придется занимать место в очереди в пять утра,
и не факт, что удастся прорваться через "профессиональных
очередников".
Примерно $15 000-20 000 уйдет на офис, самая дорогая аренда
- в офисных и торговых центрах, примерно от $600-700 за 1
кв. м в год. Все стараются искать офисы дешевле, к тому же,
по словам Тюрина, в офисных центрах сдают площади большими
блоками, а маленькому агентству такие пространства не нужны.
Большинство, разумеется, предпочитают площадку недалеко от
метро с возможностью установить вывеску и указатель в людном
месте.
ПОЛИНА ЗВЕРЕВА
05.06.2003
Русский Фокус