Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Синьор макароне

Как стать макаронным магнатом

Еще несколько лет назад было сравнительно легко заиметь собственный макаронный заводик. Купи поддержанную производственную линию в Италии, установи в подвале и поставляй рожки в магазин в соседнем дворе. Сейчас же ситуация во многом изменилась. Небольшая цена вхождения в отрасль привела к перенасыщению рынка, что вынудило российских макаронопромышленников учиться работать по-новому - в условиях перепроизводства.


Сегодня производственные макаронные мощности в России превосходят потребление более чем на 50% - такова оценка аналитика компании "Макфа" Александра Удодова. Отрасль способна производить около 1,2-1,4 млн т продукции в год, россияне же съедают около 800 000 т, или 5-5,5 кг на одного человека.

Девятый макаронный вал

"Еще год назад рынок был больше рынком производителей, спрос превышал предложение, теперь же ситуация поменялась - рынок перенасытился", - говорит директор по продажам московской макаронной фабрики "Экстра М" Игорь Портянский. Это привело к редкой для страны ситуации - в этом году цены на макароны упали на 7,5%.
Виной тому во многом благотворное влияние дефолта 1998 г. Из-за резкого снижения уровня доходов россияне стали есть больше макарон, и макарон именно отечественных. "Если до 1998 г. импортные макароны занимали более 70% российского рынка, то уже в 1999-м импорт упал до 1%, - отмечает Портянский. - Кризис оказался для пищевиков золотым дождем".

Это позволило многим провести модернизацию производства. Отрасль пережила производственный бум, большинство предприятий заменили устаревшее физически и морально оборудование на итальянские и швейцарские макаронные линии. Кто-то купил новенькое оборудование, кто-то довольствовался "секонд-хэндом".

Как рассказал генеральный директор алтайской компании "Алтан" (брэнд "Грандмулино") Валерий Покорняк, для минимального производства желательно иметь две макаронные линии: короткорез и длиннорез. Первая позволит производить фигурные макароны - рожки, перья, ракушки, ушки, на второй будут выпускаться длинные макароны - спагетти, лапша, вермишель. Меняя на производственных линиях матрицы, которые придают макаронам определенную форму, можно разнообразить ассортимент. Для того чтобы при смене матриц фабрика не простаивала, желательно иметь побольше линий - не одну и не две. Идеальная фабрика, по мнению Покорняка, должна иметь шесть производственных линий.

Производственный бум продолжается уже два года, оценивает управляющий ассортиментной политикой барнаульского ОАО "Алмак" Евгений Петлин. В результате все крупные компании увеличили объемы производства в два-три раза. Макаронное производство открывали все кому не лень, иронизирует Игорь Портянский: поставить линию и освоить производство макарон, сырье для которого - мука и вода, несложно. Много цехов было открыто при мукомольных комбинатах, ведь мукомольные мощности в России избыточны, и для них это был один из немногих способов обеспечить сбыт собственной продукции.

Выживает сильнейший

Что делать предприятию в условиях перенасыщенного рынка? Как ни странно - наращивать производство и дальше. Поскольку в России макароны остаются дешевым продуктом и предназначены по большей части для бедной части населения, единственное конкурентное преимущество для производителя - это цена. Снизить цену и при этом сохранить рентабельность предприятия можно только увеличив производство, поскольку это позволяет снижать издержки. По оценке аналитиков компании "Экстра М", в 2002 г. суммарный рост производства макарон достиг более 170 000 т, что составляет почти четверть всего рынка. В 2003 г. общая сумма заявленных проектов увеличения мощностей составит 70 000 т. По мнению управляющего ассортиментной политикой ОАО "Алмак" Евгения Петлина, только на макаронно-технологическое оборудование уходит по отрасли порядка 30 млн евро в год, с учетом постройки дополнительного оборудования и инфраструктуры - мельницы, автотранспорт, склады - инвестиции составляют 50-80 млн евро. Сама компания "Алмак" на текущий момент производит около 15 000 т макаронных изделий в год, к лету 2003 г. планирует удвоить мощности более чем до 30 000 т. Пятую по счету линию к концу года планирует запустить самарская компания "Верола", сообщил генеральный директор Евгений Сальников, что позволит удвоить производство в два раза, до 40 000-45 000 т в год. Однако, говорит Сальников, увеличивать мощности до бесконечности невозможно. По достижении определенного уровня производства у предприятия начинают расти издержки на продвижение продукции, а также падает контроль качества. Поэтому на этом этапе лучше покупать другие предприятия. Тем более что те, кто не сможет позволить себе наращивать производство, будут вынуждены продаваться.

Как отметил директор по продажам "Экстра М" Игорь Портянский, "в ближайшие год-два произойдет серьезная консолидация отрасли, мелкие предприятия просто не выдержат. Далеко не все готовы к серьезной конкуренции, и в ближайшие два года мы будем свидетелями серьезного передела. Этот процесс уже начался. С регулярностью один-два раза в неделю мы получаем предложения: купите нас". Как оценивает Евгений Петлин ("Алмак"), укрупнение бизнеса будет происходить в такой форме, когда фабрики смогут предлагать свои услуги по переработке продукции под чужой торговой маркой. Так, макароны торговой марки "Гранмулино", принадлежащей алтайской фабрике "Алтан", помимо собственных мощностей производятся еще и в Новосибирске и Щебекино (Белгородская область). А нижегородская макаронная фабрика "Вермани" производит, помимо своего брэнда, макароны "Галлина Бланка".

Как считает аналитик компании "Макфа" Александр Удодов, "в том, что отрасль будет консолидироваться, Россия не является новатором - Италия проходила тот же путь. Сейчас там крупных игроков осталось очень мало - 6-8. У нас будет так же: выделится около 10 основных игроков, собственно, это уже произошло, десятка лидеров образовалась, тогда как остальные резко отстают".

Лучше больше и лучше

75% российского рынка составляет весовая продукция, которая поставляется в розницу в мешках, коробах и уже в магазинах расфасовывается. Остальные 25% - это фасованная брэндированая продукция, относящаяся в большей степени к сегменту "премиум". По оценке Игоря Портянского, последние годы доля фасованной продукции динамично растет, и когда-нибудь такие макароны будут преобладать на рынке. "То же самое происходило с мукой - два года назад муку покупали в основном в мешках, - отмечает аналитик компании "Макфа" Александр Удодов. - По Челябинску в магазинах реализовывалось 20% фасованной муки, 80% - весовой. А сейчас соотношение кардинально изменилось: фасованной муки - 90%, а весовой - только 10%".

Крупные компании стремятся больше внимания уделять ассортименту, понимая, что успех будет у того, кто производит не просто много макарон, но много разных макарон. При этом объемы продаж будут расти прежде всего за счет увеличения добавленной стоимости продукта. "Экстра М" производит, сообщил Игорь Портянский, порядка 70 000 т макаронных изделий в год (около 10% рынка). "В рублях это порядка 1 млрд, при этом физический объем продаж не растет, увеличивается рублевый, - говорит Портянский. - В такой ситуации мы планируем выход новых видов продукции за счет роста продаж фасованных изделий - что позволит увеличивать рублевый объем".

Предприятия активно расширяют ассортимент продукции: 35 наименований у "Алтана", более 30 - у "Макфы", 46 - у "Экстра М", более 70 у самарской "Веролы". Развивая зонтичные брэнды, фабрики расширяют ассортимент за счет смежных рыночных сегментов, в частности рынка муки. Под своим брэндом фасует и продает муку "Макфа", "Алтан" начал реализацию муки под брэндом "Гранмулино", под своим брэндом вывела муку и московская "Экстра М". Омская макаронная фабрика помимо макарон предлагает потребителям также лапшу быстрого приготовления. Такую лапшу также планирует производить в этом году "Экстра М".


АНДРЕЙ ЧЕРКАСОВ
14.03.2003  Русский Фокус #8(90)

14.03.2003



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов