Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Александр Кабанов, президент сети магазинов бытовой электроники "Мир"; Евгений Кабанов, вице-президент сети магазинов бытовой электроники "Мир"

Александр Кабанов: "Каждая компания пока хочет немного побыть уникальной".

Сеть магазинов бытовой электроники "Мир" отличается от других крупных игроков столичного рынка структурой собственности - это семейная компания. Поэтому ее информационная закрытость была вполне объяснима. Но с расширением бизнеса - в этом году оборот компании превысит $200 млн - владельцы приняли решение изменить политику. В своем первом интервью президент компании Александр Кабанов и его сын Евгений Кабанов, занимающий сейчас должность вице-президента, рассказывают о семейном деле.

ОАО "Магазины электроники "Мир" управляет 20 магазинами по продаже бытовой электроники, из которых один региональный, в Челябинске. В их числе самый большой в Восточной Европе гипермаркет электроники торговой площадью 7000 кв. м. Оборот "Мира" в прошлом году составил $127 млн, в 2002 г. - $205 млн. Акционеры - Александр и Евгений Кабановы.

- Какое место занимает ваша компания на московском рынке?

Евгений Кабанов: Мы входим в тройку крупнейших розничных компаний по продаже бытовой электроники в Москве (первая - "М. Видео", вторая - "Техносила". - "Ведомости"). В этом году мы планируем достичь 65% -ного роста оборота компании по сравнению с прошлым годом, доведя его до $205 млн. Оценка нашей доли рынка в Москве в этом году - приблизительно 20% [сетевого рынка]. На следующий год планируем 80% -ный рост к показателям 2002 г.

- Как вы оцениваете объем рынка?

Е. К. : Рынок бытовой техники и электроники Москвы составляет от $1,2 млрд до $1,3 млрд. Рынок России - от $4,5 до $5 млрд. При этом рынок регионов растет намного быстрее, чем в Москве, что способствует началу работы московских сетей за пределами столицы.

- Когда вы начнете открывать магазины в регионах?

Е. К. : Первый магазин открываем в Челябинске в конце ноября. В следующем году мы планируем открыть семь магазинов в других городах, в первую очередь на Урале. Будут Екатеринбург и Санкт-Петербург. О других проектах пока не хотелось бы говорить публично.

- Вы считаете, что на московском рынке, где активно работают пять крупных сетей по продаже техники, еще есть место для роста?

Е. К. : В Москве более 50% продаж [бытовой электроники] приходится на открытые рынки, но их популярность падает. Так что половина емкости московского рынка еще вполне может осваиваться сетями. И мы собираемся за нее активно бороться.

- Открытые рынки предлагают более низкие цены, чем сетевые магазины; почему вы думаете, что их клиенты придут к вам?

Е. К. : Выбор делает сам покупатель. Мы считаем своим главным отличием сервис, предоставляемый покупателям. Рынки не в состоянии этого дать. Цена товара, безусловно, важный фактор, но в нашем понимании не определяющий.

Александр Кабанов: На рынке хоть что-нибудь можно купить в кредит? Я о таких случаях не знаю.

Е. К. : Дело не только в этом. По работе своих магазинов мы видим, как меняются предпочтения покупателей: им все менее становятся интересны маленькие магазины. Людям хочется просторных и комфортных залов, где весь товар можно "пощупать". Сделать выбор на основе тактильных ощущений, а не на основе рекламы или убеждения продавцов. Рынки этого не могут предложить, а тот формат, в котором мы развиваемся, - мы делаем ставку на магазины с торговой площадью от 1500 кв. м - может. То, что большие магазины людям интересны, доказывают огромные очереди в дни открытия IKEA, "Ашана".

- Будете открывать магазины самообслуживания?

Е. К. : Да. Самообслуживание существенно увеличивает объем продаж.

- Вы проводили исследования, насколько ваши покупатели являются лояльными, как часто делают покупки?

Е. К. : 80% покупок в "Мире" делают с использованием наших дисконтных карт. Это означает, что 80% наших покупателей к нам лояльны.

- Насколько успешны у вас программы продажи техники в кредит?

Е. К. : Продажа товаров в рассрочку составляет 30% от общего объема продаж.

- У вас есть планы создать собственное производство или делать товары под private label?

А. К. : И тот и другой варианты нами сейчас рассматриваются. У нас есть предложения от наших партнеров, но они еще не очень четко сформулированы, поэтому сейчас рано об этом говорить. Проведены предварительные переговоры, мы сейчас находимся в стадии размышлений.

Внутри каждого из нас сидит желание что-то производить, но не всегда оно бывает экономически обоснованным. Телевизор или DVD-проигрыватель Sony понятны всем, а вот DVD-проигрыватель с названием одной из сетей - вопрос. Еще один важный момент, связанный с производством: чтобы быть рентабельным, оно должно быть масштабным. Мы экспериментировали лет пять назад с отверточной сборкой телевизоров с экраном 14 дюймов. Собрали около 1000 экземпляров. Телевизоры были дешевыми, и все были успешно проданы. Эксперимент был в целом удачным, но мы поняли, что рентабельным это производство станет начиная со 100 000 единиц каждой модели в год. Если умножить на линейку моделей, то надо производить уже 1 млн единиц в год. Это большая экономическая задача. Может быть, мы к ней придем, но сегодня главное - это развитие розничной сети.

Е. К. : Те исследования, которыми мы сейчас располагаем, свидетельствуют о том, что потребители теряют интерес к брэндам. В магазин они приходят просто за холодильником, а не за холодильником, скажем, Samsung или Liebherr. В этой ситуации идея выводить свой брэнд кажется не очень удачной.

- Для вашей компании приход западных специализированных сетей по продаже бытовой электроники будет серьезной проблемой?

Е. К. : В Европе всего четыре специализированных сети, которые в состоянии гипотетически прийти на российский рынок, - Media-Markt, Saturn, Kingfisher, Dixons. Рано или поздно они к нам придут, но вопрос - в каком качестве: будут ли покупать местные сети или строить свою? Я думаю, ответа на этот вопрос сейчас нет даже у этих четырех сетей. Даже когда они сюда придут, это не будет означать, что все "наши" обречены. Мое мнение - с приходом иностранных сетей ситуация, безусловно, усложнится, но те сети, которые активно развиваются не только путем физического наращивания числа магазинов, но и путем интенсивного внутреннего развития, смогут успешно конкурировать. К моменту прихода западных сетей нам надо иметь достаточную мышечную массу. Кстати, в нашу пользу тот фактор, что начинать они будут с Москвы, а мы сейчас уже двигаемся дальше, в регионы.

А. К. : Всегда есть возможность идти им навстречу, открывая магазины в Европе.

- У вас нет таких мыслей?

А. К. : Если и есть, то мы пока о них не готовы заявить. Кроме того, мы не исключаем, что чуть ближе к этой гипотетической опасности [прихода западных сетей] на российском рынке могут возникать какие-то альянсы и слияния. Все это уже обсуждается между компаниями, но каждая компания пока еще хочет немного побыть уникальной.

- Что вы включаете в понятие "мышечной массы", которую нужно накопить к приходу иностранных сетей?

Е. К. : Долю рынка. По нашему мнению, безусловно стабильна компания, которая занимает 20% рынка России. Это наша стратегическая задача.

- Вы общаетесь с вашими конкурентами - компаниями "М. Видео", "Техносила", например?

А. К. : Все компании хорошо друг друга знают.

Е. К. : У нас уважительные, корректные взаимоотношения. Мы регулярно встречаемся по формальным и неформальным поводам. В такой здоровой атмосфере большая заслуга созданной нашими компаниями ассоциации РАТЭК.

- А не боитесь, что РАТЭК, после того как в ее состав войдут западные производители и, возможно, торговые компании, перестанет лоббировать интересы российских сетей?

Е. К. : Совершенно не боимся. Чем больше покупателей и продавцов в ней будет работать, тем более влиятельной она будет.

А. К. : Слово "лоббизм" очень широкое. С помощью РАТЭК мы сумели найти общий язык с властью, впервые начиная с 2000 г. мы с властью начали договариваться о каких-то правилах взаимного сосуществования.

- Какие средства вы вкладываете в развитие компании?

Е. К. : Компания развивается на собственную прибыль. Кредиты идут только на пополнение оборотных средств. Инвестиционное кредитование как форма развития компании нами только осваивается и будет источником для экстенсивного развития.

- Вы рассматриваете выход на фондовый рынок в качестве способа привлечения дополнительных средств на развитие?

Е. К. : Наши планы включают в себя размещение облигаций на российском фондовом рынке. Скорее всего это будет в следующем году. Более точно мы сейчас не можем сказать. Мы сейчас активно к этому готовимся. Проблем много - это и корпоративная организация, и прозрачность компании, и подготовка отчетности по западным стандартам.

- Ваши облигации будут конвертироваться в акции?

Е. К. : Нет. Выход на российский фондовый рынок с акциями в настоящий момент представляется затруднительным, потому что нет самого рынка акций. Объем торгов в РТС составляет $20 - 30 млн в день. Это смешной объем. Внебиржевых сделок также очень мало, и они совершаются только с "голубыми фишками". До тех пор пока в нашей стране не сложится фондовый рынок в классическом понимании, где участниками являются не только инвестиционные компании, но и частные инвесторы, выход на фондовый рынок России с акциями - это красивые слова. Выход на западные рынки - еще более неоднозначный вопрос, поскольку компания с оборотом меньше $500 млн инвесторам не интересна. В настоящее время ни мы, ни наши конкуренты не могут похвастаться таким оборотом.

- Вы рассматриваете возможность продажи компании?

А. К. : Для меня вопрос простой: я могу передать компанию по наследству. Человеческое желание - чтобы компания жила всегда. Но, не будем кривить душой, все будет зависеть от предложений, которые нам могут быть сделаны.

Е. К. : Если будет предложена хорошая цена, бизнесмену целесообразно продать бизнес. Но чтобы была предложена хорошая цена, надо сделать хорошую компанию, именно этим мы и занимаемся.

- Как вы создали вашу компанию?

А. К. : Несколько инженеров из авиационной науки, увлекавшихся техникой, решили уйти в бизнес. В 1993 г. создали фирму и открыли на "Войковской" первый магазин с торговым залом в 45 кв. м. с деревянными полками, которые мы сами выпиливали и прибивали к стенам. Под Новый год в 1993-м был бешеный всплеск спроса, люди часами стояли в очередях за техникой, в том числе и в наш магазин. И я хорошо помню, как с двумя партнерами мы разгружали нашу первую грузовую машину с телевизорами. И когда мы втроем разгрузили 110 телевизоров диаметром 20 дюймов - Funai, кажется, - у меня потом три дня руки не поднимались. Это было наглядным примером того, как физический труд превращается в бизнес. Деньги, которые мы получили на этом высоком сезоне, были инвестированы в следующий магазин, на "Соколе", он, пожалуй, нам ближе всего.

Е. К. : Когда читаешь "биографию" Hersheys, Pirelli, как они 150 лет назад шоколад варили или телеги ремонтировали, у нас похожие воспоминания, но всего-навсего девятилетней давности.

А. К. : Большая часть нашего топ-менеджмента работает с 1995 - 1996 гг. Именно они, кстати, уговорили нас заняться белой техникой. В то время казалось неинтересным продавать утюги, чайники, стиральные машины - это же не электронные устройства. Звука нет, изображения нет, это очень скучно. Но менеджеры оказались правы, сегодня все это занимает более половины оборота. И всплеск спроса на этом рынке в середине 90-х был даже более значительным, чем на видеотехнику в начале 90-х.

- Ваши партнеры остались в бизнесе?

А. К. : Сегодня это семейная компания. Партнеры ушли по своим личным причинам - кому-то стало не очень интересно, кому-то надоело, но наш бизнес продолжает развиваться.

- Почему Евгений Кабанов стал акционером компании только в 2000 г. ?

А. К. : Во-первых, он начал заниматься собственным бизнесом с 1994 г. и вырос как профессионал и руководитель. А во-вторых, возраст, знаете ли, - это такая сложная штука, когда понимаешь, что опыт и осторожность - это очень хорошо, но бизнес должен развиваться очень быстро и динамично, а это удел молодых и энергичных людей.

ОТЕЦ: Александр Кабанов родился в 1946 г. в эстонском городе Пярну в семье военнослужащего. В 1969 г. окончил факультет "Системы управления" Московского авиационного института. Затем 23 года работал в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем (ГосНИИАС) заместителем начальника лаборатории. Автор 37 изобретений в области военной авиации. В 1991 г. Александр Кабанов организовал свою первую торговую фирму. В 1993 г. создал компанию "Мир", президентом которой является по сей день.

В 2000 г. избран членом совета Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). В 2001 г. стал членом Союза производителей и импортеров (СПИ). С 2002 г. Александр Кабанов является членом правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ( "ОПОРА" России").

СЫН: Евгений Кабанов родился в 1972 г. в Москве. Бизнесом в области торговли занимается с 1992 г. В 1995 г. окончил факультет "Системы управления" Московского авиационного института. В 1993 - 1994 гг. работал в фирме "ВИК" в должности коммерческого директора. В 1994 г. создал компанию "ПроБюро" по оптовой торговле офисными товарами из Европы, Азии и России. В настоящее время "ПроБюро" является одной из лидирующих компаний-дистрибьюторов на российском рынке. С 2000 г. Евгений Кабанов входит в состав акционеров компании "Мир". В том же году становится вице-президентом компании "Мир". В 2001 г. Евгений Кабанов избран председателем совета директоров АКБ "Балтийский банк развития".


Елена Виноградова
28.10.2002  Ведомости

28.10.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов