Интервью: Александр Кабанов, президент сети магазинов бытовой электроники "Мир"; Евгений Кабанов, вице-президент сети магазинов бытовой электроники "Мир"
Александр Кабанов: "Каждая компания пока хочет немного побыть уникальной".
Сеть магазинов бытовой электроники "Мир" отличается от других крупных игроков столичного рынка структурой собственности - это семейная компания. Поэтому ее информационная закрытость была вполне объяснима. Но с расширением бизнеса - в этом году оборот компании превысит $200 млн - владельцы приняли решение изменить политику. В своем первом интервью президент компании Александр Кабанов и его сын Евгений Кабанов, занимающий сейчас должность вице-президента, рассказывают о семейном деле.
ОАО "Магазины электроники "Мир" управляет 20 магазинами по продаже бытовой электроники, из которых один региональный, в Челябинске. В их числе самый большой в Восточной Европе гипермаркет электроники торговой площадью 7000 кв. м. Оборот "Мира" в прошлом году составил $127 млн, в 2002 г. - $205 млн. Акционеры - Александр и Евгений Кабановы.
- Какое место занимает ваша компания на московском рынке?
Евгений Кабанов: Мы входим в тройку крупнейших розничных компаний по продаже бытовой электроники в Москве (первая - "М. Видео", вторая - "Техносила". - "Ведомости"). В этом году мы планируем достичь 65% -ного роста оборота компании по сравнению с прошлым годом, доведя его до $205 млн. Оценка нашей доли рынка в Москве в этом году - приблизительно 20% [сетевого рынка]. На следующий год планируем 80% -ный рост к показателям 2002 г.
- Как вы оцениваете объем рынка?
Е. К. : Рынок бытовой техники и электроники Москвы составляет от $1,2 млрд до $1,3 млрд. Рынок России - от $4,5 до $5 млрд. При этом рынок регионов растет намного быстрее, чем в Москве, что способствует началу работы московских сетей за пределами столицы.
- Когда вы начнете открывать магазины в регионах?
Е. К. : Первый магазин открываем в Челябинске в конце ноября. В следующем году мы планируем открыть семь магазинов в других городах, в первую очередь на Урале. Будут Екатеринбург и Санкт-Петербург. О других проектах пока не хотелось бы говорить публично.
- Вы считаете, что на московском рынке, где активно работают пять крупных сетей по продаже техники, еще есть место для роста?
Е. К. : В Москве более 50% продаж [бытовой электроники] приходится на открытые рынки, но их популярность падает. Так что половина емкости московского рынка еще вполне может осваиваться сетями. И мы собираемся за нее активно бороться.
- Открытые рынки предлагают более низкие цены, чем сетевые магазины; почему вы думаете, что их клиенты придут к вам?
Е. К. : Выбор делает сам покупатель. Мы считаем своим главным отличием сервис, предоставляемый покупателям. Рынки не в состоянии этого дать. Цена товара, безусловно, важный фактор, но в нашем понимании не определяющий.
Александр Кабанов: На рынке хоть что-нибудь можно купить в кредит? Я о таких случаях не знаю.
Е. К. : Дело не только в этом. По работе своих магазинов мы видим, как меняются предпочтения покупателей: им все менее становятся интересны маленькие магазины. Людям хочется просторных и комфортных залов, где весь товар можно "пощупать". Сделать выбор на основе тактильных ощущений, а не на основе рекламы или убеждения продавцов. Рынки этого не могут предложить, а тот формат, в котором мы развиваемся, - мы делаем ставку на магазины с торговой площадью от 1500 кв. м - может. То, что большие магазины людям интересны, доказывают огромные очереди в дни открытия IKEA, "Ашана".
- Будете открывать магазины самообслуживания?
Е. К. : Да. Самообслуживание существенно увеличивает объем продаж.
- Вы проводили исследования, насколько ваши покупатели являются лояльными, как часто делают покупки?
Е. К. : 80% покупок в "Мире" делают с использованием наших дисконтных карт. Это означает, что 80% наших покупателей к нам лояльны.
- Насколько успешны у вас программы продажи техники в кредит?
Е. К. : Продажа товаров в рассрочку составляет 30% от общего объема продаж.
- У вас есть планы создать собственное производство или делать товары под private label?
А. К. : И тот и другой варианты нами сейчас рассматриваются. У нас есть предложения от наших партнеров, но они еще не очень четко сформулированы, поэтому сейчас рано об этом говорить. Проведены предварительные переговоры, мы сейчас находимся в стадии размышлений.
Внутри каждого из нас сидит желание что-то производить, но не всегда оно бывает экономически обоснованным. Телевизор или DVD-проигрыватель Sony понятны всем, а вот DVD-проигрыватель с названием одной из сетей - вопрос. Еще один важный момент, связанный с производством: чтобы быть рентабельным, оно должно быть масштабным. Мы экспериментировали лет пять назад с отверточной сборкой телевизоров с экраном 14 дюймов. Собрали около 1000 экземпляров. Телевизоры были дешевыми, и все были успешно проданы. Эксперимент был в целом удачным, но мы поняли, что рентабельным это производство станет начиная со 100 000 единиц каждой модели в год. Если умножить на линейку моделей, то надо производить уже 1 млн единиц в год. Это большая экономическая задача. Может быть, мы к ней придем, но сегодня главное - это развитие розничной сети.
Е. К. : Те исследования, которыми мы сейчас располагаем, свидетельствуют о том, что потребители теряют интерес к брэндам. В магазин они приходят просто за холодильником, а не за холодильником, скажем, Samsung или Liebherr. В этой ситуации идея выводить свой брэнд кажется не очень удачной.
- Для вашей компании приход западных специализированных сетей по продаже бытовой электроники будет серьезной проблемой?
Е. К. : В Европе всего четыре специализированных сети, которые в состоянии гипотетически прийти на российский рынок, - Media-Markt, Saturn, Kingfisher, Dixons. Рано или поздно они к нам придут, но вопрос - в каком качестве: будут ли покупать местные сети или строить свою? Я думаю, ответа на этот вопрос сейчас нет даже у этих четырех сетей. Даже когда они сюда придут, это не будет означать, что все "наши" обречены. Мое мнение - с приходом иностранных сетей ситуация, безусловно, усложнится, но те сети, которые активно развиваются не только путем физического наращивания числа магазинов, но и путем интенсивного внутреннего развития, смогут успешно конкурировать. К моменту прихода западных сетей нам надо иметь достаточную мышечную массу. Кстати, в нашу пользу тот фактор, что начинать они будут с Москвы, а мы сейчас уже двигаемся дальше, в регионы.
А. К. : Всегда есть возможность идти им навстречу, открывая магазины в Европе.
- У вас нет таких мыслей?
А. К. : Если и есть, то мы пока о них не готовы заявить. Кроме того, мы не исключаем, что чуть ближе к этой гипотетической опасности [прихода западных сетей] на российском рынке могут возникать какие-то альянсы и слияния. Все это уже обсуждается между компаниями, но каждая компания пока еще хочет немного побыть уникальной.
- Что вы включаете в понятие "мышечной массы", которую нужно накопить к приходу иностранных сетей?
Е. К. : Долю рынка. По нашему мнению, безусловно стабильна компания, которая занимает 20% рынка России. Это наша стратегическая задача.
- Вы общаетесь с вашими конкурентами - компаниями "М. Видео", "Техносила", например?
А. К. : Все компании хорошо друг друга знают.
Е. К. : У нас уважительные, корректные взаимоотношения. Мы регулярно встречаемся по формальным и неформальным поводам. В такой здоровой атмосфере большая заслуга созданной нашими компаниями ассоциации РАТЭК.
- А не боитесь, что РАТЭК, после того как в ее состав войдут западные производители и, возможно, торговые компании, перестанет лоббировать интересы российских сетей?
Е. К. : Совершенно не боимся. Чем больше покупателей и продавцов в ней будет работать, тем более влиятельной она будет.
А. К. : Слово "лоббизм" очень широкое. С помощью РАТЭК мы сумели найти общий язык с властью, впервые начиная с 2000 г. мы с властью начали договариваться о каких-то правилах взаимного сосуществования.
- Какие средства вы вкладываете в развитие компании?
Е. К. : Компания развивается на собственную прибыль. Кредиты идут только на пополнение оборотных средств. Инвестиционное кредитование как форма развития компании нами только осваивается и будет источником для экстенсивного развития.
- Вы рассматриваете выход на фондовый рынок в качестве способа привлечения дополнительных средств на развитие?
Е. К. : Наши планы включают в себя размещение облигаций на российском фондовом рынке. Скорее всего это будет в следующем году. Более точно мы сейчас не можем сказать. Мы сейчас активно к этому готовимся. Проблем много - это и корпоративная организация, и прозрачность компании, и подготовка отчетности по западным стандартам.
- Ваши облигации будут конвертироваться в акции?
Е. К. : Нет. Выход на российский фондовый рынок с акциями в настоящий момент представляется затруднительным, потому что нет самого рынка акций. Объем торгов в РТС составляет $20 - 30 млн в день. Это смешной объем. Внебиржевых сделок также очень мало, и они совершаются только с "голубыми фишками". До тех пор пока в нашей стране не сложится фондовый рынок в классическом понимании, где участниками являются не только инвестиционные компании, но и частные инвесторы, выход на фондовый рынок России с акциями - это красивые слова. Выход на западные рынки - еще более неоднозначный вопрос, поскольку компания с оборотом меньше $500 млн инвесторам не интересна. В настоящее время ни мы, ни наши конкуренты не могут похвастаться таким оборотом.
- Вы рассматриваете возможность продажи компании?
А. К. : Для меня вопрос простой: я могу передать компанию по наследству. Человеческое желание - чтобы компания жила всегда. Но, не будем кривить душой, все будет зависеть от предложений, которые нам могут быть сделаны.
Е. К. : Если будет предложена хорошая цена, бизнесмену целесообразно продать бизнес. Но чтобы была предложена хорошая цена, надо сделать хорошую компанию, именно этим мы и занимаемся.
- Как вы создали вашу компанию?
А. К. : Несколько инженеров из авиационной науки, увлекавшихся техникой, решили уйти в бизнес. В 1993 г. создали фирму и открыли на "Войковской" первый магазин с торговым залом в 45 кв. м. с деревянными полками, которые мы сами выпиливали и прибивали к стенам. Под Новый год в 1993-м был бешеный всплеск спроса, люди часами стояли в очередях за техникой, в том числе и в наш магазин. И я хорошо помню, как с двумя партнерами мы разгружали нашу первую грузовую машину с телевизорами. И когда мы втроем разгрузили 110 телевизоров диаметром 20 дюймов - Funai, кажется, - у меня потом три дня руки не поднимались. Это было наглядным примером того, как физический труд превращается в бизнес. Деньги, которые мы получили на этом высоком сезоне, были инвестированы в следующий магазин, на "Соколе", он, пожалуй, нам ближе всего.
Е. К. : Когда читаешь "биографию" Hersheys, Pirelli, как они 150 лет назад шоколад варили или телеги ремонтировали, у нас похожие воспоминания, но всего-навсего девятилетней давности.
А. К. : Большая часть нашего топ-менеджмента работает с 1995 - 1996 гг. Именно они, кстати, уговорили нас заняться белой техникой. В то время казалось неинтересным продавать утюги, чайники, стиральные машины - это же не электронные устройства. Звука нет, изображения нет, это очень скучно. Но менеджеры оказались правы, сегодня все это занимает более половины оборота. И всплеск спроса на этом рынке в середине 90-х был даже более значительным, чем на видеотехнику в начале 90-х.
- Ваши партнеры остались в бизнесе?
А. К. : Сегодня это семейная компания. Партнеры ушли по своим личным причинам - кому-то стало не очень интересно, кому-то надоело, но наш бизнес продолжает развиваться.
- Почему Евгений Кабанов стал акционером компании только в 2000 г. ?
А. К. : Во-первых, он начал заниматься собственным бизнесом с 1994 г. и вырос как профессионал и руководитель. А во-вторых, возраст, знаете ли, - это такая сложная штука, когда понимаешь, что опыт и осторожность - это очень хорошо, но бизнес должен развиваться очень быстро и динамично, а это удел молодых и энергичных людей.
ОТЕЦ: Александр Кабанов родился в 1946 г. в эстонском городе Пярну в семье военнослужащего. В 1969 г. окончил факультет "Системы управления" Московского авиационного института. Затем 23 года работал в Государственном научно-исследовательском институте авиационных систем (ГосНИИАС) заместителем начальника лаборатории. Автор 37 изобретений в области военной авиации. В 1991 г. Александр Кабанов организовал свою первую торговую фирму. В 1993 г. создал компанию "Мир", президентом которой является по сей день.
В 2000 г. избран членом совета Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). В 2001 г. стал членом Союза производителей и импортеров (СПИ). С 2002 г. Александр Кабанов является членом правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ( "ОПОРА" России").
СЫН: Евгений Кабанов родился в 1972 г. в Москве. Бизнесом в области торговли занимается с 1992 г. В 1995 г. окончил факультет "Системы управления" Московского авиационного института. В 1993 - 1994 гг. работал в фирме "ВИК" в должности коммерческого директора. В 1994 г. создал компанию "ПроБюро" по оптовой торговле офисными товарами из Европы, Азии и России. В настоящее время "ПроБюро" является одной из лидирующих компаний-дистрибьюторов на российском рынке. С 2000 г. Евгений Кабанов входит в состав акционеров компании "Мир". В том же году становится вице-президентом компании "Мир". В 2001 г. Евгений Кабанов избран председателем совета директоров АКБ "Балтийский банк развития".
Елена Виноградова
28.10.2002
Ведомости
|