Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Александр Тынкован, основатель сети магазинов "М. Видео"

"Сейчас торговые сети между двух огней".

Компания "М. Видео" в этом году объявила о намерении стать лидером по продажам бытовой электроники среди московских специализированных сетей. В первом полугодии, по ее собственным данным и данным агентства GfK, она с задачей справилась. Но в следующем году это достижение может быть подорвано из-за появления в столице компании "Эльдорадо", ранее продававшей электронику исключительно в регионах. О том, как будет развиваться конкуренция на этом рынке, а также о планах развития собственной сети рассказывает основатель "М. Видео" Александр Тынкован.

- С чего началась история компании "М. Видео"?

- Инвесторы меня тоже про это все время спрашивают. Интересно, говорят, откуда у людей деньги взялись. Я окончил институт в 1992 г. и попал на работу в магазин по продаже телевизоров с торговым залом в 30 кв. м. Сейчас трудно поверить, но тогда через эту крохотную площадь можно было продать за день машину или даже две телевизоров. Где-то через шесть месяцев я понял, что у меня достаточно опыта, чтобы открыть один магазин, а лучше два. Причиной для такого решения явились возраст - 25 лет и желание сделать что-нибудь самостоятельно. Я нашел партнеров, поддержавших меня. О наших взаимоотношениях мы тогда договорились в течение пяти минут и поддерживаем их до сих пор. В 1993 г. мы открыли первый магазин площадью 50 кв. м на Маросейке. Все деньги, которые у нас имелись, - $40 000 - мы потратили на ремонт и оборудование этого помещения. Первые товары - видеотехнику - получили в кредит от поставщиков. И нам повезло: мы оказались в нужное время в нужном месте. В конце 1993-го мы открыли второй магазин, а в 1994 г. - еще три.

Сейчас у "М. Видео" три основных направления бизнеса: торговая компания, сервисная компания и производственная - завод в г. Александрове. Основной наш бизнес - розничная торговля, в остальных - сервисе и производстве - мы выступаем как инвесторы. На единую акцию переходить не планируем, так как считаем, что это разные направления деятельности.

- Как же вы будете реализовывать свои планы по выходу на фондовый рынок?

- В ближайшее время таких планов у нас нет.

- В последнее время вы часто выступаете на разных инвестиционных конференциях. Ищете инвестора?

- Выступаем, потому что нас на них активно приглашают. Но мы не ищем деньги в буквальном смысле слова. Инвесторы, которые видели наш бизнес-план, отметили, что для планового развития нам не нужны деньги ни сейчас, ни в следующем году, ни даже через год. Поиск инвестиций - это задача будущего. Наша цель - чтобы "М. Видео" была в России компанией номер один. А развиваться достаточно активно на собственные средства невозможно. Не те финансовые рынки сейчас в России. Поэтому, когда мы получим доступ к дешевым инвестиционным деньгам, мы пересмотрим наши планы, сделав их более агрессивными. Вообще же, наша задача в перспективе - уйти от просто зарабатывания прямой прибыли и прийти к получению прибыли от роста цены акций компании.

- Когда может состояться продажа компании?

- Этот вопрос сейчас неактуален, речь о продаже компании не идет. Потому что надо продавать хорошо подготовленный продукт.

А участие в конференциях, инвестиционных форумах и т. д. - это подготовительный этап. Мы проверяем, по верному ли пути мы движемся. Потому что инвесторы сразу говорят, что их в нас не устраивает.

- И что не устраивает инвесторов?

- Технологические вещи. Их, например, интересуют показатели, на которые раньше мы не обращали достаточного внимания: продажи на квадратный метр, на одного сотрудника. Оказалось, кстати, в первом случае мы очень неплохо выглядим. В частности, по данным консалтинговой компании A.T.Kearney, продажи на 1 кв. м в "М. Видео" составляют $10 130, в сети Dixons (Англия) аналогичный показатель равен $14 504, а в сети Darty (Франция) - $9362 (это среднегодовой показатель).

На единицу персонала мы продаем меньше где-то на 30% , а может, и более.

- С показателями российских компаний сравниваете?

- Сравниваем. По продаже на квадратный метр мы принципиально выше. По людям работаем примерно одинаково.

- Что входит в понятие "хороший продукт"?

- Шансы привлечь инвесторов любого рода есть у одной-двух компаний в своем сегменте - не больше. Поэтому наша цель - однозначно стать номером один. В этом году мы вышли на первое место по объему продаж в Москве и планируем то же самое сделать в рамках России, достигнув к 2005 г. оборота в $1 млрд.

- Вы считаете, что сможете обогнать компанию "Эльдорадо", которая заявила в планах уже на этот год оборот в $800 млн?

- Они не объявляли свои цифры последовательно, год за годом. Важна динамика увеличения оборота. По нашим данным, наши темпы роста за последние два-три года опережают конкурентов, в том числе и "Эльдорадо". По нашим оценкам, у них рост в этот период был порядка 20% в год, может, чуть больше. В удачном 2001 г. рынок бытовой электроники вырос на 50% , сети выросли до 80% , мы - на 110%. В этом году рынок, по данным GfK, за первое полугодие вырос на 22%. У нас нет данных, что кто-то из сетей вырос больше чем на 60% , тогда как мы выросли на 100%.

- Вы считаете, что рынок бытовой электроники в России продолжит расти?

- Рынок России по итогам года будет вторым номером в мире по темпам роста после Китая.

У нас сейчас пошла волна замены техники, которая была куплена в начале 90-х гг. и успела морально устареть. Этот процесс должен был начаться еще в конце 90-х гг. , но кризис его отодвинул по времени.

При этом мы считаем, что регионы по темпам роста будут существенно опережать Москву. Например, магазин в Новгороде делает продажи на 30 - 50% больше, чем мы планировали. В первый месяц после открытия, по нашим оценкам, он сделал 15 - 20% от всех продаж техники в городе. Это при наличии в городе 4 - 5 сетей, которые в сумме составляют более 20 обычных магазинов электроники.

- Какие планы развития у вас на 2003 г. ?

- В 2003 г. мы хотим открыть 12 магазинов, половина из которых будет в Москве. В начале года открываем два магазина в Санкт-Петербурге, где нас еще пока нет. Объемы инвестиций зависят от того, будем мы магазины покупать или арендовать. Но примерно $20 - 25 млн.

- Сколько у вас сейчас магазинов в регионах?

- Пять. Первый из них мы открыли в Нижнем Новгороде 1 декабря 2001 г.

- Их эффективность сопоставима с московскими?

- В целом по операционной эффективности региональные магазины на 10 - 15% ниже, чем московские. Но мы планируем, что она будет расти после открытия новых магазинов. Пока у нас в городе один магазин, мы на логистике деньги теряем. Наша основная цель - это крупные города, миллионники, в каждом из которых мы хотели бы получить не менее 30% рынка.

- А как вы будете решать проблему с приобретением недвижимости для размещения магазинов, ведь все торговые компании жалуются на нехватку подходящих помещений в Москве?

- Готовых помещений достаточно мало, это правда. Но есть много новых проектов торговых центров, и мы получаем приглашения участвовать в них одними из первых. Другое дело, мы от ряда проектов отказались, так как считаем, что рынок торговой недвижимости сейчас перегрет и цены завышены и вскоре должны пойти вниз.

- И насколько перегрет рынок?

- Оптимальная цена покупки торговой недвижимости - не более $1000 за 1 кв. м. А когда цена превышает $1500, это делает срок окупаемости проекта слишком большим.

- Конкуренция между сетями, продающими в Москве бытовую технику, усиливается. За счет чего вы планируете увеличивать свои обороты?

- Кредит и накопительная дисконтная карта - вот два инструмента, на которые мы очень рассчитываем. Продажи в кредит составляют сейчас до 30% от общего объема продаж наших магазинов, а объем продаж по накопительным дисконтным картам каждый месяц удваивается. Также очень эффективным проектом для нас является пул "шесть семерок".

- Вас не беспокоят планы компании "Эльдорадо", которая собирается подвинуть московские сети на столичном рынке?

- У нас с "Эльдорадо" разные форматы, они больше тяготеют к формату дисканутера и поэтому, я считаю, будут забирать покупателей у стихийных рынков, а не у других московских сетей.

- Вам не нужен клиент стихийного рынка?

- Нужен, конечно. И в каждой группе товаров делаем предложение по специальной цене.

- Исполнительный директор "М. Видео" Алексей Максимов много говорит о том, что российским сетям необходимо принять защитные меры перед приходом на рынок иностранных ритейлоров. Вы разделяете точку зрения вашего менеджера?

- С одной стороны, приход иностранцев - необходимая вещь для рынка. Наш быстро растущий рынок с отсутствием конкуренции расхолаживает его участников, а это неправильно и опасно. С другой стороны, давайте задумаемся о долгосрочной перспективе. Торговля - это отрасль экономики, не менее важная, чем машино- или автомобилестроение. Плохо, если решения по всей отрасли будут приниматься не в России, а в штаб-квартирах транснациональных компаний.

Эти компании постепенно понижают уровень потребления. Низкие цены, которые они предлагают, достигаются появлением на полках товаров все более низкого класса. Посмотрите сейчас на электронику в том же Auchan. Там все китайские марки представлены, которые только могут быть. Дальше это будет продвигаться. Причем это не только по электронике, а по всей гамме товаров. И для отечественных производителей работать с транснациональными компаниями выходит не слишком выгодно.
Те навязывают им очень низкие цены поставки. Пример с "Рубином" очень характерный. Для московского завода там положительных моментов нет. У него отказались покупать телевизоры практически все остальные сети (кроме Auchan. - "Ведомости") , потому что невозможно покупать дороже, чем продается в розницу в другой сети. Во-вторых, о выгоде "Рубина" речи не идет. Не может быть прибыли при таких ценах.
И в итоге "Рубин" будет вытеснен из того же Auchan. Он никогда не сможет телевизоры продавать по такой цене, как китайские производители. Auchan не будет "Рубин" продвигать.
В газетах пишут, что Metro будет российский хрен продавать по всему миру, но это просто смешно, и не более того. Но частные компании не могут сами инициировать принятие каких-либо решений в области законодательства. Поэтому мы считаем, что нужно все эту работу проводить через отраслевые объединения - РАТЭК, АКОРТ. И, конечно, положение об иностранных игроках должно быть отражено в концепции внутренней торговли, которую сейчас разрабатывает Минэкономразвития.

- Что вы хотели бы видеть в этой концепции?

- Прямые заградительные меры неправильны, все с этим согласны. Но что именно нужно предпринять, пока я сказать не могу. Надо начинать с постановки задач, изучения опыта других государств. Но делать что-то нужно. И не только в отношении транснациональных компаний. Сейчас торговые сети находятся между двух огней. С одной стороны, это стихийные рынки, которые являются, по сути, офшорной зоной, с другой стороны, это западные компании, которые имеют огромные финансовые возможности и готовы в период экспансии на рынке работать без рентабельности.

БИОГРАФИЯ: Александр Тынкован родился в 1967 г. в Москве. В 1992 г. с отличием закончил Московский энергетический институт по специальности "электрическое оборудование летательных аппаратов" (тема диплома "Автоматизированные системы управления").

В 1993 г. основал компанию "М. Видео", которой и руководит в настоящее время. В 2001 г. Тынкован вошел в рейтинг "1000 самых профессиональных менеджеров России", организованный Ассоциацией менеджеров России и ИД "Коммерсантъ".

Женат, имеет двух дочерей. Хобби - игровые виды спорта, путешествия с семьей.

О КОМПАНИИ: Розничная сеть "М. Видео" основана в 1993 г. Сейчас в нее входит 25 магазинов, из которых 20 - в Москве. Оборот компании в 2002 г. составит $380 млн. 30% оборота приходится на оптовые продажи, 70% - на розничные.

Торговая компания "М. Видео", по оценкам маркетингового агентства GfK, по итогам первого полугодия является крупнейшей компанией по продажам бытовой электроники в Москве. Основные акционеры "М. Видео" - Александр Тынкован и группа частных лиц. В холдинг входит торговое подразделение (состоящие из 15 юридических лиц) , техническая компания "Арсенал" (завод в г. Александрове) , сервисная компания "М. Видео - Сервис" и контрольный пакет компании ТК "Бытовая электроника "Сокол" (владелец торговой марки "Сокол").


Елена Виноградова
23.10.2002  Ведомости

23.10.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2025, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов