Столик в ресторане вместо ужина в холодильнике
Москва проглотит еще сотни новых ресторанов
Инвестиции в рестораны или кафе в Москве стали реальностью.
Все больше людей видит в этом возможность хорошо заработать.
К ресторанному бизнесу уже успели приобщиться иностранные
граждане, студенты российских вузов, звезды телеэкрана
и кино, пиарщики, художники и просто богатые люди, предпочитающие
оставаться в тени. Всем ясно одно: люди требует пищи
вне дома, но их большой аппетит пока никто не может
измерить. В столичной индустрии ресторанов еще многое
решает интуиция.
Хенрик Винтер, генеральный управляющий группы предприятий
общественного питания в России и СНГ ООО "Росинтер Ресторантс",
датчанин по национальности, родившийся в Техасе, провел в
Москве 11 лет, трудясь на ниве ресторанного бизнеса. Приехав
впервые в Москву в 91-м - из любопытства, узнать, кто же поместил
объявление в The Herald Tribune, приглашающее ресторанного
менеджера на работу в Россию, - он увидел советской эры московские
рестораны, которые можно было пересчитать по пальцам. И правда,
помнится, было такое.
11 лет спустя
За 11 прошедших лет Хенрик Винтер дошел до поста генуправляющего
ресторанной сети "Росинтер Ресторантс", владеющей
ресторанами "Патио Пицца", "Американский бар
и гриль", T.G.I. Friday's, "Санта Фе", "Планета
Суши". Я проела тысячи долларов в столичных ресторанах
итальянской, мексиканской, грузинской, русской, японской,
французской, скандинавской, югославской, американской и индийской
кухни. А кто-то неплохо заработал на таких, как я. Москва
пережила бум мексиканской кухни, японской и даже стала представлять
прекрасные образчики ресторанного искусства в нише русской
и этнической кухни республик бывшего СССР. Между тем владельцы
ресторанов, привившие москвичам и гостям столицы вкус к ресторанной
жизни, говорят о том, что рынок все еще не "устаканился",
вовсю растет и пока на нем много незаполненных ниш. Правда,
точных цифр о количестве ресторанов в столице не существует
в природе, потому что организации, способной это подсчитать,
просто нет. "К тому же это не так уж важно, когда на
такое исследование нужно потратить $50 000, а информация может
оказаться неточной", - говорит Винтер. Единственная доступная,
но неказистая статистика выводится Департаментом потребительского
рынка правительства Москвы. Чиновникам чужда принятая сейчас
на рынке классификация предприятий общепита, поэтому их выкладки
звучат совсем уж по-канцелярски. По их данным, в конце марта
2002 г. в Москве насчитывалось 5717 "общедоступных предприятий
питания" (т. е. производственные и школьные столовые
здесь не учитываются), среди которых более 2000 ресторанов.
Также в Москве работает 130 ночных ресторанов, 40 круглосуточных,
45 пивных, более 500 предприятий быстрого питания и около
2000 кафе и баров. Но насколько точно эти цифры отражают действительность,
известно только самим чиновникам...
Так что столичные рестораторы даже не знают, сколько у них
конкурентов. Но это не мешает вести дела - ведь наши люди
еще не все "наелись в ресторанах". "Сейчас
на ресторанном рынке бум. Об этом можно судить по количеству
открывающихся ресторанов", - говорит Валерий Коннов,
гендиректор ЗАО "Ланч", управляющего сетью трактиров
"Елки-Палки". Коннов приводит такую статистику:
в Москве сейчас ежемесячно открываются 30-40 предприятий общепита.
"Елки-Палки" стараются шагать в ногу со временем
- сегодня в сети 19 трактиров, а вскоре откроются еще два
в Москве и один в Ростове-на-Дону.
По словам Алексея Кабанова, гендиректора ЗАО "Проект
О.Г.И.", в Москве общепита (кафе, ресторанов и прочего)
так мало, что этот рынок трудно вообще назвать работающим.
"Есть всего 5-10% от того, что должно быть, - говорит
Кабанов. - Это ощущение основано на некотором опыте и понимании
того, что должно быть". По его мнению, только активная
часть населения (а это 20-40% москвичей) посещает рестораны
и кафе. "Остальные 60% никуда не ходят, хотя у них есть
деньги и желание социализироваться, - говорит Кабанов. - Но
из-за того, что они живут в спальном районе, им просто некуда
пойти".
По деньгам и еда
Вместе с расслоением российского общества расслаивались и
заведения общепита, его обслуживающие. За что человек платит,
то и получает. Свою версию классификации заведений общепита
предложил Алексей Кабанов. "Фаст-фуд - это когда человек
пришел, его накормили и выгнали, место с максимальной проходимостью;
кафе - место, куда человек приходит за едой и за чем-то еще
(средой, атмосферой, обстановкой, чтобы сидеть часами за кружкой
пива), еда здесь качественная, сытная; ресторан - место, куда
люди приходят именно есть, где вся культура и красота заключена
в тарелке, поэтому в ресторане еда стабильно должна быть безупречного
качества".
Финансовая столица страны должна красиво тратить деньги.
К ее услугам - немало бюджетопоглощающих предприятий общепита.
По мнению Хенрика Винтера, лидирующие позиции на рынке эксклюзивной
еды занимает весьма динамичный ресторатор Аркадий Новиков
(у него более 40 ресторанов, начиная с "Сирены"
и заканчивая лингвистически изысканными "Белым солнцем
пустыни", "Сыром" и "Царской охотой"
с "Тремя пескарями"). Особенно модным в последнее
время стало открывать культовые рестораны, где все дорого
и куда ходят люди своего круга. Тут, соответственно, и дресс-код,
и фейс-контроль.
Помимо группы ресторанов Новикова действуют 10-15 ресторанных
групп более мелких операторов, у которых обычно от двух до
пяти ресторанов. У таких операторов есть ресторанные демократичные
решения для среднего класса. Это "Росинтер Ресторантс"
со своими "Патио Пицца", учрежденная опять-таки
при участии Аркадия Новикова сеть трактиров "Елки-Палки",
сеть "Му-Му" и "Пироги".
Пойду переквалифицируюсь
в рестораторы
Лавры ресторатора не дают покоя многим. В Москве чуть ли
не ежедневно открываются новые и закрываются прогоревшие рестораны.
Художники, актеры, телеведущие, специалисты по телекоммуникациям,
студенты из Латинской Америки, бывшие шеф-повара да и просто
богатые люди - кто только ни приобщился к этому. Вот, например,
в ресторан "Петрович", названный в честь карикатурного
героя газеты "Коммерсантъ", вложился художник Андрей
Бильжо, телеведущий Михаил Кожухов в 1998 г. открыл водочный
ресторан "Петров Водкин". Один из свежих ресторанов
"для своих" - "Ваниль" - открыли Федор
Бондарчук, Степан Михалков и мэтр ресторанного бизнеса Аркадий
Новиков. Причем нередко состоятельные люди, вложив свои деньги
в ресторан, для управления им или рекламы прибегают к услугам
известных людей. Например, киноведу и сценаристу Виктору Мережко
одна из фирм, занимающаяся ресторанным и магазинным бизнесом,
предложила отдать свое имя ресторану русской кухни "У
Мережко". А актриса Алла Будницкая четыре года занимала
должность hostess (хозяйки) ресторана "У бабушки".
Гендиректор ЗАО "Проект О.Г.И." Алексей Кабанов
вместе со своей командой вышел из рядов филологов, а до бизнеса
на общепите работал в телекоммуникационной компании и техцентре
"Московских новостей". "Я совершенно никогда
не собирался заниматься общественным питанием. Это было случайно,
но затянуло", - признался Кабанов.
Интервью: Хенрик Винтер: "Я видел
много ресторанов, в которые вбухали кучу денег, но это
оказалось неэффективным"
За минувшее десятилетие ресторанный бизнес в Москве
прошел путь от нуля до ошеломляющего многообразия заведений
на любой вкус. Рынок стремительно растет, хотя исследований
его емкости пока не проводилось. О том, как выглядит
этот процесс изнутри, рассказал "Фокусу" Хенрик
Винтер, генеральный управляющий группы предприятий общественного
питания в России и СНГ ООО "Росинтер Ресторантс"
(входит в "Ростик груп").
- Какова на сегодня емкость ресторанного рынка Москвы? Невооруженным
глазом видно, что новые рестораны растут как грибы...
- Я не знаю, сколько в Москве ресторанов. Никакого надежного
исследования на эту тему нет. Нет и организации, способной
отслеживать ресторанный бизнес. Есть лишь пара специализированных
газет и журналов, но специализированной ресторанной ассоциации,
как, например, в США, нет. В США The National Restaurant Association
проводит не только исследования отрасли, но и вообще много
чего делает в своей области. На конкретном примере "Росинтер
Ресторантс" я могу сказать, что наш бизнес увеличился
на 60% за последние два года. Но поскольку никто в действительности
не понимает размеров ресторанного рынка в Москве, трудно охарактеризовать,
насколько вырос рынок в целом. Точно только то, что он действительно
растет. Все остальные оценки пока очень субъективны.
- На какие категории можно разбить существующие рестораны?
- Фаст-фуд - нижний сегмент рынка, там действуют McDonald's,
"Ростик'с", Subway. Далее следуют рестораны полного
обслуживания: обычные рестораны (нижний сегмент - это самые
дешевые рестораны, скажем, сеть "Елки-Палки", "Му-Му"
и т. д.), верхний сегмент обычных ресторанов - пример тому
ресторан T.G.I. Friday's, т. е. еще не дорогой, концептуальный
ресторан, но уже и не особо дешевый. Потом нижний уровень
эксклюзивного рынка и эксклюзивный. Рестораны Аркадия Новикова
как раз находятся в этой категории - например "Царская
охота".
- Если сравнить московскую ресторанную сцену с той, что
имеется в европейских столицах или в том же Нью-Йорке, то
насколько они отличаются?
- Рестораны в мегаполисах США управляются большими ресторанными
группами и обычно представляют собой сети (т. е. несколько
ресторанов объединены одним брэндом). В Европе рынок более
фрагментированный, на нем присутствует гораздо меньше крупных
ресторанных операторов, чем в США, и поэтому там картину можно
считать сопоставимой с Москвой. Думаю, что в ближайшие 5-10
лет нам еще предстоит увидеть появление крупных операторов.
И тогда доминировать на рынке будут сетевые ресторанные группы,
а не рестораны индивидуальных владельцев, как происходит сейчас.
- На чем базируется ваша уверенность в том, что такое
случится?
- Потому что рыночный потенциал здесь на ближайшие 10 лет
просто феноменальный. В Москве есть ряд неплохих ресторанов.
Но если говорить о количестве ресторанов, приходящихся на
тысячу жителей, в Париже или другой европейской столице, то
Москве еще нужно пройти долгий путь, чтобы насытить рынок.
Я предвижу, что через 10 лет (предполагая, что экономический
рост в России продолжится без глубоких кризисов) рынок вырастет
до чудовищных размеров. Индивидуальные предприниматели будут
не в состоянии поспеть за таким процессом. Их останется немного,
главные позиции займут ресторанные группы и профессионалы
ресторанного бизнеса. Они воспринимают ресторан как чистый
бизнес-проект, а не как нечто, чем можно похвастаться перед
друзьями. И хотя очень трудно открыть сразу много ресторанов
и поддерживать в них надлежащий уровень качества, для профессиональных
групп это стратегическая цель, и у них есть необходимые для
этого инструменты и знания.
- Что предпочитали есть в московских ресторанах раньше,
а что едят сейчас?
- Практически все первые рестораны в Москве были с иностранной
кухней - итальянской, американской, мексиканской, немецкой,
но не русской. Волна иностранных ресторанов, кстати, и нахлынула
благодаря иностранцам, которые сами во многих случаях эти
рестораны и открывали. Кстати, первым рестораном (еще до появления
"Росинтера") бы El Rincon Espanol, открытый Ростиславом
Ордовским-Танаевским Бланко (президент корпорации "Ростик
груп". - Ред.). Своим появлением он обязан тому, что
у Ростислава Ордовского-Танаевского были магазины "Фокус"
по продаже продукции Kodak. Проблема в том, что продукцию
приходилось закупать за валюту во Франции или Англии, здесь
продавать за рубли, и в итоге он оставался с кучей рублей,
с которой ничего нельзя было сделать. Вот он и решил открыть
ресторан, чтобы покупать продукты на рубли, продавать их за
доллары, а валюту потом тратить на закупку продукции Kodak.
В первой половине 90-х было практически невозможно получить
какую-либо приемлемую русскую еду - ее никто не готовил, не
было ресторанов русской кухни. Оставались только ужасные рестораны
советской эпохи. Они не были приспособлены к тому, чтобы предложить
хоть что-нибудь качественное: еду, обслуживание. Кстати, почему
сегодня они не работают успешно - да потому, что им до сих
пор нечего предложить. Зато после иностранных заведений стали
открываться места с русской кухней и этнической кухней бывших
республик Советского Союза (грузинская, украинская, азербайджанская).
Этими ресторанами, надо заметить - с очень качественной едой,
управляют выходцы из тех краев. Но удивительно, что рестораны
русской кухни - сейчас их уже десятки, и они качественные
- появились на сцене самыми последними.
- Какие ресторанные концепции вы считаете сейчас успешными?
- Сейчас в столице ошеломляющее количество различных концепций.
Разумеется, много ресторанов суси, и рынок ими насыщен. Мне
кажется очень вероятным, что через год или два мест, где подают
суси, станет гораздо меньше, но насколько меньше - я не знаю.
Причина популярности суси в том, что эксклюзивный, дорогой
деликатес стал доступным. Так что в суси привлекает то, что
это высокое качество, эксклюзив и мода. Если бы лет пять назад
кто-нибудь сказал мне, что все будут любить суси, я бы на
это отреагировал так: "Вы что, с ума сошли? Русские не
едят сырую рыбу". Русские вообще не особенно охотно едят
рыбу. Но вот суси появились, потому что эксклюзивность стала
доступной, а отсюда - и модной, к тому же это здоровая еда
хорошего качества. Причем японскими ресторанами в основном
управляют русские, но, конечно, с помощью японских специалистов.
И все же, по моему мнению, большинство японских ресторанов,
открывшихся недавно, прогорают. Они появились слишком поздно,
они недостаточно модные. У людей уже есть выбор из сотен мест,
где можно поесть суси, и почему они должны выбирать что-то
новое вместо того ресторана, куда они ходят каждую неделю.
Кроме того, есть много мест, где с качеством беда, где подают
несвежую рыбу, да и в целом ничего особенного собой не представляющих.
Я думаю, что русская кухня и южная этническая кухня СНГ (все
эти грузинские, армянские, азербайджанские рестораны - "Шишбеш",
"Кишмиш") будут и дальше развиваться и станут успешными.
Людям нравятся такие рестораны, еда в них знакома (вкус более
привычный, нежели, например, в мексиканской кухне), сравнительно
недорогая.
Беседовала Лариса Вострякова
18.09.2002
Русский Фокус № 31 (68),