Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Валентин Поляков, генеральный директор "Петмола"

"Лобби нам сегодня не по зубам".

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. - ОАО "Петмол" - одно из самых привлекательных в регионе предприятий пищевой промышленности. Поэтому неудивительно, что время от времени на рынке появляются слухи о его продаже. Последний раз "Петмол" "продавали" в феврале 2002 г. - концерну "Вимм-Билль-Данн". Но на прошлой неделе выяснилось, что ВБД купил другое предприятие - молочный завод "Роска", который два года назад контролировали "Петмол" и его стратегический партнер Сбербанк. Генеральный директор "Петмола" Валентин Поляков признает, что ведет переговоры со стратегическим инвестором, однако отказывается назвать возможных покупателей.

- Компания "Вимм-Билль-Данн" наконец пришла в Петербург, купив молочный завод "Роска". Как это отразится на вашем предприятии?

- Негативно. Появляется сильный конкурент. Он и богаче нас, и сильнее. Причем по всем позициям - и финансовым, и технологическим, и по опыту. Но рынок есть рынок. Этого следовало ожидать, рано или поздно они бы здесь появились. Будем принимать меры, бороться с ними в хорошем смысле этого слова. Я даже допускаю какие-то совместные действия в рамках развития нужных народу производств, чтобы было в итоге дешевле и по конечной цене, и по разработке.

- Такие переговоры уже идут?

- У нас хорошие отношения с руководством "Вимм-Билль-Данна". Как это может быть в бизнесе - хорошие по жизни. Пока. Время покажет, как они будут развиваться. Но пока угроз нет - нормальные разговоры. Они не скрывают, чего хотят, мы знаем их планы, что позволяет ориентироваться в ситуации. Но, повторю, ничего хорошего для "Петмола" нет. Мы имеем 45% рынка, будем иметь меньше - это безусловно.

- Два года назад, когда 47% акций "Роски" принадлежало "Петмолу", к вам приходили представители ВБД и обращались с просьбой продать пакет. Почему вы отказались?

- У нас были другие планы со Сбербанком: мы хотели развить "Роску" и самим использовать этот завод. В конечном итоге расположение "Петмола" не очень удачно, когда-то, лет через 20 - 30, заводу придется убраться с Московского проспекта. Но для того чтобы "Роска" поднялась до уровня "Петмола", нужно было очень много сделать. У нас таких средств не было и быть не могло. И никто нам таких денег не давал - даже Сбербанк. Мы просто не могли проглотить этот кусок.

- В итоге вы его продали?

- Да, мы продали его [группе предприятий Алексея Наровлянского] "Колибри". В том числе и потому, что понимали: "Колибри" нам никак не помешает.

- В какую сумму вы оцениваете входной билет на молочный рынок Петербурга? ВБД заплатил $11 млн за "Роску" - это адекватная цена?

- Если разделить "железо" и остальное, то рынок там будет на первом месте. [ "Вимм-Билль-Данн"] купил здание. То, что там внутри, оборудование, стоит очень мало. Я знаю, что ВБД поменяет практически все. Здание, инфраструктура, дороги, местоположение стоят дороже оборудования. Не случайно [ВБД] сначала сделал торговый дом, который изучил ленинградский рынок. Они знают, куда идут с производством.

- Не секрет, что продавцы молока в Ленинградской области ориентируются на "Петмол", когда определяют цены на сырье для переработчиков. Новый игрок с большими объемами как-то повлияет на стоимость сырья?

- Да, переработчики ориентируются на нас. И цены на молоко [в Ленинградской области] сейчас завышены. Но мы это делали не из любви к руководителям ферм, а для того, чтобы они могли встать на ноги. Иначе мы не были бы сейчас лучшей областью в России по производству молока. И смотрите: [на фермах, которые пользуются поддержкой "Петмола"] построено 11 доильных цехов, приобретена новая техника. Сейчас, если рентабельность в переработке составляет 3% , то у них, на фермах, - до 60%. Этим, конечно, можно было бы делиться, но. ..

Что будет сегодня? Думаю, что цены будут как-то выравниваться. Мы знаем цены, по которым покупает ВБД, - они значительно ниже наших. Неделю назад мы начали думать об этом с руководством ферм. Через месяц я смогу сказать конкретнее, но мы очень хотим, чтобы эти изменения прошли мирно и никоим образом не повлияли на жизнеспособность совхозов и не утопили "Петмол".

- Какие у вас планы по развитию "Петмола"?

- Мы хотим заниматься сыром. Твердые - полутвердые, вроде "Гауды". Но наш сыр должен быть вкуснее и дешевле. Линия, контракт на поставку которой уже подписан, будет размещена на головном заводе. Объемы планируем небольшие. Первая очередь - 2 т в сутки, вторая - 4 т и т. д. , до 10 т.

Мы хотим заниматься взбитыми молочными продуктами. Детским творогом, например, который более востребован детьми в Европе. Мы хотим продолжить развитие детского питания, чтобы дети ели не что-то, а то, что им полезно и нужно. У нас над этим педиатры работают, некоторые разработки уже есть. Мощности есть, технологии разрабатываем.

Кроме того, займемся розливом продукции в пластиковые бутылки. Ведем переговоры о покупке линии, на которой будем фасовать и молоко, и йогурты, и кефиры.

- Как изменилась за последнее время доля продукции, которую вы отгружаете за пределы Петербурга и Ленобласти?

- Она упала. В позапрошлом году мы отгружали 25% , и это было для нас много. Сейчас эта доля уменьшилась до 12%. Москва осталась на уровне, на котором была. [Поставки в] остальные регионы уменьшились, и это правильно. Они построили свои предприятия, несколько позднее поднялось село, появилось сырье - начали есть свое.

- Вы не планируете привлечь стратегического инвестора, который помог бы решать финансовые проблемы?

- Ищем такого. Но тайно. Покупателей, конечно, разных называют, болтовни вокруг нас много. Но сейчас идет передел рынка, и это естественно. У нас уже есть предложения, но мы пока не определились.

- Предложения вам или держателям других пакетов?

- И нам, и нашим партнерам. Например, [близкая к Северо-Западному Сбербанку] "Глобус" уже избавилась от своего пакета.

- В мае компания Parmalat S.p.A. увеличила свою долю акций с 28% до 32%. Кто им продал пакеты и какова сейчас примерная структура акционеров "Петмола"?

- В случае с "Пармалатом" это были инвестиционные фонды. "Петмол" проводил эмиссии, и они скупали бумаги. Поэтому мы сами зачастую не знали, где наши акции находятся. Но надо заметить, что эмиссии происходили удачно, за счет этого мы практически полностью обновили завод.

Сейчас фонды сбросили свои пакеты, за счет чего "Пармалат" увеличил свою долю на 6%. Сейчас они - крупнейший акционер с 32%. Потом идут шведы, которые имеют 26% , 25% - это "Петмол-Инвест". В общей сложности мы контролируем более 30% акций, а остальные - это мелочь.

- Что это за шведы?

- Это компании Arla и LRF. LRF - это компания сельских кооперативов. На заседаниях совета директоров они уже активно обсуждают планы развития предприятия.

- Европейская система, когда группы хозяйств или фермеров образуют кооперативы, а они, в свою очередь, становятся акционерами крупных перерабатывающих заводов, приемлема в России?

- Та система, которая работает там, рождалась сотни лет. За десяток лет упущенного времени не перескочить, даже если этим займется сам Господь.

Там этим делом занимается государство. В Скандинавии из-за этого просто коммунизм. В Швеции даже глава кабинета министров из крестьян. [Государственные гарантии] сегодня защищают фермера. Ему дают гарантии от засух и наводнений - все равно оплачивают заранее спланированный урожай. От крестьянина требуется столько-то зерна, столько-то молока. Если произвел больше - ему доплачивают за излишки.

Наблюдал я на заводе в Швеции смешную сцену: привез фермер молоко, ему в машину кладут хлеб, колбасу, водку, пиво - не отвлекайся только, работай. Прямо на молочном заводе обеспечивают питанием. Ну и плюс огромная господдержка. Мы сегодня в самом низу этого пути.

- А в какой степени сельскому хозяйству и переработке в России нужна эта господдержка?

- Нужен зерновой рынок. Рынок, который работает с Европой. Вот сейчас появилось зерно - и никто не знает, что с этим делать. Куда его девать, это зерно? Где-то мы очень круто приватизируемся, а где-то боимся элементарного. [Министр сельского хозяйства Алексей] Гордеев правильно настаивает на увеличении денег на государственные интервенции на зерновом рынке. Правда, ему не позволят менять бюджет страны на ходу, а жаль. Таким образом он бы спас крестьянство.

Ведь это хорошо, что сейчас хорошая погода, а если засуха? Те хозяйства, которые сейчас продадут зерно за бесценок, разорятся.

- Недавно Гордеев был в Петербурге. Какие вопросы вы обсуждали с ним на встрече?

- Он меня в Москву пригласил, мы там поговорим. Это будут и общие вопросы, и вопросы по "Петмолу".

В первую очередь я хочу, чтобы нас считали сельскохозяйственным предприятием. И те блага и льготы, хоть и мизерные, частично попадали бы и к нам. Мы поднимаем колхозы, даем им кредиты и ссуды, ставим оборудование, покупаем комбикорма, пока они с финансами не очень хорошо управляются. Есть вопросы по лизингу, по кредитам. Я считаю, что Россельхозбанк не очень правильно себя ведет. Дал кредит - и тут же дай ему на этот миллион обороты. Он дал кредит - колхоз купил трактор или доильную установку под наши гарантии. А банк почему-то не верит колхозам, хоть и Россельхозбанк, но понимает, что мы всегда за них отдадим. Но оборудование надо смонтировать, освоить. Оно не заработает завтра, нужно время.

- А если крупнейшим переработчикам объединиться для лоббирования своих интересов?

- На каком основании объединяться? Кто в стране решает? Дума и правительство. Объединиться, чтобы избрать премьера? Не получится. Чтобы выбрать депутата? Можем добавить одного, но что он может сделать один? Создать лобби нам сегодня не по зубам. И даже не только с точки зрения финансов, но и с точки зрения (Стучит себя пальцем по лбу. ).

БИОГРАФИЯ: Валентин Поляков родился 5 июня 1940 г. в г. Устюжне Вологодской области. В 1968 г. окончил Ленинградский электротехнический институт.

В 1965 г. был назначен главным энергетиком 1-го молочного завода, с 1971 г. - главный инженер этого завода, с 1973 г. - директор. В 1975 г. был переведен на должность директора 4-го молочного завода.

В 1986 г. Поляков назначен директором молочного комбината N 1, который в 1992 г. был преобразован в ОАО "Петмол". В 1996 г. общее собрание акционеров избрало Полякова на должность генерального директора, которую он занимает до сих пор.

Кандидат технических наук, член-корреспондент Санкт-Петербургской инженерной академии, академик Санкт-Петербургской академии холода.

В 1986 г. награжден Орденом "Знак Почета". В 1998 г. указом президента ему присвоено звание "Заслуженный работник пищевой индустрии Российской Федерации".

Сыновья Валентина Полякова, Кирилл и Сергей, занимают руководящие должности в структуре "Петмола".

О КОМПАНИИ: Ленинградский молочный комбинат N 1 им. С. М. Кирова основан в 1934 г. После акционирования в 1992 г. сменил название на ОАО "Санкт-Петербургский молочный комбинат N 1 "Петмол".

ОАО "Петмол" включает в себя молочный комбинат N 1, расположенный в центре Санкт-Петербурга, отдельный цех в промзоне "Парнас", а также Кронштадтский, Ломоносовский и Красносельский молочные заводы. Производственная мощность рассчитана на переработку 550 т молока в сутки. Выпускает свыше 100 наименований молочных продуктов. Предприятие занимает до 45% рынка молочных продуктов Петербурга.

"Петмол" развивает собственную программу поддержки сельхозпроизводителей. Лучшие молочные фермы Ленинградской области получали от предприятия финансовые средства, а также оборудование и корма под гарантии будущих поставок молока.

Дочерняя фирма "Торговля от "Петмола" в 2002 г. совместно с холдингом "ЛенСтро" запустила проект доставки продуктов на дом "Служба 78", действующий по принципу "супермаркет на колесах".

По состоянию на начало 2002 г. основные акционеры ОАО "Петмол" - "Пармалат С. п. А. " (Италия) - 32,9% , ОАО "Петмол-Инвест" - 26,8% , ЗАО "АБН АМРО БАНК А. О. " (номинальный держатель) - 15,4% , ЗАО "Брансвик Ю Би Эс Варбург Номиниз" (номинальный держатель) - 13,6% уставного капитала.

Максим Трапезников 02.09.2002  Ведомости

02.09.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов