Интервью: Олег Тиньков - "Я делаю нелогичные ходы, основанные на эмоциональных порывах"
Председатель совета директоров и президент компании "Тинькофф" рассказал о планах развития своего бизнеса в эксклюзивном интервью.
- Какие вехи вашего пути в бизнесе вы хотели бы отметить?
- Каждый этап был прекрасен по-своему. Началось все с банальной спекуляции товарами народного потребления. Мне повезло, и, отработав год на шахте, я поступил в Горный институт. Ленинград, красивая жизнь, дискотеки и бары - в общем, деньги были нужны. В Горном институте в то время училось много иностранцев, которые привозили заграничные товары, и их надо было сбывать. Я брал этот товар, как теперь говорят, на консигнацию и начинал делать свой первый капитал. Помню, как взял первый кредит - занял у родного брата 4 тысячи рублей. В начале 1990-х было модно торговать телевизорами и видеомагнитофонами. Я летал в Сингапур - сначала как челнок, потом пошли контейнерные поставки, далее - оптовые продажи и система магазинов "Техношок". Уже тогда я тяготел к строительству брэндов. Я понимал, что добавленная стоимость часто обусловлена эмоциональной составляющей, названием, брэндом. Я видел, что телевизоры известных во всем мире марок клепаются на тех же заводах, что и местная гонконговская техника.
В 1997 году на рынке электроники наметилась стагнация, я покинул этот бизнес и пошел в производство - пельмени, вареники, продукты легкого приготовления под маркой Дарья. Я принял решение развивать собственную марку, и не нашлось ничего лучше, чем имя собственной дочери. Даймлер Бенц так же поступил со своим детищем по имени Мерседес.
Дарья стала лидером на рынке замороженных полуфабрикатов в первую очередь потому, что получился сильный брэнд. Хорошее качество, неплохая дистрибуция, но главное - сильный брэнд.
Параллельно я развивал ресторанный бизнес. Это был мой "карманный" бизнес, хобби. Я люблю попить пиво, и мы по пятницам приезжали с компанией в бар на Рубинштейна, который вечно был забит народом. Я сказал: "Давайте сделаем свой бар - но только будем еще и сами варить пиво". Такую концепцию я впервые увидел в Штатах. Сделали первый ресторан, начали выпускать пиво в бутылках, открыли второй ресторан в Москве. Когда я увидел норму прибыли, этот рынок стал мне интересен. К тому же брэнд был персонифицирован, он носил мое имя, да и на подсознательном уровне он был мне ближе. И я принял стратегическое решение: продал компанию "Дарья", чтобы финансировать "Тинькофф". Продал в хорошие руки.
- За какую сумму?
- Не могу вам ее назвать, но думаю, что на продовольственном рынке России в 2001 году это была самая большая сделка. Она выглядела не очень логично - ведь бизнес "Дарьи" приносил большие деньги. Это была, если хотите, эмоциональная сделка. Может быть, я и отличаюсь от многих других успешных предпринимателей тем, что делаю нелогичные ходы, основанные на эмоциональных порывах.
- А не повторит ли "Тинькофф" судьбу "Дарьи"?
- Не продав "Дарьи", нельзя было развивать "Тинькофф". Я не мог привлечь достаточно инвестиций, так как капитализация компании была низкой. Два ресторана и 200 тысяч бутылок в месяц - это мало. Но я вижу в этом проекте очень большие возможности - и финансовые, и маркетинговые. Это мой драйв. Моя задача - вырастить компанию "Тинькофф", заработать на ней много-много миллионов и… выкупить компанию "Дарья" обратно.
- Вот так? Кажется, вы этот план еще не озвучивали?
- Да, это такой эксклюзив… Я думаю, что в 2005 году капитализация компании "Тинькофф" должна составить около $200 млн., и тогда, за счет IPO или какого-то другого размещения, можно будет собрать средства и выкупить первое дитя.
- Какой при этом планируется объем продаж?
- Через три года мы хотим иметь 5% российского рынка пива в деньгах и продавать около 10 млн. бутылок в месяц.
- Каков размер инвестиций в развитие компании?
- Сумма инвестиций в завод составляет порядка $20 млн. Около $15 млн. вкладывается в сеть ресторанов. Маркетинг - наша самая большая амбиция, на него мы будем тратить около 15% от дохода компании, а первые вложения этой осенью составят около $7 млн.
- Что такое брэнд, согласно вашему определению?
- Я бы сказал следующим образом: брэнд - это некая квинтэссенция эмоций, которую нельзя оценить.
- Но ведь именно об оценке мы сейчас и говорим?
- В этом-то и прелесть, и крутизна ситуации. Все попытки оценить брэнд алгеброй мне кажутся нереальными. Настолько же, насколько нельзя оценить картину. То есть и брэнд, и картина, конечно, стоят денег - сумму, которую за них платят. Но один человек почему-то дает за картину в два раза больше, чем другой. И в итоге цена определяется эмоциональным состоянием человека в данный момент.
- Есть брэнды для бутика, а есть - для большого числа магазинов. Вы какой хотите построить?
- Не думаю, что пиво должно быть бутиковым продуктом. С развитием компании начинается экономия на масштабах. Мы понимаем, что розничная цена 45 рублей за бутылку лишает миллионы людей возможности попробовать наше пиво. Но мы постепенно придем к более правильной цене - около 30 рублей в магазине. В ресторанах где-то с октября наше пиво будет стоить не 150, а порядка 95 рублей за кружку.
- А какое место в бизнесе будут занимать рестораны?
- Они были и остаются моим любимым детищем. Рестораны - наша "дегустационная площадка", которая будет работать под нашим брэндом и под нашим полным контролем. Наш пивовар летает по всей России. Мы сейчас заканчиваем два новых ресторана в регионах и в течение полутора лет построим еще семь. Всего будет одиннадцать - во Владивостоке, Красноярске, Новосибирске, Омске, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове, Сочи.
- "Дегустационная площадка" - это часть маркетинга или прибыльный бизнес?
- Это достаточно прибыльный бизнес, но он требует немалых инвестиций. Здесь высок барьер входа. Минимальные вложения в ресторан - даже региональный - $1.5 млн.
- Вы можете гарантировать, что вкус пива в каждом из ресторанов и в бутылках будет идентичным?
- Да, все производство будет находиться под жестким контролем.
- Как вы объясняете тот факт, что именно в Петербурге с его не самой высокой покупательной способностью удалось создать и успешно продавать самое дорогое отечественное пиво?
- Скажу больше: в Питере нашего пива продается больше, чем в Москве - и в общем объеме, и в ресторане. Пока я объяснить этого не могу.
- А гипотезы есть?
- Может быть, отчасти это объясняется местом, где находится петербургский ресторан. Это историческое здание со своей аурой - как французский замок, шато. Ресторан стал настоящей достопримечательностью, гордостью Петербурга. Возможно, играет свою роль и то, что в Петербурге больше туристов. Московский ресторан я сделал другим - с настроением современного мегаполиса.
- Какие еще нереализованные проекты вы можете сейчас анонсировать?
- Мы работаем над созданием безалкогольного пива. Идем "навстречу пожеланиям трудящихся".
- А вам в принципе все равно, какой продукт вы будете производить и продавать?
- Нет, не все равно. На любой проект я смотрю как человек и как предприниматель. Мне может быть очень по вкусу продукт, но, как предприниматель, я, прежде всего, оцениваю размер рынка, где мне нужно иметь долю и достаточно большой совокупный доход.
Мне очень нравится кофе: кофейни, ароматы, - но меня не устраивает размер этого рынка. Поэтому откладываем на потом, пусть пока развивается. С соками - другая ситуация. Создать премиальный сок на рынке, размер которого огромен, - весьма интересно.
- Это тоже можно воспринимать, как анонс нового проекта?
- Думаю, что "Вимм-Билль-Данн", "Мултону" и Лебедянскому заводу пока беспокоиться и предпринимать контрмер не стоит. Пока мы полностью сосредоточены на развитии брэнда Тинькофф. Думаю, что это займет полтора или два года. Кстати, пиво идеально соответствует моим ощущениям как человека и предпринимателя.
- Как вы думаете, чем ваше поколение предпринимателей отличается от предыдущего?
- У этого поколения меньше зашоренности и более позитивный взгляд на будущее, более позитивное отношение к своим инвестициям. Если 5-7 лет назад был популярен девиз "Бери больше, кидай дальше" (например, в Швейцарию), то сейчас в бизнес пришло ощущение стабильности и понимание того, что реинвестировать - это важно. Опасения, конечно, все еще есть. Но сейчас берут больше, а кидают только половину.
Интервью брала Игорь СЕРДЮК
29.08.2002
журнал «Витрина», июль-август 2002