Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Затоваренные вещами.


Легкой промышленности не хватает денег населения.

Пессимистические прогнозы на 2002 г., похоже, начинают сбываться. Большинство опрошенных «Фокусом» в конце прошлого года руководителей предприятий легкой промышленности уже тогда почувствовали негативные изменения и высказали мнение, что для отрасли наступают не лучшие времена. Теперь им остается надеяться только на то, что в преддверии осенне-зимнего сезона наши граждане начнут покупать больше отечественной одежды и обуви.

Рост энерготарифов, удорожание железнодорожных перевозок, увеличение коммунальных платежей в первые месяцы года повлекли за собой падение реальных доходов населения, что немедленно отразилось на объемах продаж и производстве продукции легкой промышленности. Согласно данным Госкомстата России, индекс производства продукции на предприятиях легкой промышленности в январе-феврале 2002 г. в сравнении с соответствующим периодом 2001 г. составил 98,8%. По большинству наименований продукции произошло сокращение производства в диапазоне от 0,7% (трикотажные изделия) до 37,9% (юбки). В то же время увеличилось производство таких наименований продукции, как хлопчатобумажные и льняные ткани, ковровые изделия, обувь.

Генеральный директор одного из крупнейших предприятий отрасли - ЗАО «Тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева» - Александр Шашуро сказал «Фокусу», что легкая промышленность вступила в стадию очередного спада. «Нет платежеспособного спроса, - говорит Александр Шашуро, - поэтому и производство падает. По подсчетам наших специалистов, покупательская способность населения в I квартале уменьшилась на 15-17%». Такого же мнения придерживается и главный бухгалтер ООО «Воронежская трикотажная мануфактура» Лариса Климентова. «У нас в I квартале объем выпуска продукции остался на уровне аналогичного периода 2001 г., - говорит она, - продажи падают. Да и как может быть иначе, если в Воронеже средняя зарплата составляет 1500 руб., а квартплата - почти 1000 руб.»

Толлинг с плюсом и с минусом

Согласно мониторингу «Фокуса», лидером промышленного роста в I квартале стало ОАО «Ирбитская швейная фабрика». Объем производства здесь увеличился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 67%. Директор предприятия Валерий Хомяков сказал «Фокусу», что высокая производственная динамика объясняется довольно просто. «Мы ушли от давальческой схемы и сейчас работаем на собственном сырье, - говорит Валерий Хомяков. - Проявились финансовые потоки, выросла выручка от продаж, хотя физический объем увеличился в меньшей степени». Однако высокая положительная динамика не улучшила финансового состояния предприятия. По словам Валерия Хомякова, одновременно с увеличением объема продаж себестоимость продукции за счет энерготарифов и транспортных услуг выросла на 30%.

Сегодня многие предприятия легкой промышленности работают на давальческой схеме. Вынуждены прибегать к толлингу компании, которые не могут самостоятельно закупать сырье и профессионально организовать сбыт готовой продукции. Например, по толлинговой схеме работают многие текстильные предприятия, льнокомбинаты, чулочно-носочные и швейные фабрики. «Я не могу сказать однозначно, плох толлинг или хорош, - заметил в беседе с «Фокусом» Валерий Хомяков, - вся проблема во взаимоотношениях с партнером: сколько он платит за переработку. Чаще всего в роли давальцев выступают темные личности, которые основную часть прибыли забирают себе, а затраты оставляют переработчику».

Несмотря на все минусы, представители многих компаний толлинг, как схему ведения бизнеса, не отвергают. По их мнению, если давальческая схема в разумной пропорции сочетается с закупками собственного сырья и самостоятельным выходом на рынок готовой продукции, то можно избежать незавидной участи толлинговой кабалы. «К сожалению, очень многие предприятия легкой промышленности пока не могут обойтись без давальческой схемы, - говорит Валерий Хомяков, - у них нет собственной эффективной системы сбыта и материально-технического обеспечения. Проще найти ловкого заказчика, который предоставит сырье и заберет готовую продукцию по предельно низкой цене».

Догнать и перегнать времена СССР

Производство продукции в I квартале на АОЗТ «Улан-Удэнская тонкосуконная мануфактура» было таким же, как и в I квартале прошлого года. «Наша динамика не может быть столь стремительной, как на многих других предприятиях, где в последние годы произошло серьезное падение производства, - пояснила «Фокусу» заместитель генерального директора по экономике Валентина Шалак. - Мы не падали, сравнительная база высокая». Улан-Удэнская мануфактура относится к тем немногим предприятиям, на которых наблюдается промышленный рост к уровню советского периода. Например, если в 1990 г. здесь было выпущено 1,734 млн м тканей, то в 2001 г. - 1,808 млн м. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру и абсолютное падение платежеспособного спроса, в 2002 г. запланировано выработать 1,81 млн м шерстяных тканей.

По словам Валентины Шалак, продукция предприятия пользуется традиционно высоким спросом у потребителей. «На склад мы не работаем, - говорит Валентина Шалак, - наши ткани отличает высокое качество. К сожалению, платежеспособный спрос населения падает, увеличить объемы продаж мы не можем». Несмотря на внешнее благополучие, специалистов Улан-Удэнской мануфактуры беспокоит макроэкономическая ситуация. Безудержно растут энерготарифы, постоянно увеличивается плата за железнодорожные перевозки, сокращается прибыль. «Мы живем на краю света, - говорит Валентина Шалак. - Сюда надо привезти сырье, отгрузить продукцию потребителю в Европейскую часть России. В себестоимости метра ткани железнодорожный тариф у нас превышает 10 руб. А цены на энергоносители в Бурятии на 30% выше, чем в среднем по России».

Деньги вперед

ОАО «Парижская коммуна» (Вышний Волочек) выпускает трикотажное полотно и готовые изделия из трикотажа. Предприятие является единственным в стране производителем трикотажа с лайкрой. Генеральный директор компании Дмитрий Косянчук сказал «Фокусу», что высокую положительную динамику удается во многом обеспечивать за счет готовых трикотажных изделий. Для этого на предприятии есть свое швейное производство. «Мы пытаемся обеспечить нормальное производство, - заметил в разговоре с «Фокусом» Дмитрий Косянчук, - но наши усилия сводятся на нет ценовой политикой монополий. Энергоресурсы становятся дороже, растет себестоимость, падает прибыль». Низкая производительность труда и отсутствие возможностей для развития производственной базы оставляют все меньше шансов для конкуренции с нахлынувшим в страну импортом. «Пока наши цены ниже, чем цена импортной продукции из Китая, Кореи или Турции, - говорит Дмитрий Косянчук. - Но если энергоресурсы подорожают еще больше, вырастут цены на российскую продукцию, мы не выдержим конкуренции и покатимся вниз».

Много недовольства со стороны руководителей предприятий легпрома вызывают не столько высокие тарифы на энергоресурсы, сколько порядок их уплаты. Приходится платить авансом и за газ, и за электроэнергию. «Мы платим за месяц вперед, - не скрывает своего возмущения Дмитрий Косянчук. - Энергетики еще не поставили продукцию, а мы уже за нее заплатили. Это экономически неоправданно: предоплата отвлекает немало оборотных средств».

17.04.2002 
Ведущий рубрики - Валерий Виркунен
Русский Фокус №12

17.04.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов