Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Никогда не говори «соль».


Мэру это слово не нравится, поэтому в Москве теперь борются с обледенением молча.

Каждую зиму в Москве бывает около 50 снегопадов и много раз температура пересекает отметку. Идеальные условия для образования гололеда. Каждую зиму тема соляных разводов на ботинках и состояния автодорог становится предметом всеобщего обсуждения. Эта зима особенная - соль попробовали заменить (близкие к мэрии СМИ устроили из этого PR-акцию). Дворники местами продолжают сыпать соль, хотя альтернативные антиобледенители действительно стали применять куда шире, чем раньше.

Серьезную борьбу с гололедом в Москве начали вести в середине прошлого века. Для этого применялась пескосоляная смесь. Классическая вариант такой смеси на 92% состоит из песка и на 8% - из технической соли (NaCl). Такая смесь до сих пор применяется в Петербурге и других городах России, а вот в Москве от нее отказались еще в 1994 г.

Вообще существуют два основных способа борьбы с гололедом - фрикционный (с применением песка, щебня, высевки) и химический (различные реагенты). Пескосоляная же смесь сравнительно эффективна для борьбы с гололедом и на первый взгляд отличается дешевизной.
А в принципе противогололедные материалы должны удовлетворять следующим основным требованиям, объясняет Юрий Розов, заведующий лабораторией содержания автомобильных дорог РосдорНИИ: «Они должны снижать точку замерзания воды при отрицательных температурах, быстро взаимодействовать и плавить снежно-ледяные отложения, не повышать скользкость дорожного покрытия до опасных значений, не вызывать вредного воздействия на дорожные покрытия, не угнетать зеленые насаждения, не оказывать отрицательного влияния на металл, резину и кожу». Это - недостижимый идеал.

Когда по улицам Москвы за зимний период распределялось около полумиллиона тонн пескосоляной смеси (500 000 т песка и 60 000 т соли), то к весне там скапливалось огромное количество песка. Песок попадал в канализацию, засорялись коллекторы. Тамара Самохина, руководитель отдела контроля выбросов и выдачи разрешений московского Департамента природопользования и охраны окружающей среды, говорит: «У Москвы такая система ливнеотводов, что она легко засорялась песком. А в Петербурге ливнеотводы и канализационные трубы - это одно и то же, они широкие, у нас же они разделены. Если сети не смогут справиться с песком, то на улицах будет стоять вода». После таяния снега весной приходилось вывозить из Москвы до 400 000 т песка.

«Еще давно, весной, мы проводили замеры, и оказывалось, что иногда в прибортовой части дорог скапливалось огромное количество песка, до 6 кг на квадратный метр», - говорит Никита Борисюк, профессор кафедры строительства и эксплуатации дорог МАДИ. К 1994 г. мэрия столицы окончательно констатировала: пескосоляная смесь - вовсе не дешевое удовольствие, учитывая траты на ежевесенний вывоз песка и чистку коллекторов. С этого момента на улицах Москвы распределялась техническая соль без песка. «Хлористый натрий - наиболее распространенный в настоящее время как в России, так и за рубежом антиобледенитель, - говорит Юрий Розов. - Так, например, в США ежегодный расход хлоридов на дорожные нужды составляет около 10 млн т, в Германии - 1,6 млн т, в Англии - 1,55 млн т, в Польше - 400 000 т».

Но Москва, перешедшая на соль в чистом виде, столкнулась с другой проблемой. Если средняя посыпка пескосоляной смесью составляла около 150 г на квадратный метр (самой соли - 15 г), то новая методика подразумевала полный отказ от песка, и фактически на дорогу высыпалось от 80 до 150 г соли на метр. «Машины-распределители по паспорту могли сыпать и 30 г соли на метр, но в реальности получалось около 80 г, - говорит Борисюк. - Раньше, если предположить, что в среднем в год проводится 100 пескопосыпок, получалось 1,5 кг соли на квадратный метр, то потом это количество увеличилось до 8 и более килограммов».

Результатом был соляной налет на обуви горожан. Начали гибнуть деревья, стала блеклой трава. Наконец, встали троллейбусы на некоторых направлениях. Машины поднимают в воздух воду с солью, и этот аэрозоль, прекрасный проводник, стал замыкать электрические провода. Вновь начался поиск альтернативы.

Надо сказать, что опыты по применению антиобледенителей проводятся уже давно и существуют даже небольшие мощности по их производству. Вспоминает Борис Коршунков, начальник отдела по координации работ по ремонту и содержанию городских дорог в правительстве Москвы: «Существовали маленькие мощности по производству, например, хлористого кальция фосфатированного, но применялся он только в Александровском саду, у Могилы Неизвестного Солдата. Этот реагент не оставлял после себя высолов, но был дороже. Там только и применялся».

Другую историю рассказал Владимир Горин, замгендиректора компании «Бишофит Авангард». В 80-х приступили к добыче бишофита (хлористый магний модифицированный), из которого производится один российский антиобледенитель, решили использовать его в дорожном хозяйстве, так как уже были известны его свойства. Обратились в Минздрав за санитарным разрешением. А они отказываются: «Не дадим вам разрешение, у нас не хватает фармпрепаратов, а вы хотите бишофит на дорогу высыпать (дело в том, что бишофит обладает бальнеологическими свойствами)». Так и не разрешили его производить для дорожного хозяйства.

Нынешняя зима - особенная
В зимнем сезоне 2001-2002 гг. после долгих разговоров власти Москвы наконец объявили об отказе от применения технической соли. Мэр Лужков даже пригрозил, что руководители коммунальных служб города будут уволены, если разрешат использовать соль на дорогах. Однако ни миллионы, потраченные на новые реагенты, ни заверения правительства не способны легко решить проблему. В ноябре и январе у москвичей опять появились претензии к скользким дорогам и московским дорожным службам. Множество статей на эту тему можно было найти на страницах СМИ. Но Москва продолжает свой эксперимент.

Было предложено множество различных реагентов, но сейчас на дорогах Москвы остались только некоторые. Борис Коршунков перечисляет их: «В этот зимний сезон в Москве планируется распределить 240 000 т жидкого хлористого кальция модифицированного (ХКМ), 74 400 т хлористого кальция фосфатированного (ХКФ), 57 300 т ацетата аммония («Антиснег»), 57 000 т хлористого магния модифицированного («Биомаг»), 43 000 т средства «Нордикс-Р» и 20 000 т нитрата кальция магния, мочевины (НКММ)».

Несмотря на переход на новые реагенты, проблем этой зимой на дорогах предостаточно. При несоблюдении технологии применения антиобледенителей ситуация может даже осложниться. У автомобилистов есть претензии: некоторые антиобледенители замерзают и на дороге образуется ледяная корка.

Вообще, по словам экспертов, зима нынче выдалась аномальная, в течение всего декабря не было острых гололедных ситуаций, а во второй половине января ситуация предельно осложнилась. «Это, конечно, приводит к тому, что мы расходуем больше антиобледенителей, - объясняет Коршунков. - Уже израсходовано более 120 000 т реагентов. Хотя мы справимся с любой ситуацией и химматериалов нам хватит».

За два прошедших года расходы на реагенты выросли, говорят в правительстве Москвы. «Техническая соль, безусловно, была дешевле остальных антиобледенителей, но современные химреагенты эффективнее».


Дмитрий Булгаков
06.02.2002  Русский Фокус №3(40)

06.02.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов