Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Хлебопекарная и кондитерская промышленность.


Особенность хлебопекарной, мукомольно-крупяной, кондитерской отраслей пищевой промышленности - концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и, одновременно, наличие большого количества малых предприятий различных форм собственности. В хлебопекарной отрасли на 990 предприятиях, а в мукомольно-крупяной - на 380 крупных мельницах и хлебозаводах сосредоточено до 90% мощностей по производству продукции.

Эта отрасль начиная с 1998 г. наращивала объемы производства. Наибольший рост хлебобулочных изделий наблюдался в Северо-Кавказском регионе. Сохраняется значительный рост выпуска макаронных изделий на предприятиях Санкт-Петербурга (200%), Псковской (210%), Тверской (262%) и Московской (226%) областях. Благодаря росту цен на импортные изделия повысился спрос населения на отечественные продукты, что позволило производителям существенно нарастить объемы производства и обеспечить бесперебойную работу, несмотря на то что объем поставок импортного сырья значительно сократился. Однако с 1990 по 2000 г. производство хлеба и хлебобулочных изделий сократилось в 1,3 раза, макаронных изделий - в 1,5 раза, кондитерских изделий - в 1,7 раза. В то же время потребление хлебопродуктов на душу населения за эти годы сохранилось на уровне 119-120 кг.

Увеличение производства, наблюдавшееся вплоть до 2000 г., происходило на фоне того, что производственные мощности были загружены на 50%. Однако темпы роста производства хлебобулочных изделий в 2000 г. снизились. Это объясняется насыщением рынка и повсеместным удовлетворением спроса населения.

Если говорить о производстве хлебобулочных изделий, то качество хлеба не стало конкурентным преимуществом на рынке, так как все хлебозаводы выпускают практически одинаковый ассортимент хлебобулочных изделий, а население имеет исторически сложившееся потребление основных видов хлеба. Рынок хлебобулочных изделий уже давно поделен, и производители к тому же не стремятся нарушать географический принцип распределения своей продукции, так как многие руководители считают, что расширение в другие округа только уничтожит и без того невысокую прибыль. Многие предприятия для повышения своей рентабельности решили работать в смежных отраслях, таких как кондитерская, и пытаются увеличить прибыль путем создания собственной сети сбыта продукции (сети фирменных магазинов). Это позволяет наиболее удачливым предприятиям повысить прибыль до 40%. Но главной проблемой для хлебобулочной промышленности, да и для других подотраслей пищевой промышленности, является острая нехватка инвестиций. Но пока каналы сбыта и производственные мощности хлебобулочной промышленности не сконцентрируются в руках лидеров, невозможно разработать инвестиционные программы для потенциальных инвесторов.

За девять месяцев 2001 г. рост производства хлебобулочных изделий составил 7,1%, макаронных изделий - 12,1%. Это связано с тем, что в 2001 г. получен небывалый урожай зерновых. Основным фактором большого сбора урожая зерновых принято считать хорошие погодные условия в большинстве регионов России. Производство кондитерских изделий сильно подвержено сезонным колебаниям (падает к лету, а к зиме снова возрастает). Так, производство кондитерских изделий к июлю упало на 2% по сравнению с январем 2001 г., а уже к сентябрю вновь возросло на 28% по сравнению с уровнем производства июля 2001 г.

Производство муки также сильно упало к июлю 2001 г. (на 6%) по сравнению с началом 2001 г., но уже в сентябре объемы производства составили 123% от уровня июля. Также подвержено сильным сезонным колебаниям и производство крупы.

Из 1257 предприятий хлебопекарной промышленности 896 получили в 2000 г. прибыль в размере 3,552 млрд руб., в то же время 361 компания (29%) работала с убытком - 298 млн руб. В мукомольно-крупяной промышленности из 332 предприятий 234 (70%) получили прибыль 2,475 млрд руб., а 98 - убыток 359 млн руб., в кондитерской промышленности прибыль 248 предприятий составила 4,148 млрд руб., а с убытком сработали более 43% предприятий отрасли. Задолженность по кредитам и займам на начало 2001 г. составила в хлебопекарной промышленности 2,22 млрд руб., в мукомольно-крупяной - 6,645 млрд руб., кондитерской - 8,053 млрд руб.

Анализ данных финансовой отчетности предприятий хлебопекарной, мукомольно-крупяной и кондитерской промышленности за первое полугодие 2001 г. показал серьезные различия в темпах развития предприятий.

Средний удельный вес переменных затрат составляет в хлебопекарной промышленности 40-50%, в мукомольно-крупяной - 70-80%, в кондитерской - 50%. Эти показатели говорят о том, что на всех предприятиях содержание оборудования, которое сильно изношено и работает неэффективно, составляет значительную величину.

Положение с финансами отягощает социальная сфера, которая требует на свое поддержание 5-10% чистой прибыли в хлебобулочной отрасли, 25-30% - в мукомольно-крупяной и 55-60% - в кондитерской.

Рентабельность продаж составляет в хлебобулочной отрасли 6,7%, в мукомольно-крупяной - 12,11%, в кондитерской - 3,5%, а в целом по стране - 9,33%. Чем выше рентабельность продаж, тем большими возможностями располагает предприятие для финансирования своего развития за счет внутренних источников. При его росте расширяются возможности предприятия самостоятельно финансировать свой оборотный капитал, не привлекая на эти цели внешние источники и не отвлекая финансовые ресурсы для выплаты процентов по кредитам.

Неденежные формы расчета в общей структуре расчетов составляют 10-20% в хлебопекарной и мукомольно-крупяной промышленности и 23% - в кондитерской. Период погашения дебиторской задолженности в отрасли существенно разнится. Наименьший срок погашения дебиторской задолженности в хлебопекарной промышленности в 17 дней имеет ООО «Махаон» (Марий Эл), а наибольший составляет 47 дней, в мукомольно-крупяной - наименьший период погашения дебиторской задолженности (41 день) отмечен на ОАО «Екатеринбургский мукомольный завод» (Свердловская обл.), в кондитерской промышленности наименьший период - 8 дней - имеет кондитерская фирма «Услада» (Самарская обл.), наибольший - 32. Поэтому можно сказать, что все предприятия имеют период погашения дебиторской задолженности в пределах нормы и хорошо контролируется состояние расчетов с дебиторами.
Период погашения кредиторской задолженности на предприятиях хлебобулочной промышленности, равный 12 дням, значительно превышает период погашения кредиторской задолженности в кондитерской промышленности, равный в среднем по отрасли 38 дням. В структуре краткосрочной задолженности задолженность перед поставщиками и подрядчиками в хлебобулочной промышленности составляет 52%, а в кондитерской - 70%. Это говорит о том, что предприятия кондитерской промышленности охотнее пользуются коммерческими кредитами. Причем в хлебобулочной промышленности наибольший период погашения кредиторской задолженности составляет 18 дней, а наименьший - 1 день - имеет Орловский комбинат хлебопродуктов, в кондитерской промышленности наибольший период оборачиваемости кредиторской задолженности поставщиков равен 66 дням, а наименьший составляет 11 дней на ООО «Услада» (Самарская обл.). В мукомольно-крупяной промышленности наименьший период погашения кредиторской задолженности составляет 9 дней на Екатеринбургском мукомольном заводе.

Таким образом, можно сказать, что предприятия хлебобулочной и кондитерской промышленности имеют дефицит оборотных средств, так как период погашения дебиторской задолженности значительно превышает период погашения кредиторской задолженности, т. е. срок расчетов с поставщиками наступает быстрее, чем поступают денежные средства от покупателей за отгруженную продукцию.

Окончание читайте в журнале "Русский Фокус".

31.01.2002  Русский Фокус №2(39)

31.01.2002



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2025, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов