Дилерам нужны "Волги"
МАП может заставить ГАЗ восстановить их выпуск
Резкое сокращение выпуска "Волг " на Горьковском автозаводе (ГАЗ) стало объектом эксклюзивного расследования антимонопольных органов. А инициатором такого расследования стали не обделенные "Волгами" автолюбители, а нижегородские дилеры, которые теряют доход от сокращения поставок автомашин.
Как рассказал "Ведомостям" замруководителя Нижегородского отделения Министерства по антимонопольной политике (МАП) Валерий Анкудинов, жалоба дилеров ГАЗа на снижение выпуска машин класса Е будет рассматриваться 19 декабря. Единственный российский легковой автомобиль класса Е - "Волга". И теперь представители ГАЗа должны будут доказать, что падение производства "Волг " было вызвано объективными причинами: например, что это произошло из-за выбытия из строя мощностей, или из-за недопоставки комплектующих, или из-за снижения спроса на "Волги". Анкудинов заявил, что, если убедительных доказательств приведено не будет, чиновники констатируют, что Горьковский автозавод злоупотребляет положением монополиста, и выпишут ему предписание восстановить объемы производства легковых автомобилей. Ведь купившая ГАЗ компания "Руспромавто", получая в начале этого года разрешение МАПа на покупку более 25% автозавода, дала Нижегородскому отделению МАП обязательство не снижать выпуск "Волг ".
Советник гендиректора ГАЗа по СМИ Максим Ремчуков признает, что автозавод действительно сократил производство этих машин: в 2000 г. их было сделано 116 000, прогноз на этот год - 82 000. Однако, по словам Ремчукова, в будущем году ГАЗ планирует собрать уже 96 000 - 98 000 легковушек.
Поэтому нынешние претензии МАПа на ГАЗе считают несостоятельными. Ремчуков заявляет, что сокращение выпуска необходимо, чтобы вывести ныне убыточное производство легковых автомобилей на уровень хотя бы минимальной рентабельности. И эта политика уже дает результат: если в 2000 г. балансовый убыток ГАЗа составил около 5 млрд руб. , то этот год завод надеется закончить без убытков. "Мы считаем абсурдным вводить сейчас третью смену и увеличивать объемы производства [до прежнего уровня]. Это принесет нам или новые убытки, или затоваривание складов", - отмечает Ремчуков.
Представитель ГАЗа не исключает, что антимонопольное разбирательство - это происки недовольных дилеров. Ведь сейчас лишь 20% всех "Волг " получают независимые нижегородские дилеры, число которых не превышает 15, а остальные 80% продаются через 22 региональных склада самого ГАЗа. При прежних хозяевах ГАЗа пропорция была обратной, а число сторонних дилеров переваливало за 750. Потерянную прибыль дилеров подсчитать нетрудно. В прошлом году ГАЗ реализовал "Волг " почти на $500 млн, и 80% этих средств проходило через нижегородских дилеров. Если предположить, что их наценка составляла хотя бы 5% , получается, что раньше они зарабатывали минимум $100 млн в год, а сейчас - $20 млн.
"Нас попросту душат независимо от того, какую предоплату мы обеспечиваем", - говорит представитель компании "Авангард-Авто" Валерий Бахирев. По его словам, дилер получает с ГАЗа партию машин в среднем через 24 дня после оплаты. А газовские региональные центры - "дочки" автозавода - получают товарный кредит и рассчитываются за машины по мере их реализации. В итоге, по словам Бахирева, в региональных центрах склады затоварены, а у нижегородских дилеров - дефицит: "Сейчас мы продаем 5 - 10 машин в день, раньше - минимум 30". Представитель одной из фирм - дилеров ГАЗа на условиях анонимности сообщил, что якобы с 1 января в Нижегородской области вообще останется только два-три официальных дилера ГАЗа.
Аналитики считают, что шансов на удовлетворение жалобы в МАП у дилеров нет. Максим Матвеев из Альфа-банка полагает, что ГАЗу будет несложно доказать, что спрос на "Волги" сокращается, что слишком сильна конкуренция с "Жигулями" и что продавать "Волги" по той цене, которая устраивала бы завод-производитель, невозможно. Андрей Иванов из "Тройки Диалог " говорит, что антимонопольным органам вообще будет сложно доказать, что ГАЗ является монополистом. "МАП исходит не из расчета доли предприятия в российском производстве, а из доли в потреблении продукции, - говорит Иванов. - Так вот, большую часть российского парка легковых машин класса Е занимают иномарки, в основном подержанные, а далеко не "Волги".
Коли так, то перед Нижегородским отделением МАП встанет непростой выбор: или согласиться с объективными доводами ГАЗа, или призвать "Руспромавто" отвечать за обещания, данные при покупке акций автозавода.
Мария Рожкова, Владислав Максимов
13.12.2001
Ведомости