Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Монополия ноу-хау

Новые технологии строители разрабатывают для "внутреннего пользования"

В ноябре в Екатеринбурге прошла пятая международная выставка "Урал-стройиндустрия". Экспозиция объединила огромное количество строительных материалов и техники. А вот долгожданного прорыва новых технологий не случилось. Между тем рынок жилищного строительства на Урале всегда чутко реагирует на рождение современных технологических разработок, которые позволяют снижать затраты и при этом возводить более комфортное и стильное жилье.

Такие технологии на уральском рынке, безусловно, появляются. Только создатели ноу-хау не носятся с проектами по выставкам и не ищут для реализации идей состоятельных инвесторов. Дело в том, что авторы высокотехнологичных новшеств - специалисты известных строительных предприятий.

Сталкиваясь на практике с недостатками материалов и технологий, конструкторы пытаются их модернизировать. При этом крупные фирмы имеют достаточно средств, чтобы довести новые технологии до производства. При этом, реализовав изобретение на практике, отнюдь не спешат делиться разработками с коллегами по рынку. Обладание новыми запатентованными материалами и технологиями гарантирует им преимущество на рынке, выгодно выделяя из общего ряда конкурентов и обеспечивая заказами надолго вперед. Именно поэтому на уральском рынке строительства наметилась тенденция - производить ноу-хау для внутреннего пользования.

Панельная выкладка

Начнем, как водится, с проектирования жилья. В советскую эпоху панельные дома удовлетворили скромные запросы миллионов жителей коммунальных квартир. Но с годами запросы становились все более нескромными, а панельные клетки все менее востребованными: горожанам захотелось индивидуальной планировки, чистой воды, тепла и хорошей звукоизоляции.

Застройщики задумались: возможно ли сделать жилье одновременно доступным по цене и комфортным. Кирпичная кладка (от 600 долл./кв. м) отвечает всем запросам потенциальных покупателей, но требует больше времени и затрат на возведение. Панельный метраж стоит дешевле (400 долл./кв. м), но отрицает творческий подход к планировке и не обеспечивает хорошей теплоизоляции. Достичь золотой середины проектировщики попытались, объединив кирпичные стены и панельный каркас дома. Проект казался заманчивым, но реализовать его долго не получалось: оборудование любого бывшего советского производства позволяло выпускать железобетонные конструкции строго заданных размеров - и никакого креатива.

Инженеры института "Екатеринбургпроект" разработали новую технологию наращивания типовых панелей до необходимых размеров. Теперь проектировщики легко могли достичь нестандартной планировки квартир, изменив высоту и ширину комнат, габариты санузла. Нашлись и инвестиции - застройщики, почувствовав выгоду разработки, начали инвестировать средства в модернизацию производства.

Строительная фирма "Стин-Вест" (выходцы из Домостроительного комбината), к примеру, закупила кассетные машины для выпуска панелей и совместно со строительным предприятием "Уралтрансстрой" реконструировала их. Это позволило нарастить несущие панели до нужных размеров. Все квартиры в экспериментальном кирпично-панельном доме с 3-метровыми потолками, большими комнатами и двумя санузлами, ценой в 500 долларов за "квадрат" быстро продали, и сегодня модуль поставлен на поток.

Но продавать панели другим домостроительным организациям предприятие не намерено. По словам заместителя директора "Стин-Веста" Сергея Мохова, фирма, основное направление деятельности которой - строительство жилья, вкладывала средства в разработку идеи и модернизацию производства специально для того, чтобы обеспечить себя постоянными заказами.

Железный аргумент

Комфортное жилье предполагает нестандартное решение и внешнего облика зданий: отделка фасада так же важна для жильцов, как планировка квартир и высота потолков. А между тем ничего оригинального, чем можно было бы зацепить потребителя, на уральском рынке строительных материалов нет. Безусловно, есть зарубежные разработки высокого качества, но и столь же высокой цены. В частности, одним из самых современных отделочных профилей считается алюминиевый. Но его цену (150 долл./кв. м) уральский потребитель потянуть не в состоянии.

Правда, министерство путей сообщения строит в Екатеринбурге здание, которое будет облицовано алюминием в сочетании с тонированным стеклом - комплекс Уральского регионального центра управления перевозками. Сегодня это самая затратная стройка на Урале. Генеральным проектировщиком объекта наряду с институтом "Уралжелдорпроект" выступила московская архитектурная мастерская "АМ-19", а генеральным подрядчиком - Балтийская строительная компания. По мнению экспертов, такое произведение строительного искусства в провинции можно создать только на "московские деньги".

Для "уральских денег" местные рационализаторы придумали технологии изготовления более доступных облицовочных материалов. Около двух лет назад в поселке Магнитка под Первоуральском завод "Фасст" внедрил в массовое производство собственную разработку - облицовочные плиты "Фасст" (асбоцементные листы с декоративным напылением из каменной крошки). Этими панелями теперь обшивается значительная часть не только свердловских, но и российских зданий. Полгода назад подобные панели под названием "Фэйс" начал делать екатеринбургский завод фасадных материалов.

Впрочем, новый фасадный материал уральских строителей применяется исключительно на отделке жилья эконом-класса. Широкую дорогу в спальные микрорайоны обеспечила ему главным образом доступная цена. Строители "элитки" полагают, что пускать подобные материалы в центр города нежелательно: архитектурные возможности невысоки, кроме того, замечено осыпание крошки и отличие панелей по цвету.

Отделка из красного кирпича - еще несколько лет назад признак элитного дома - сегодня банальна. Отчасти спасает ситуацию декоративный желтый кирпич, на выпуск которого в соответствии с пожеланиями заказчиков перешли многие кирпичные производства Свердловской области.

И все же потенциальные покупатели дорогих квартир (от 1 тыс. долл./кв. м) предпочитают видеть свои дома оштукатуренными или "одетыми" в модный и долговечный фасад. На спрос нашлось предложение: екатеринбургская компания "Металлайн", специализирующаяся на монолитном домостроении, совместно с кафедрой строительного производства и архитектуры УГТУ-УПИ разработала и запатентовала технологию изготовления и монтажа металлических вентилируемых фасадов. По сути пластины "металлайн" - это горячеоцинкованные стальные листы, которыми дом облицовывается снизу доверху. Конструкция стильна и долговечна, а цена (40 долл./кв. м) втрое ниже импортных аналогов. Среди российских материалов пока нет ничего подобного. И это во многом определило востребованность ноу-хау на уральском рынке. В Челябинске в фасад от "Металлайна" одет автоцентр "Mitsubishi", в Тюмени - здания арбитражного суда, аэроконтроля и ТЭЦ-1, резиденция тюменского губернатора. В Екатеринбурге - операционный блок онкологического диспансера и известный как раз своим "лицом" элитный жилой комплекс на улице Белинского. Через два месяца предприятие начнет строительство гигантского жилого комплекса "Новый центр" в исторической части Екатеринбурга. Главный инженер "Металлайна" Дмитрий Красный не сомневается, что стальная обшивка зданий впишется в старинный архитектурный стиль района.

Сдержанный прорыв

В русле общей тенденции "Металлайн" не спешит завоевать российский рынок, реализуя свой проект исключительно на рынке региональном. Предприятие не намерено продавать разработку, технология разработана для использования исключительно автором. Более того, эта плодовитая на идеи строительная компания готовится в ближайшем времени пустить в ход еще одну новую технологию, идеальную, по словам Дмитрия Красного, для возведения массового доступного жилья. Однако делиться подробностями про новые дома для тех, "кто ездит на девятках и подержанных иномарках", в компании отказываются.

Точно так же, как руководитель производственно-технического отдела строительной фирмы "Атомстройкомплекс" Андрей Хорошавин не спешит рассказывать про ноу-хау своего предприятия: оно намерено использовать в монолитном строительстве принципиально новые вентиляционные короба собственной разработки, которые, по задумке, улучшат микроклимат в жилом доме.

Генераторам строительных идей очень хочется оставаться монополистами своих ноу-хау: на этом рынке дороже всего ценятся штучные технологии. К тому же использование материалов собственного производства снижает себестоимость строительства, тем самым делая его еще более конкурентоспособным.

Кроме того, авторы разработок не без оснований опасаются, что при тиражировании продукт потеряет не только уникальность свойств, но и сами свойства. Так случилось, в частности, с панелями "Фасст": их массовое производство, а также хороший спрос в муниципальном секторе обернулись многочисленными аналогами российских производителей. И теперь "отцы" изобретения вынуждены публиковать листовки с перечнем производителей лже-фасстов.

"Металлайн" тоже зарекся продавать свои конструкции на сторону: сказался отрицательный опыт работы с сургутскими строителями, которые купили комплектующие, а смонтировать систему не смогли. Опасаясь профанации идеи, фирма сама не только производит, но и монтирует фасады.

Отталкивает обладателя технологии от постановки производства на поток и необходимость разработки эффективной сбытовой политики, организации торговых подразделений: это дополнительные расходы, новые сотрудники. И вообще это другое направление деятельности: все-таки задача строителей - возводить дома, а не торговать технологиями.

Дополнительный шуруп в конструкции или новый колор в отделке сегодня за ноу-хау не считается. Новые технологии - это и более высокие потребительские качества квартир, и сжатые сроки строительства, и качественные материалы, и другая эстетика. На уральском строительном рынке - это еще и штучность. И до тех пор, пока в этой нише не будет конкуренции, а новинки будут выходить с производств под грифом "для внутреннего пользования", на новый, более доступный уровень цен на жилье рассчитывать не приходится.

Мечта пастуха

Специалисты кафедры энергетики УГТУ-УПИ, работающие над программой "Энергоэффективный дом для села", опробуют на практике реконструкцию в "элитное" жилье... сельских коровников. Подробности модернизации держат в строгой тайне: в случае успеха альянс разработчиков и строителей рассчитывает на стабильные доходы, ведь, по утверждению авторов проекта, на реконструкцию не потребуется больших затрат. Материал для наружной отделки бывших коровников тоже выбран максимально доступный: совместно со строителями инженеры закупили металлический термопрофиль производства челябинской фирмы "Инси" по цене 6 долл./кв. м, который в городском строительстве используется исключительно для облицовки промышленных помещений и остановочных комплексов.

От подрядчика - по способностям, от заказчика - по рублю

Настоящий hi tech в уральском строительстве воплощается нечасто: реализация высоких технологий предполагает хорошее финансирование.

Одной из первых прорывных новинок, буквально перевернувших отечественное домостроение, стало монолитное строительство. Оно пришло в СССР лет пятнадцать назад и, казалось, сразу должно было отвергнуть возведение домов по кирпичику: достаточно установить в нужном месте опалубку и залить "скорлупу" бетоном. Быстро, качественно, а главное - такая технология гарантировала высокие потребительские качества жилья: свободу планировки, тепло- и звукоизоляцию, прочность.

Однако отказаться от привычных технологий оказалось непросто, да и не всегда целесообразно: сотни советских заводов были нацелены на выпуск железобетонных конструкций и строительного кирпича.

Когда страна дошла до рыночных отношений, несколько екатеринбургских строительных фирм оценили перспективность монолита и обзавелись собственной опалубкой. По словам начальника производственно-технического отдела компании "Атомстройкомплекс" Андрея Хорошавина, с тех пор процесс строительства стал не только качественнее, но и значительно ускорился. Тем не менее в Екатеринбурге строители не торопятся перейти на монолит. Более того, на рынке монолитного домостроения практически нет конкуренции. Заместитель директора фирмы "Стин-Вест" Сергей Мохов убедился в этом на примере собственного предприятия: "Стин-Вест" запроектировал дом, получил землеотвод, привлек дольщиков для возведения монолитного дома в центре Екатеринбурга. И тут оказалось, что предприятия, обладающие опалубкой, можно по пальцам пересчитать, и почти все они обеспечены заказами на годы вперед и не готовы рассматривать новые предложения. В результате пришлось приглашать подрядчика с опалубкой из Новоуральска.

Передовая технология, многократно доказавшая жизнеспособность за границей, у нас оказалась слабо реализованной из-за того, что ее воплощение многим строительным фирмам не по силам. К примеру, Среднеуральское управление строительства (Новоуральск) купило импортную опалубку (бывшую в употреблении чуть больше года) за 12 млн рублей. Для покупки пришлось брать кредит под 20% годовых. А небольшие фирмы оказываются перед выбором: покупать оборудование или закрывать финансирование многих плановых программ.

Не хватает качественного оборудования и для изготовления современных материалов, способных продвинуть строительство на сто шагов вперед. Например, недавно мир получил плавающий кирпич: при высокой прочности, он суперлегкий, не тонет в воде. Однако на Урале здание из подобного материала в ближайшие десятилетия не построит никто: только основное оборудование для производства плавающего кирпича стоит около 5 млн долларов. Такие вложения уральским строителям не по силам. На их технологические амбиции рынок накладывает финансовые ограничения.


Елена Смирнова
7.12.2001  Эксперт,Урал #23

07.12.2001



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2025, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов