Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Фанерное благополучие


Пейзаж всеобщего роста портят нищие лесорубы

Кроме традиционных для отечественной экономики проблем - нехватки инвестиций и роста тарифов естественных монополий - лесной комплекс России испытывает и весьма специфические проблемы. Некоторые из них, как, например хронический дефицит сырья, кажутся в нашей стране абсурдными. Но, несмотря на все сложности, лесная промышленность демонстрирует пусть и не самый высокий, но все же стабильный экономический рост.

Согласно данным Госкомстата индекс производства продукции на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в январе-октябре по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 102,4%. При этом соотношение темпов роста и динамики цен на продукцию отрасли дает основания не относить лесную промышленность к генераторам инфляции (подробнее см. «Фокус» № 30 от 5 ноября 2001 г.). Хотя в IV квартале темпы роста в целом несколько выросли, продолжали сокращаться физические объемы вывоза древесины, производство пиломатериалов и некоторых видов продукции для предприятий строительной индустрии. В то же время по итогам десяти месяцев отмечен значительный экономический рост на предприятиях, выпускающих продукцию высокой степени технологической готовности. Производство картона, например, выросло на 12,6%, готовых деревянных домов - на 13,2%, фанеры - на 6,5%, целлюлозы - на 5,8%, бумаги - на 3,5%.

Продолжалось сокращение производства на одном из крупнейших деревообрабатывающих предприятий отрасли - Соломбальском ЛДК. Как пояснил «Фокусу» представитель администрации предприятия, в январе-октябре реализация пиломатериалов снизилась, по предварительным данным, на 19,4%. Вместе с тем положение в IV квартале несколько улучшилось и объемы продаж возросли. В то же время физические объемы экспорта продукции сохранились практически в тех же объемах, что и в январе-октябре 2000 г. Однако за счет падения мировых цен на пиломатериалы объем экспорта в стоимостном выражении снизился, что не могло не сказаться на общих финансовых показателях. «Мы ожидаем, - говорит собеседник «Фокуса», - что по результатам года объем производства на комбинате составит 80-85% в сравнении с 2000 г.».

Представитель департамента лесного комплекса администрации Архангельской области считает, что Соломбальский ЛДК, несмотря на некоторое снижение производства, нельзя относить к тем предприятиям, которые продолжают переживать кризис. «Комбинат работает надежно, - сказал собеседник «Фокуса», - после интенсивного роста можно ожидать и снижения. Если будет спрос на продукцию, он сумеет увеличить производство практически немедленно». По его словам, Соломбальский ЛДК сегодня стремится к дальнейшему расширению и укреплению своей сырьевой базы, приобретая лесозаготовительные предприятия.

Итоги работы Сегежского целлюлозно-бумажного комбината в январе-октябре показывают, что все основные плановые показатели перевыполнены, а объемы производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились (см. таблицу). За десять месяцев выпуск целлюлозы на предприятии вырос на 17,4%, бумаги - на 17,1%, бумажных мешков - на 9,6%. Значительно превышены показатели производства продукции лесохимии: мыла, скипидара, таллового масла и канифоли. Помощник генерального директора Сегежского ЦБК Николай Габалов пояснил «Фокусу», что по натуральным показателям комбинат превысил уровень производства 2000 г. еще 10 ноября, а план производства на 2001 г. может быть выполнен 24 декабря.

Нищий лесоруб
Лесная промышленность Архангельской области в январе-октябре в целом не снизила темпов роста. Производство целлюлозы, бумаги, картона, фанеры увеличилось по отношению к аналогичному периоду прошлого года. «К сожалению, от прошлогодних объемов сильно отстают лесорубы, - отметил в разговоре с «Фокусом» чиновник областной администрации, - лесозаготовка продолжает находиться в глубочайшем кризисе. Цены на топливо, электроэнергию, железнодорожные перевозки, технику и запчасти выросли, а круглый лес стоит столько же, сколько и год назад». По утверждению собеседника «Фокуса», ценовой дисбаланс привел к тому, что предприятия лесозаготовительной и лесопильной промышленности стали нерентабельными.

В Архангельской области, как и в других регионах, создаются вертикально интегрированные холдинги, в состав которых в ряде случаев входят и лесозаготовительные подразделения. Однако для радикального улучшения положения требуется такой объем инвестиций, обеспечить который за счет собственных источников холдинг не в состоянии. «Лесоруб как был нищим, так нищим и остается, - говорит собеседник «Фокуса», - а внутрикорпоративное перераспределение прибыли не сделало его богаче».

Между тем финансовое состояние ряда лесозаготовительных предприятий Карелии значительно улучшилось лишь после того, как они вошли в вертикально интегрированные структуры. Три леспромхоза, которые являются дочерними структурами Сегежского целлюлозно-бумажного комбината - «Валдайлес», «Сегежалес» и «Чупинский», - работают устойчиво и бесперебойно обеспечивают сырьем подразделения холдинга. Генеральный директор Сегежского ЦБК Василий Преминин пояснил «Фокусу», что если судить по итогам десяти месяцев, то лесозаготовители чувствуют себя неплохо. «За время работы в нашем холдинге леспромхозы сумели существенно увеличить объемы заготовок, - говорит Преминин, - они обновили технику, устранили проблемы с зарплатой и налогами».

Фанерное благополучие
Высокий спрос на фанеру определяет относительное благополучие предприятий, ориентированных на выпуск этой продукции. Уверенно наращивает производство продукции ЗАО «Уралфанком» (пос. Синячиха Свердловской области). Компания выпускает до 6000 куб. м фанеры в месяц, более 80% продукции продает на экспорт. Исполнительный директор «Уралфанкома» Валерий Данилов в разговоре с «Фокусом» отметил, что на предприятии за счет собственных средств проводится коренная реконструкция производства, устанавливается современное оборудование. «Мы учли требования рынка и перешли на выпуск фанеры европейского стандарта, - говорит Валерий Данилов, - мы заняли свою нишу и стараемся ее сохранить».

Продолжает сохраняться устойчивый рост на Тюменском фанерном комбинате. В январе-октябре объем выпуска продукции здесь увеличился на 23% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. В разговоре с «Фокусом» финансовый директор предприятия Нина Пшонко отметила, что фанера сегодня пользуется на рынке повышенным спросом. Объемы продаж растут. Постепенно вступает в строй простаивающее оборудование, коэффициент его использования приближается к оптимальному.

«Самая главная наша проблема - сырье, - говорит Нина Пшонко, - березовый кряж, смолы и другие материалы становятся все дороже. В общей сложности сырье подорожало на 50%, а готовая продукция - менее чем на 5%. Цены на фанеру практически не растут. Продукции на рынке много, конкуренция очень высокая». В этом году Тюменский фанерный комбинат существенно расширил поставки продукции на экспорт, доля которого в общем объеме производства составляет 11%. Несмотря на устойчивые экономические показатели, экономисты комбината не считают, что настал период стабильного благополучия. Серьезные опасения вызывает отсутствие прочной сырьевой базы.

Статья публикуется в сокращенном варианте.
Окончание читайте в журнале "Русский фокус".


Ведущий рубрики - Валерий Виркунен
29.11.2001  Журнал "Русский Фокус" №33

29.11.2001



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов