Те же палочки, только китайские.
Новая мода в ресторанном бизнесе.
Рестораторы, заполонив Москву японскими заведениями, взялись за новое направление. Следующий сезон пройдет под эгидой китайской кухни - одной из самых популярных в мире. Сразу несколько компаний объявили об открытии китайских ресторанов, которых сейчас на рынке явно недостаточно.
Любовь россиян к китайской кухне подтверждают исследования агентства "КОМКОН": ее предпочитают 12% представителей среднего класса. Для сравнения: 62% делают выбор в пользу русской, 34% - кавказской, 22% - итальянской и 8% - японской кухни. При этом японская еда все еще считается самой модной. Два-три года назад появилась сеть "Якитория", рестораны "Джусто", "Сэндай", "Суши Весла", "Япона Мама" и др. Только за последний год число японских ресторанов удвоилось, и, по данным сайта sushi.ru, сейчас в столице более 110 заведений, где подаются японские блюда.
Китайских же ресторанов в Москве около 30. Это капля в море, поскольку всего в городе, согласно информации компании ACNielsen, насчитывается более 700 ресторанов. Однако, по оценкам Сергея Фадеева, генерального директора ресторана "Пекинская утка" на Тверской, со временем китайские блюда будут подаваться в каждом десятом московском ресторане. Он ссылается на то, что именно китайская кухня вместе с итальянской считаются самыми популярными в мире.
По мнению специалистов, мода на китайские рестораны должна повторить судьбу японской кухни. То есть постепенно на смену местам со средним счетом от $50 на человека придут демократичные сети ($20 - 30 и ниже). Моду подхлестнут два известных ресторатора - Аркадий Новиков и Андрей Деллос, которые в следующем году открывают по одному "китайскому" заведению. Ресторан Деллоса будет по соседству с его же "Кафе Пушкинъ", а Новиков помещения пока не нашел. Фадеев обещает, что в случае успеха своей "Пекинской утки" создаст целую сеть. Владельцы ресторана восточной кухни "Ки-ка-ку" на днях открыли ресторан "Китавасия", а компания "Веста-Центр-Интернешнл", владелец "Якитории" и "Ги-но Таки", также собирается в следующем году запустить недорогую китайскую сеть. "Росинтер", крупнейшая ресторанная компания в Москве, к рынку пока присматривается. Хотя два месяца назад она переименовала свое японское подразделение в "азиатское".
Размеры вложений компании не называют. Однако известно, что квадратный метр без учета аренды обычно обходится от $700 до $1400. Площадь "Китавасии" - 700 кв. м, "Пекинской утки" - 2000 кв. м.
Создавать моду на китайскую кухню российским рестораторам придется самостоятельно. В отличие от итальянской (Pizza Hut, Sbarro) или мексиканской (TacoBell) крупных франчайзинговых сетей китайской кухни в мире нет. В Америке и Англии, где китайская еда особенно популярна, большинство ресторанов держат китайские семьи.
Елена Новицкая, PR-директор холдинга "Росинтер", сомневается, что китайские заведения смогут повторить триумфальный путь японских ресторанов. "Кухня Страны восходящего солнца отвечает всем представлениям о здоровом питании, а китайская еда жирная, смешанная и тяжелая - на нее найдется меньше любителей", - говорит она.
Впрочем, москвичи пока еще не очень избалованы ресторанами и вряд ли упустят возможность попробовать новую кухню. Согласно исследованию маркетингового агентства Magram Market Research, 53% посетителей "демократичных" ресторанов выбирают их спонтанно и лишь 38% заранее знают, куда хотят пойти.
КИТАЙСКАЯ МОДА.
За последние годы элементы китайской культуры проникали в Россию медленно, но верно. В Москве на Новом Арбате открыт китайский супермаркет, традиции китайской кухни прививаются через сеть автобуфетов "Хуан Хэ", при оформлении интерьера стало модно использовать идеи фэн-шуй, а пару лет назад в моду вошел китайский кинематограф. В то же время в Москве в отличие от других мегаполисов пока не сформировался свой "китайский квартал", хотя в российской столице официально зарегистрировано порядка 20 000 выходцев из Поднебесной.
Анна Людковская
16.11.2001
Ведомости